ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-360/22 от 12.10.2022 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-360/22

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Славского районного суда Калининградской области Улька М.В.,

при секретаре Крайствитной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области, Государственному учреждению – отделение пенсионного фонда РФ по Калининградской области о восстановлении срока на подачу заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и их взыскании,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование указал, что с 12 декабря 2014 года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и является налогоплательщиком. В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» зарегистрирован в качестве страхователя. Как индивидуальный предприниматель состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области. В соответствии с законодательством выполнял обязательства по налогам и страховым взносам.

02.04.2021 г. административный истец прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, по состоянию на 07 октября 2021 года обнаружена излишне уплаченная сумма на выплату страховой пенсии по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемая в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 119 131,17 рублей, при осуществлении данного платежа была допущена бухгалтерская ошибка.

28.09.2021 г. после получения заявления № 4948 о вынесении судебного приказа, узнав, что имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, он обратился с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога. Однако 13 октября 2021 года в его адрес от государственного учреждения – отделения пенсионного фонда РФ по Калининградской области поступило уведомление о принятом решении об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств на основании ст. 2 Федерального закона от 03.07.2-16 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование» от 08.10.21 № 049F07210000734 по КБК по КБК39210202140061100160- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в фиксированном размере 119131,17 руб., в связи с несоблюдением срока подачи заявления о возврате предусмотренного ч.13 ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ( со дня уплаты платежей прошло более трех лет).

С данным решением государственного учреждения – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области ФИО1 не согласен, считает, что данное решение вынесено незаконно.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможности излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам. Однако при проведении сверок с налоговым органом и при закрытии ИП 01 апреля 2021 года, административному истцу не было сообщено, что имеется излишне уплаченные страховые взносы в размере 119 131,17 рублей.

О факте излишне уплаченных страховых взносов ему стало известно только при получении заявления о вынесении судебного приказа 06 сентября 2021 года.

Уведомлений от межрайонной инспекции ФНС № 2 по Калининградской области, другого налогового органа, Пенсионного фонда РФ в его адрес в период с 2017 года по 2021 год о наличии переплаты не поступало.

Административный истец ФИО1 просит суд:

- восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных средств в бюджет в соответствии со ст. 200 ГК РФ;

- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области возвратить ему из бюджета излишне уплаченные страховые взносы в размере 119 131,17 руб. и взыскать государственную пошлину в размере 3583 руб.

- восстановить ему срок для обращения в суд с административным иском (л.д.36-37).

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО5 административные исковые требования поддерживали и просили удовлетворить. ФИО1 пояснил, что в период осуществления предпринимательской деятельности у него вопросами уплаты налогов занималась бухгалтер, контроль за ее работой он не осуществлял должным образом, о переплате узнал только при получении судебного приказа. Поскольку у него имеются кредитные обязательства, супруга является инвали<адрес> группы, он хотел бы вернуть излишне уплаченные страховые взносы.

Представитель ФИО1 ФИО5 просила суд учесть, что налоговый орган в силу требований ч.4 ст.78 НК РФ должен был его уведомить о переплате.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку административным истцом не представлено надлежащих доказательств наличия уважительных причин пропуска срока как для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств в бюджет, так и для обращения в суд с данным административным иском.

Представитель административного ответчика – Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассматривать административное дело без участия представителя. Представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указывают о том, что по состоянию на 01.01.2017 года за ФИО1 числилась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в фиксированном размере в сумме 11 371,98 руб. ФИО1 оплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в фиксированном размере за периоды истекшие до 01.01.2017 года, в размере превышающим задолженность, что подтверждается реестром платежей. Платеж поступил из налогового органа по электронным каналам связи 30.03.2017 в сумме 130 503,15 рублей (11 371,98 руб. учтено в счет погашения обязательств за период до 01.01.2017 года). Таким образом. излишне уплаченная сумма составила 119 131,17 руб. По заявлению ФИО1 отделением было принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых пеней и штрафов от 08.10.2021 года № 049F07210000734 по КБК 3021020214061100160 – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в фиксированном размере 119 131,17 рублей, в связи с несоблюдением срока подачи заявления по возврату, предусмотренного ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Заслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ установлен административный порядок реализации этого права, предполагающий обращение налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате образовавшейся переплаты и полномочия налогового органа по вынесению в надлежащие сроки соответствующего правоприменительного акта – решения о возврате излишне уплаченных сумм.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 6-7 статьи 78 НК РФ)

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 поставлен на учет в налоговом органе 12.12.2014 года в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил деятельность 02.04.2021 в связи с принятием им соответствующего решения.

