Дело №2а-360/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года с. Павловск
Павловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кречетовой О.А.,
при секретаре Бекметовой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Павлозаводского сельсовета Павловского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве испытывающего потребность в древесине для собственных нужд для целей индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности поставить на учет с даты обращения, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Павлозаводского сельсовета Павловского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве испытывающего потребность в древесине для собственных нужд для целей индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности поставить на учет с даты обращения, взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 руб., в обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Павлозаводского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ<номер> утвержден градостроительный план указанного земельного участка, в этот же день выдано разрешение на строительство индивидуального 2 этажного жилого дома, общей площадью 120 кв.м. на данном участке, срок действия разрешения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениям Закона Алтайского края от 10.09.2007 №87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», Порядка учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд административный истец обратилась в администрацию Павлозаводского сельсовета Павловского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд для целей индивидуального жилищного строительства, представив сметный расчет ООО «СтройЛесКом» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для изготовления обрезного пиломатериала в количестве 60,465 куб.м требуется 100,06 куб.м круглого леса сосны деловой. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Павлозаводского сельсовета дан ответ об отказе в постановке ФИО1 на учет, поскольку установлено, что на земельном участке построены жилой дом и баня, о чем комиссией составлен акт. Административный истец считает, что данным отказом нарушены ее права, поскольку она не обращалась в администрацию Павлозаводского сельсовета за выдачей разрешения на ввод объекта (жилого дома) в эксплуатацию. Ссылаясь на ст. 151, 1011 ГК РФ, административный истец указала, что незаконным отказом администрации нарушено ее право на постановку на учет и получение древесины для строительства жилья, в связи с чем подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 500000 руб.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ лично, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, административный иск поддержала в полном объеме. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ настаивала на удовлетворении административного иска, пояснила, что на земельном участке действительно возведены жилой дом и баня, которые отражены в акте и на фотографиях, однако строительство дома не закончено, древесина необходима для внутренней отделки дома, для устройства забора и подобных нужд.
Представитель административного ответчика глава администрации Павлозаводского сельсовета ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ лично, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что ФИО1 после судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ отказалась от совместного обследования с комиссией построенного ею на земельном участке жилого дома, нуждаемость ее в древесине для целей индивидуального жилищного строительства не подтверждена.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика глава администрации Павлозаводского сельсовета ФИО2 административные исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, в которых отразила, что согласно п.5 ст.8 Закона Алтайского края от 10.09.2007 №87-ЗС «О регулировании лесных отношений на территории Алтайского края» органы местного самоуправления поселений проверяют достоверность представленных заявителем документов при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в древесине для собственных нужд, форма контроля не определена, администрацией выбрана форма проверки в виде комиссионного визуального осмотра земельного участка, либо строений, подлежащих ремонту с составлением акта и фотофиксацией. При поступлении заявления ФИО1 комиссией осуществлен выезд на земельный участок по адресу: <адрес>, в результате обнаружено, что на участке возведен жилой дом, о чем составлен акт с фототаблицей. Таким образом, выявлена недостоверность представленных административным истцом документов, так как заявленный в сметном расчете объем древесины для возведения стен и крыши жилого дома не соответствует действительности.
Свидетель К. в судебном заседании 28.06.2018 показала, что после получения заявления ФИО1. комиссия в полном составе выехала по указанному адресу: <адрес>, где на участке обнаружила, что жилой дом и баня фактически возведены, что послужило причиной отказа.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся сторон и не нашел оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории (ч.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1, ч.2 ст.6 Закона Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» на лесных участках, не переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд, при этом объем пригодной для строительства и ремонта древесины в лесных насаждениях, отведенных под заготовку, должен соответствовать заявленному гражданином объему. На лесных участках, переданных в аренду, граждане вправе приобрести древесину для собственных нужд у арендатора в порядке, установленном настоящим Законом и договором аренды лесного участка, в соответствии с гражданским законодательством.
Нормативы заготовки или приобретения гражданами древесины для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства составляют:
а) до 100 куб. м деловой ликвидной сырорастущей древесины хвойных пород, пригодной для строительства, один раз в 25 лет из расчета на одного застройщика на лесных участках, не переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
б) до 100 куб. м лесоматериалов для выработки пиломатериалов и заготовок из древесины хвойных пород, длиной от 3 до 6,5 м и диаметром от 0,14 м и более, один раз в 25 лет из расчета на одного застройщика на лесных участках, переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины (ч.1 ст.7 Закона Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края»).
