ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3612/20 от 10.08.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,

помощника прокурора Никитиной Е.В.,

при секретаре Бердинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3612/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

В обоснование заявленных требований указал, что дата Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва принято решение №... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1». С указанным решением административный истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащем отмене, по следующим основаниям. Так, постановлением конференции Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от дата, административный истец выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №... с соблюдением всех требований, установленных Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», Законом Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области». дата уполномоченным представителем Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары предоставлены предусмотренные законом документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты. Данный факт подтверждается Подтверждением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями избирательной комиссии Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области от дата. дата решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями избирательной комиссии Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва №..., список кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва, выдвинутых избирательным объединением Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» заверен избирательной комиссией. Согласно подтверждению Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары от дата, административным истцом представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва. дата согласно подтверждению административным истцом представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва. Таким образом, административным истцом выполнены все требования, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», Законом Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области». Учитывая имеющиеся подтверждения избирательной комиссии, административным истцом предоставлены полные пакеты документов, необходимых как для уведомления о выдвижении кандидата, так и для регистрации кандидата. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, подготовлены административным истцом по состоянию на дата. Экземпляр Сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, представленный административным истцом в избирательную комиссию, содержит лишь техническую ошибку дата, о чем избирательная комиссия извещалась административным истцом в письменной форме. Факт указанной технической ошибки подтверждается и выписками из банков, из которых четко следует остаток счетов по состоянию на дата. Таким образом, законных оснований для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области административного истца - ФИО1 у избирательной комиссии не имелось. Административный истец полагает, что решение Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва принято решение от дата№... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1», нарушает его право, предусмотренное частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области». Кроме того, в виду скоротечности избирательной кампании, восстановление нарушенных прав административного истца возможно лишь при обращении решения суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению. дата Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва приняла решение №... «О внесении изменений в Решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области от дата№... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1», согласно которому «в связи с технической ошибкой слова «пунктом 12 части 4 статьи 37» заменены словами «пунктом 4 части 12 статьи 37». При этом и данное решение было изготовлено с ошибкой. Таким образом, административный истец полагает, что, поскольку, Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Самары Самарской области имела право, причём дважды, на техническую ошибку, допущенную в своем собственном решении, то он, как кандидат в депутаты также не был застрахован от совершения технической ошибки, которая не может служить основанием для отказа ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Просит признать решение Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от дата№... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1», незаконным. Обязать Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №..., выдвинутого Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Обратить решение суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности №... от дата, требования, заявленные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Председатель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самары Самарской области ФИО4 в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявленные требования. Пояснил, что после осуществления проверки поданных истцом документов был установлен факт, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме были предоставлены по состоянию на дата, вместо дата. дата было принято решение, которым кандидат уведомлен о выявленных недостатках и сроке их устранения. Извещение вместе с копией решения было вручено истцу дата. дата ФИО1 были представлены исправленные в соответствии с извещением документы, однако сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной) собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к ФЗ от дата №67-ФЗ были предоставлены по состоянию на дата, что также не соответствует нормам законодательства. дата в день принятия решения об отказе в регистрации кандидата ФИО1 было представлено уведомление о допущенной ошибке в дате. Однако кандидат не устранил нарушения в установленный законом срок и не предоставил в комиссию документы, соответствующие нормам действующего законодательства в установленный срок. Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №... была полномочна вносить изменения в решение территориальной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... от дата, поскольку имеется соответствующее решение о наделении указанными полномочиями. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель Избирательной комиссии Самарской области – ФИО5, действующая на основании доверенности №... от дата, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что в нарушение установленных законом требований сведения в отношении административного истца были представлены в комиссию по состоянию на дата. Истец не воспользовался правом устранить нарушение в предусмотренные сроки. Кроме того, уточненные сведения также были оформлены ненадлежащим образом и представлены по состоянию на дата, а не на дата. Избирательная комиссия не может согласиться с тем, что допущенное нарушение имело технический характер, поскольку оно напрямую противоречит установленной законом форме необходимого для регистрации кандидата документа и не позволяет однозначно сделать вывод об имеющемся у кандидата имуществе по состоянию на необходимую дату, что препятствует ТИК в доведении до избирателей достоверной информации о личности кандидата и его материальном положении. Просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» - ФИО6, действующий на основании доверенности от дата, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск. Пояснил, что сведения о имуществе административного истца по форме Сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, представлены по состоянию на дата. Указанные им даты дата и дата являются технической ошибкой. Факт указания сведений об имуществе по состоянию на дата подтверждается имеющимися в распоряжении административного истца документами банковских организаций, информация в которых полностью совпадает со сведениями об имуществе истца. Согласно письменного уведомления административного истца в комиссию дата комиссия была уведомлена о технической ошибке. Также дата, находясь на заседании комиссии, административный истец и в устной форме уведомил об ошибке. Кроме того, полагает, что избирательной комиссией при принятии решения от дата№... нарушены требования пункта 3 части 7 ст. 24 Закона Самарской области от дата№... и части 5 ст. 37 Закона Самарской области от дата№..., поскольку окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №... не полномочна вносить изменения в решения окружной избирательной одномандатного избирательного округа №.... Просит административный иск удовлетворить.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, помощника прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования, не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со статьей 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Главой 24 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации регламентируется производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, кандидат, в отношении которого вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит (части 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, пункт 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме").