Согласно сведений налогового органа, у налогоплательщика ФИО1 имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 119 131,17 руб., которая образовалась за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Факт излишней уплаты налога и сумма излишне уплаченного налога выявляется при проведении сверки о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Периодичность проведения такой сверки Налоговым кодексом РФ не установлена.

Согласно телекоммуникационным каналам связи (ТКО) ФИО1 запрашивал в налоговом органе справки о состоянии расчетов по налогам, сбором, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, и ему были предоставлены ответы, в которых содержалась информация об имеющейся переплате по страховым взносам на ОПС в сумме 119 131,17 руб.

28.09.2021 года административный истец ФИО1 обратился с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) /л.д. 18-19/.

В адрес административного истца направлено уведомление Пенсионного Фонда РФ – государственного учреждения – отделения Пенсионного Фонда РФ по Калининградской области № 221504270 от 13.10.2021 года, согласно которого по заявлению ФИО1 принято решение об отказе ему в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 08.10.2021 № 049F07210000734 по КБК по КБК 39210202140061100160 – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в фиксированном размере 119131,17 рублей в связи с несоблюдением срока подачи заявления о возврате, предусмотренного ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.209 № 212-ФЗ (со дня уплаты платежей прошло более трех лет) /л.д. 17/.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога, на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения Конституционного суда Российской Федерации от 08.02.207 N 381-О-П от 21.12.2011 N 165-О-О от 24.09.2013 N 1277-О от 25.05.2017 N 959-О).

Одной из таких гарантий является возможность лица, утратившего возможность возврата налога в административном порядке обратиться в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога в пределах трех лет, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, на что обращено внимание в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О от 03.07.2008 N 630-О-П от 21.12.2011 N 1665 –О-О и нашло отражение в пункте 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Переплата по страховым взносам у предпринимателя возникла в момент перечисления предпринимателем в бюджет пенсионного фонда страховых взносов, о наличии которой предприниматель должен был знать с момента ее образования, так как расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов производится самостоятельно. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021)).

С заявлением о возврате спорных излишне уплаченных сумм страховых взносов ФИО1 обратился 28.09.2021, а в суд 06.04.2022, т.е. административным истцом пропущен как трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, так и трехлетний срок исковой давности для обращения в суд.

Доводы административного иска о том, что о наличии переплаты административный истец узнал после получения судебного приказа от 07.10.2021 года, являются несостоятельными, поскольку срок исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы налога (30.03.2017).

При проявлении должной степени заботливости и осмотрительности административный истец мог и должен был знать об имеющейся переплате поскольку со дня уплаты платежей прошло более трех лет, однако за защитой нарушенного права обратился в суд с пропуском срока исковой давности.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, действуя разумно и предусмотрительно, административный истец не был лишен возможности проводить сверки, ка с налоговым органом, так и с ПФР РФ на предмет правильности и полноты уплаты платежей, в том числе в целях выявления имеющейся переплаты по налогу, для своевременной подачи заявления на возврат излишне уплаченного налога.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Однако, правовых последствий пропуска данного срока не установлено. Не уведомление налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик, не может повлечь правовых последствий в виде переопределения срока на возврат излишне уплаченного налога.

Никаких доказательств в подтверждение доводов о наличии бухгалтерской ошибки при расчете суммы страховых взносов, суду не представлено.

Административный истец и его представитель подтвердили в судебном заседании, что со стороны налогоплательщика (ФИО1) имели место упущения и не надлежащий контроль за оказанием услуг бухгалтером по исчислению страховых взносов, но денежные средства хотелось бы вернуть, учитывая его семейное и материальное положение. При этом, никаких доказательств в подтверждение доводов о затруднительном материальном положении, суду также не представлено. Кроме того, данные доводы не являются обстоятельствами, ограничивающими административного истца в праве обратиться в суд по спорному вопросу. При этом, ФИО1 пояснил суду, что препятствий своевременному обращению с иском в суд у него не было.

Указанные в административном исковом заявлении обстоятельства не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами и не могут быть расценены в качестве уважительной причины для восстановления пропущенного срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов и для восстановления срока исковой давности для обращения с иском в суд.

С учетом изложенного, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, судья;

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области, Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области о восстановлении срока на подачу заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и их взыскании – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Славский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2022 года.

Судья М.В. Улька