Таким образом, граждане, проживающие на территории Алтайского края и испытывающие потребность в древесине для нужды индивидуального жилищного строительства, вправе 1 раз в 25 лет заготовить (приобрести) древесину для этих нужд по льготным ставкам в пределах установленных нормативов- до 100 куб.м.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона от 10.09.2007 № 87-ЗС порядок осуществления учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, устанавливается органами местного самоуправления поселений и городских округов (ч.1). Учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, осуществляется органами местного самоуправления соответствующих поселений и городских округов на основании письменных заявлений указанных граждан (ч.2). Органы местного самоуправления поселений и городских округов, в срок до 1 июля года, предшествующего рубке, направляют предложения об объеме ежегодной заготовки древесины, необходимой гражданам для собственных нужд, на территории поселения или городского округа, а также списки граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд (с указанием граждан, имеющих право осуществлять заготовку либо приобретение древесины для собственных нужд в первоочередном порядке), в соответствующее лесничество уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере лесных отношений (ч.4). Органы местного самоуправления поселений и городских округов проверяют достоверность представленных заявителем документов при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в древесине для собственных нужд и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины (ч.5).
Решением Собрания депутатов Павлозаводского сельсовета Павловского района от 29.09.2010 №13 (в редакции решений Собрания депутатов Павлозаводского сельсовета Павловского района от 31.08.2012 №39, от 21.03.2017 №241, от 29.12.2017 №307) утвержден Порядок учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд на территории муниципального образования Павлозаводской сельсовет (далее также Порядок), создана комиссия для осуществления учета таких граждан.
Согласно п.1 указанного Порядка (в редакции решения Собрания депутатов Павлозаводского сельсовета Павловского района от 21.03.2017 №241) в первоочередном порядке осуществляют заготовку либо приобретение древесины для собственных нужд, в частности, граждане, получившие в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома и оформившие разрешение на строительство жилого дома (пп.3).
Для постановки на учет указанные граждане предоставляют помимо прочего: письменное заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в древесине для собственных нужд, надлежащим образом заверенную копию документа, подтверждающего наличие земельного участка, надлежащим образом заверенную копию разрешения на строительство, расчет потребности в древесине, согласно проектно-сметной документации, составленной специализированной организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в указанной сфере. К расчету прилагаются выписка из устава организации, заверенная печатью организации, либо копия лицензии, заверенная печатью индивидуального предпринимателя.
Граждане имеют право один раз в 25 лет выписать 100 куб.м. деловой древесины для индивидуального жилищного строительства из расчета на одного застройщика.
Согласно Приложению №2 к решению Собрания депутатов Павлозаводского сельсовета от 29.09.2010 №13 (в редакции решения от 29.12.2017 №307) в состав комиссии для осуществления учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, входят: председатель комиссии ФИО2, заместитель председателя З., секретарь комиссии К., члены комиссии К., П. Комиссия проверяет достоверность представленных заявителем документов при постановке на учет в качестве нуждающихся в древесине для собственных нужд и обеспечивает контроль за целевым использованием заготовленной древесины.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации Павлозаводского сельсовета Павловского района от 02.08.2016 №57/1 утвержден градостроительный план данного земельного участка и выдано разрешение на строительство <номер>, предусматривающие возведение на земельном участке 2-этажного жилого дома, общей площадью 120 кв.м. и бани.
В мае 2018 года ФИО1 обратилась в администрацию Павлозаводского сельсовета Павловского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства, предоставив, в числе прочих документов, сметный расчет, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ ООО «СтройЛесКом» на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, из которого следует, что потребность ФИО1 в круглом лесе сосны деловой составила 100,06 куб.м для изготовления обрезного пиломатериала в количестве 60,465 куб.м.
К расчету приложена локальная смета от 29.05.2018 №1, из которой следует, что пиломатериал требуется административному истцу на строительство дома, в том числе: устройство стен и перегородки 31,88 куб.м.(брус 180х180), устройство стропильных ног, стоек, ригелей 2,92 куб.м (доска 50х150), устройство перекрытия 7,875 куб.м (брус 250х150), 1,65 куб.м. (брусок 50х50), 3,8 куб.м (доска 50х150х180х200), устройство пола 7,74 куб.м. (брус 100х150), 3,1 куб.м (доска 50х150), устройство фронтонов 1 кум.м (доска 25х150х6000), устройство карнизов 0,5 куб.м (доска 25х150х6000).
ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе председателя комиссии ФИО2, главы администрации Павлозаводского сельсовета, заместителя председателя З., главы Павлозаводского сельсовета, секретаря К., зам главы администрации сельсовета, членов комиссии К., П. произвела проверку жилищных условий ФИО1 по адресу <адрес>, в результате чего комиссией было установлено, что на земельном участке административногол истца возведены дом и баня, которые расположены в границах выданного градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ. Дом кирпичный, крыша из металлочерепицы, баня из бруса с кирпичной пристройкой, выставлены стропила для крыши, набита обрешетка, что подтверждается представленными фотографиями. По результатам проведенного обследования комиссией принято решение об отказе ФИО1 в постановке на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для целей индивидуального жилищного строительства, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 администрацией Павлозаводского сельсовета Павловского района направлено извещение <номер> об отказе в постановке на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для целей индивидуального жилищного строительства.
ФИО1 в установленный срок обратилась в суд с административным иском о признании незаконным данного отказа, указав, что оспариваемым отказом нарушено ее право на постановку на учет и получение древесины, поскольку ею не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебном заседании ФИО1 подтвердила тот факт, что на принадлежащем ей земельном участке возведены жилой дом и баня, однако ссылалась на то, что строительство ею не завершено, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено, в жилом доме требуется внутренняя отделка.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа администрации Павлозаводского сельсовета в постановке ФИО1 на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для целей индивидуального жилищного строительства.
Отказывая в постановке административного истца на учет по причине выявленной недостоверности представленных документов, администрация Павлозаводского сельсовета Павловского района действовала в пределах полномочий, предоставленных ей ст.8 Закона Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», которая также предусматривает обязанность органа местного самоуправления по проверке достоверности представленных заявителем документов при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в древесине для собственных нужд.
Порядок проверки достоверности представленных документов нормативно-правовыми актами не установлен, однако решением Собрания депутатов Павлозаводского сельсовета от 29.09.2010 №13 (в редакции решения от 29.12.2017 №307) создана комиссия для осуществления учета граждан, испытывающих потребность в древесине, на которую и возложена обязанность по такой проверке.
Обследование земельного участка ФИО1 проведено ДД.ММ.ГГГГ комиссией, созданной в установленном порядке, в результате установлено, что представленные административным истом сметный расчет от ДД.ММ.ГГГГ и локальная смета от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, в которых указано, в частности, на нуждаемость ФИО1 в 100 куб.м древесины для возведения стен, перегородок, строительных ног, стоек, ригелей, устройства фронтонов и карнизов жилого дома, недостоверны, поскольку фактически жилой дом на земельном участке уже возведен, что подтверждается актом обследования, фотографиями, показаниями свидетеля К. и не оспаривалось административным истцом.
Доводы ФИО1 о том, что ею не получено разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию правового значения не имеют, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является не ввод объекта в эксплуатацию, а потребность административного истца в конкретном объеме древесины для конкретных нужд в рамках индивидуального жилищного строительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами (локально-сметным расчетом, проектной документацией и т.п.). В данном случае комиссией установлена недостоверность представленного административным истцом сметного расчета, что административный истец не опроверг.
При установленных обстоятельствах отказ администрации Павлозаводского сельсовета Павловского района в постановке ФИО1 на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для нужд индивидуального жилищного строительства является законным и обоснованным, поскольку при проверке документов административного истца выявлена недостоверность сметного расчета, основанного на локальной смете от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, в связи с чем оснований для признания этого отказа незаконным не имеется.
Соответственно, не имеется оснований для признания за ФИО1 права на постановку на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд, поскольку нуждаемость в заявленном объеме древесины административным истцом не подтверждена.
Требования ФИО1 о компенсации морального вреда подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно ст. 151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Между тем, доказательств причинения административному истцу морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями административного ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, ФИО1 не представила.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к администрации Павлозаводского сельсовета Павловского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве испытывающего потребность в древесине для собственных нужд для целей индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности поставить на учет с даты обращения, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме- ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А.Кречетова