На основании части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации немедленному исполнению подлежит решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса. К немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в г. Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.

В силу пункта 13 статьи 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как установлено судом, решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от дата№... назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу №... на дата.

Данное решение опубликовано дата в «Самарской газете» №.../.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», выдвижение кандидатов политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями осуществляется на съезде политической партии (конференции или общем собрании ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Постановлением конференции Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от дата ФИО1 выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №....

Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный избирательной комиссией муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:

1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону;

2) копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенную кандидатом;

3) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом;

4) документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, предусмотренный частью 5 статьи 34 настоящего Закона (в случае указания кандидатом соответствующих сведений в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу);

5) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

дата уполномоченным представителем Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями избирательной комиссии Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва предоставлены документы на выдвижение списка кандидатов, в котором по округу №... значился ФИО1

ФИО1 в Комиссию представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, выдвинутого избирательным объединением Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу №..., а именно:

копия паспорта гражданина Российской Федерации (или отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) кандидата или документа, заменяющего паспорт Российской Федерации, заверенная кандидатом;

копия документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о профессиональном образовании, заверенные кандидатом;

документы, подтверждающие сведения о принадлежности кандидата к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, и статус кандидата в этой политической партии, этом общественном объединении (предоставляется в случае указания кандидатом соответствующих сведений в заявлении о согласии баллотироваться);

сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме согласно положению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

дата ФИО1 представил в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.

В ходе проверки Комиссией установлено, что кандидатом ФИО1 представлены документы, оформленные с нарушением требований Закона Самарской области от 31.12.2019 №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Так, после осуществления проверки поданных документов был установлен факт, что сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме были предоставлены по состоянию на дата.

Между тем, форма, закрепленная законодательно в приложении №1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривает обязанность указать сведения по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.

Выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области были назначены решением Совета Депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области от 23 июня 2020 года №197 «О назначении выборов депутатов Самарской области от 23 июня 2020 года №197 «О назначении выборов депутатов совета Депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва», решение было опубликовано дата в «Самарской газете» №.../, соответственно, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах должны были быть предоставлены по состоянию на дата.

Данные обстоятельства, ФИО1 не оспариваются.

Извещение о данных нарушениях вместе с копией решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самара Самарской области от дата№... «Об извещении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара ФИО1, Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», выдвинувшего данного кандидата по одномандатному избирательному округу №... на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва, о выявленных недостатках в представленных для уведомления о его выдвижении и (или) регистрации документах» вручено ФИО1 дата под роспись.

В силу части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

дата кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара ФИО1 были представлены исправленные в соответствии с извещением документы, однако сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были предоставлены по состоянию на 01 июля 2020 года, что также не соответствует нормам законодательства.

дата в день принятия Территориальной избирательной комиссией Октябрьского района города Самары Самарской области решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара ФИО1 данным кандидатом было предоставлено уведомление о допущенной ошибке в дате сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии. Данный срок кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1 был пропущен, соответственно, уведомление о допущенной ошибке в дате сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах не могло быть принято во внимание при решении вопроса о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1.

Таким образом, в установленный извещением срок, кандидат ФИО1 данные нарушения не устранил.

В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").

В пункте 4 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.

Решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от дата№... ФИО1, выдвинутому Самарским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на основании пункта 4 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», в связи с тем, что кандидатом представлены документы, оформленные с нарушением требований Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

дата окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №... принято решение №... «О внесении изменений в Решение Территориальной избирательной комиссии от дата№... «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1», согласно которому «в связи с технической ошибкой слова «пунктом 12 части 4 статьи 37» заменены словами «пунктом 4 части 12 статьи 37».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от дата№... об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по указанным в нём мотивам.

Доводы ФИО1 об устранении в порядке Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», указанных недостатков 02 августа 2020 г. и отсутствии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный избирательной комиссией муниципального образования список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию необходимые документы.

Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично и в сроки, установленные частью 1 настоящей статьи. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случае, если кандидат болен или содержится в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В этом случае подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого (часть 5 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области»).

С учетом требований части 3 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», ФИО1 вправе был вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии.

Как указывалось выше, исправленные сведения представлены кандидатом дата, по состоянию на дата, что не соответствует требованиям законодательства, а уведомление от дата также представлено с нарушением установленного законом срока.

Ссылки административного истца на то, что факт технической ошибки подтверждается выписками и справками из банков, из которых следует остаток средств на счете на дата, судом не принимаются во внимание, поскольку проверка представленных на выдвижение и регистрацию документов на их соответствие требованиям ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закона Самарской области от 31.12.2019 №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образования Самарской области» непосредственно при приеме документов от кандидата комиссией не осуществляется.

Анализ указанных доказательств и их оценка каждого в отдельности и в совокупности дает основания суду считать, что заявленные требования кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №... ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области о признании незаконным решения от дата№..., возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №..., выдвинутого Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области и возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу №..., выдвинутого Самарским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение пяти дней со дня принятия решения.

В окончательной форме решение принято дата

Судья подпись А.Х. Курмаева

.

.

.