ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-360/17 от 18.01.2018 Калининградского гарнизонного военного суда (Калининградская область)

дело № 2а-4/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 января 2018 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Болдырева В.В., при секретаре Колесниковой Н.В., с участием административного истца, представителя административного истца и заинтересованного лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части об оспаривании действий должностных лиц Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), связанных с включением в акт контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово – экономической и хозяйственной деятельности войсковой части выводов о незаконности расходования им бюджетных средств, в сумме 1 000 786, 95 рублей,

установил:

командир войсковой части обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее – МУ КФИ) по включению абзаца первого и второго п. 3.2 в части признания неправомерными (незаконными) расходов бюджетных средств на выплату заработной платы стрелкам военизированной охраны (далее – ВОХР) войсковой части на сумму 1 000 786 рублей 95 копеек, в акт контрольных мероприятий от 18 марта 2016 г. (далее –Акт).

В судебном заседании административный истец ФИО2 на требованиях изложенных в административном иске настаивал, и пояснил что с марта 2013 года по 31 января 2016 года в войсковой части стрелками военизированной охраны (далее - ВОХР) охранялись особо важные и режимные объекты. Согласно примечанию 125 к штату воинской части, при наличии на охраняемых объектах контрольно-пропускных пунктов разрешалось за счет численности стрелков содержать контролеров на контрольно-пропускном пункте. Среди охраняемых объектов большая часть является объектами, на которых стрелки ВОХР фактически исполняли обязанности контролеров контрольно-пропускных пунктов (далее – КПП). При приеме на работу стрелкам ВОХР устанавливались тарифные ставки по второй группе, а стрелкам, выполняющим обязанности контролеров КПП через год работы устанавливались тарифные ставки по третьей группе. Вместе с тем, в оспариваемом акте контрольных мероприятий указано, что командование части необоснованно установило стрелкам ВОХР должностные оклады, соответствующие третьей группе размера тарифных ставок, которая устанавливается в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками стрелков ВОХР третьего разряда в связи с чем, МУ КФИ была установлена переплата заработной платы стрелкам ВОХР, с чем административный истец не согласен.

Представитель административного истца и заинтересованного лица ФИО1 поддержала требования административного искового заявления, просила их удовлетворить, пояснив, что Генеральный штаб ВС РФ, утвердив в штате войсковой части подразделения военизированной охраны, а не подразделения сторожевой охраны, тем самым подтвердил, что объекты войсковой части являются особо важными и режимными в связи с чем, вопреки выводам МУ КФИ иных документов подтверждающих данное обстоятельство не требуется. Кроме того, приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. № 555, а затем от 23 апреля 2014 г. № 255 было установлено, что размеры тарифных ставок рабочих воинских частей устанавливался исходя из групп по размерам тарифных ставок соответствующих присвоенному квалификационному разряду согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (далее - ЕТКС). При этом, до утверждения новых выпусков ЕТКС применяются выпуски, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС и действующие на территории РФ в соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 12 мая 1992 г. № 15а. Таким образом, тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 10 ноября 1993 г. № 31 не применяются ввиду того, что вышеуказанными приказами Министра обороны РФ регламентировано применение характеристик, предусмотренных в ЕТКС или в таблицах указанных приказов.

Административный ответчик, уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать и указал, что в ходе проведения контрольных мероприятий в войсковой части административный истец не представил МУ КФИ документы, подтверждающие отнесение охраняемых стрелками ВОХР военных городков к особо важным объектам. При этом только охраняющие военный городок стрелки ВОХР допущены к исполнению должностных обязанностей с оружием.

Поскольку вопреки тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих указанным в приложении к постановлению Минтруда от 10 ноября 1992 г. стрелки ВОХР войсковой части осуществляли охрану объектов (за исключением военного городка ) не относящихся к особо важным объектам, у командования воинской части не имелось оснований для установления им третьего разряда. Кроме того, с рядом работников ВОХР были заключены договора как с контролерами КПП, а с другими работниками ВОХР (кроме начальствующего состава) были заключены трудовые договора как со стрелками. При этом, командир войсковой части имел возможность при необходимости распределить рядовой состав ВОХР по соответствующим их функциональным задачам должностям, поскольку штатом войсковой части не предусмотрено ограничений по количеству возможных должностей контролеров КПП (за счет должностей стрелков).

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие ответчика.

Заслушав объяснения административного истца и представителя административного истца и заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующему.

Как видно из копии акта от 18 марта 2016 г. контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности <данные изъяты> проведенных МУ КФИ МО РФ с 24 февраля по 19 марта 2016 г., за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, контрольными мероприятиями установлена переплата должностных окладов стрелкам ВОХР на сумму 1 000 786,95 руб. (за вычетом НДФЛ – 149 571 руб.).

Как следует из п. 3.2 Акта , переплаты должностных окладов были произведены в нарушение требований Примечания 1 к таблице 84 Раздела II Приложения к приказу , Примечания 1 к таблице 102 Главы VII Приложения к приказу , Приложения к Постановлению Минтруда от 10 ноября 1992 г., в 116 случаях стрелкам ВОХР, не участвовавшим в охране военного городка , устанавливались должностные оклады, соответствующие III группе размера тарифных ставок, которая устанавливается в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками стрелков ВОХР 3 разряда. Документов относящих военные городки (за исключением военного городка ), охраняемые стрелками ВОХР войсковой части , к особо важным объектам в ходе контрольных мероприятий не представлено. При этом, только охраняющие военный городок стрелки ВОХР допущены к исполнению должностных обязанностей с оружием.

В соответствии таблицей 84 Раздела II Приложения к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 (действовавшем до 27 июля 2014 года), по должности стрелка предусматривалось установление тарифных ставок по II и III группе. При этом, согласно примечанию 1 к данной таблице, конкретная группа размеров тарифных ставок по профессиям рабочих, указанным в настоящей таблице, устанавливалась в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда выполняемых работ.

Аналогичные положения содержатся в таблице 102 Главы VII Приложения и примечании 1 к вышеуказанной таблице, приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Положением о ведомственной охране Министерства обороны РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 960, ведомственная охрана создаётся в составе воинских частей и организаций Вооружённых Сил РФ.

Нормы численности работников подразделений военизированной и сторожевой охраны, входящих в ведомственную охрану, разрабатываются и утверждаются Министерством обороны РФ в зависимости от важности охраняемых объектов и объема задач по их защите от противоправных действий.

Исходя из правовых норм ст. 8 Федерального закона «О ведомственной охране», п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 июля 2000 года № 514 и п. 2 Положения о ведомственной охране Министерства обороны РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 года № 960, перечни охраняемых ведомственной охраной объектов, а также вносимые в них изменения определяются и утверждаются Министром обороны РФ.

Указанный перечень содержится в Приложении к приказу Министра обороны РФ от 30 декабря 2001 года № 541.

Согласно п. 19 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 541 от 30 декабря 2001 г. (далее – Инструкция), для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны. Караулом ведомственной охраны называется вооружённое подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима. Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты.

Таким образом, по смыслу закона подразделения военизированной охраны (отряд, команда (часть), группа, отделение) военизированной охраны применяются для защиты особо важных и режимных объектов.

Исходя из положений п. 3 Инструкции (Приложение ), к особо важным и режимным военным объектам, охрана которых производится подразделениями военизированной охраны, относятся: арсеналы, базы, склады со стрелковым оружием и боеприпасами центрального, окружного, армейского, корпусного подчинения, ракетно-артиллерийское, минно-торпедное вооружение, авиационное, бронетанковое вооружение и техника, специальная техника связи, ядовитые сильнодействующие вещества, вызывающие поражение людей, взрывчатые вещества, ракетное топливо, горючее и смазочные материалы, ремонтные предприятия, научно-исследовательские и испытательные организации.

Вместе с тем, абзацем 4 п. 19 указанной Инструкции, предусмотрено, что охрана и защита объектов, не относящихся к особо важным и режимным, могут осуществляться караулами ведомственной охраны по решению Министра обороны РФ, его заместителей, главнокомандующих видами Вооружённых Сил РФ, командующих войсками военных округов, флотами, командующих родами войск Вооружённых Сил РФ, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Из представленных в суд административным истцом копий трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, коллективного договора, копий аттестационных листов, и выписок из приказов командира войсковой части видно, что присвоение и повышение квалификаций, тарифных ставок стрелкам ВОХР производилось квалификационной комиссией войсковой части на основе ЕТКС по соответствующей группе и в пределах размеров тарифных ставок определенных в соответствии с таблицей 84 Раздела II Приложения к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555, а также в соответствии с таблицей 102 Главы VII Приложения к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255.

Как следует из исследованных судом копий трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам, на работников ВОХР были возложены обязанности по должностям стрелков, при этом только на работников: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 возложены обязанности по должности контролеров. Заработная плата вышеуказанным контролерам КПП выплачивалась в соответствии с занимаемыми ими должностями, остальным работникам ВОХР заработная плата выплачивалась по должностям стрелков не выше III группы тарифных ставок.

Так, в соответствии с таблицей 82 Раздела II Приложения к приказу Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555, должностной оклад контролера КПП составлял 4230 руб., что по своему размеру больше оклада стрелка по третьей группе тарифных ставок (4040 руб.). Кроме того, в соответствии с таблицей 103 Главы VII Приложения к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, контролерам КПП установлена IV группа тарифных ставок (6300 руб.), что также выше должностного оклада стрелка по третьей группе (6160 руб.).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, должностные оклады контролеров КПП выше, чем должностные оклады стрелков, при этом доказательств, подтверждающих выплату стрелкам ВОХР войсковой части должностных окладов выше, чем это установлено вышеуказанными приказами Министра обороны РФ, материалы дела не содержат и административным ответчиком такие доказательства суду представлены не были.

Материалами дела подтверждается, что у войсковой части имелись объекты, охрана которых с марта 2013 года по январь 2016 года осуществлялась работниками военизированных подразделений. К данным объектам относятся военные городки: (штаб БФ <адрес>), (<адрес>), (<адрес>, штаб БФ), (<адрес>), (Узел связи), (<адрес>)), (<адрес>), (филиал архива МО РФ, <адрес>), <адрес> а (<адрес>), <адрес>) При этом, согласно справке Врио начальника службы – помощника начальника штаба Балтийского флота по защите государственной <данные изъяты> от 18 марта 2016 г. на территории вышеуказанных объектов расположены воинские части, в которых ведутся секретные работы, в связи с чем они являются режимными и на территории этих воинских частей предусмотрен пропускной режим.

Кроме того, согласно справке службы защиты государственной <данные изъяты>, среди вышеперечисленных по предназначению к особо важным и режимным объектам на которых в проверяемый период стрелками ВОХР войсковой части исполнялись обязанности контролеров КПП относятся военные городки: военный городок Учебный центр <данные изъяты>, военные городки и Узел связи <данные изъяты> форт Узел связи (<данные изъяты>

Вместе с тем, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено суду доказательств, из которых бы следовало, что охрана и защита вышеуказанных объектов осуществлялась стрелками ВОХР воинской части по решению лиц, указанных в абз. 4 п. 19 указанной Инструкции.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в оспариваемом Акте не приведены обстоятельства, позволяющие сделать бесспорное заключение о том, что стрелками ВОХР войсковой части (в том числе, на которых возложены обязанности контролеров КПП) осуществлялась охрана объектов, не относящихся к особо важным.

Кроме того, анализируя в совокупности приведённые нормы права и соотнося с ними спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что в действиях командира войсковой части не усматривается нарушения законодательства в части выплаты работникам ведомственной охраны должностных окладов по III группе размера тарифных ставок. А поскольку указание в п. 3.2 раздела 3 «Проверка правильности начисления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и дополнительного материального стимулирования» Акта в части переплаты должностных окладов сотрудникам ведомственной охраны в сумме 1 000 786 рублей 95 копеек, нарушает основанные на законе права административного истца, суд признаёт данные действия административного ответчика незаконными.

Оценивая заявление представителя административного ответчика о пропуске командиром войсковой части предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд исходит из следующего.

Из материалов дела усматривается, что командир войсковой части не согласившись с оспоренным им в суд решением по мотивам, приведенным в административном иске, направил 19 апреля 2016 г. в адрес административного ответчика свои возражения. В соответствии с копией протокола комиссией Управления в удовлетворении возражений командира войсковой части 12 мая 2016 года было отказано. 06 июля 2016 года административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд. Определением судьи Калининградского гарнизонного военного суда от 08 июля 2016 г. было отказано в принятии данного административного искового заявления ввиду его неподсудности гарнизонному военному суду. Апелляционным определением Балтийского флотского военного суда № 33а-101/2016 от 11 августа 2016 г. вышеуказанное определение судьи гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

Постановлением № 44Га-4/2017 президиума Балтийского флотского военного суда от 22 ноября 2017 г. вышеуказанные определения судьи Калининградского гарнизонного суда и Балтийского флотского военного суда отменены, а материалы административного искового заявления командира войсковой части направлены для рассмотрения в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству.

Данные обстоятельства подтверждены документально, в том числе вступившим в законную силу судебным решением, не оспорены участвующими в деле лицами, поэтому суд считает их установленными.

Таким образом, административный истец сначала избрал административный порядок защиты права, обратившись 16 апреля 2016 года в Управление с возражениями на Акт , которые были рассмотрены 12 мая 2016 года, а в последующем 06 июля 2016 года обратился в военный суд с административным исковым заявлением. По этой причине суд считает, что административным истцом по уважительной причине был пропущен срок, для обращения с административным иском в суд и на основании ч. 7 ст. 219 КАС РФ полагает необходимым указанный срок административному истцу восстановить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление командира войсковой части об оспаривании действий должностных лиц Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), связанных с включением в акт контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово – экономической и хозяйственной деятельности войсковой части выводов о незаконности расходования им бюджетных средств, в сумме 1 000 786, 95 рублей, - удовлетворить.

Признать незаконными действия должностных лиц Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), связанные с включением в Акт контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово – экономической и хозяйственной деятельности войсковой части от 18 марта 2016 года абзаца первого и второго пункта 3.2 в части указания выводов о незаконности расходования бюджетных средств на выплату заработной платы стрелкам военизированной охраны на сумму 1 000 786 рублей 95 копеек, вышеупомянутый акт в указанной части признать незаконным и недействующим с момента его подписания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Калининградского гарнизонного военного суда В.В. Болдырев

23.01.2018