Дело № 2а-3615/2023
44RS0002-01-2023-003064-95
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2023 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,
при секретаре Козловой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Костромского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействий и возложении обязанности утвердить муниципальную целевую программу в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
установил:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит суд признать незаконным бездействие Администрации Костромского муниципального района, выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обязать Администрацию Костромского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную целевую программу в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Костромского района в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка в сфере исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории городского округа город Кострома. В результате проверки установлено, что на территории Костромского муниципального района отсутствует комплексное программное обеспечение работы уполномоченных органов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Прокуратурой Костромского района 28.04.2023 главе Администрации Костромского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, в удовлетворении требований прокурора о разработке и утверждении муниципальной программы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отказано. В ответе на представление указано на то, что председателем КДН и ЗП Администрации Костромского района 18.01.2023 утвержден Комплексный межведомственный план мероприятий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2023 год, в связи с чем, разработка муниципальной программы.
По состоянию на 20.06.2023 соответствующая муниципальная программа не разработана и не принята.
В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Голубева Е.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона № 131 - ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов вправе принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения и дополнения, издавать муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон № 182 - ФЗ) профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона № 182 - ФЗ реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется, в том числе, посредством разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.
На основании ст. 12 Закона № 182 - ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Законом № 131 - ФЗ, другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами: принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» является, в том числе, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выражающиеся в разработке, актуализации муниципальных программ и планов мероприятий по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Прокуратурой Костромского района в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка в сфере исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории городского округа город Кострома.
На территории Костромского муниципального района муниципальная целевая программа безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних не разработана и не утверждена, что не отвечает принципам профилактики правонарушений, закрепленных в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Прокуратурой Костромского района 28.04.2023 главе Администрации Костромского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено, в удовлетворении требований прокурора о разработке и утверждении муниципальной программы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отказано.
В ответе на представление указано на то, что председателем КДН и ЗП Администрации Костромского района 18.01.2023 утвержден Комплексный межведомственный план мероприятий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2023 год.
В материалы дела административным ответчиком был представлен отзыв аналогичного содержания. По мнению Администрации Костромского муниципального района, при наличии утвержденного Комплексного межведомственного плана мероприятий, разработка и утверждение какой-либо муниципальной программы, не требуется.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика по следующим основаниям.
Утвержденный Председателем КДН и ЗП Администрации Костромского района Комплексный план разработан в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Между тем, координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о профилактике безнадзорности - это цель создания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Таким образом, разработка и утверждение Межведомственного плана - это один из способов реализации обязанностей КДН и ЗП в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Муниципальная программа - это документ муниципального планирования, представляющий собой комплекс взаимосвязанных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, реализуемых органами местного самоуправления в целях достижения целей и задач социально - экономического развития муниципального образования в определенной сфере деятельности.
Муниципальная программа предполагает финансирование и определение источников финансирования конкретных мероприятий, обязательный характер, поскольку подлежит утверждению высшим органом исполнительной власти местного самоуправления, контроль эффективности реализации программных мероприятий.
Кроме того, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, особенно образовательные организации, не владеют актуальной информацией об оперативной обстановке в сфере подростковой преступности, о формировании новых молодежных движений, наркотических средствах и психотропных веществах, которые употребляют несовершеннолетние, о чем свидетельствуют результаты многочисленных прокурорских проверок.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости разработки и принятия во исполнение положений Федеральных законов от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» муниципальной целевой программы, важнейшим целевым индикатором результативности которой являются снижение преступлений и правонарушений, количества безнадзорных детей, уровня употребления наркотических средств и алкогольной продукции, расширение организации досуга несовершеннолетних, решения проблем социального сиротства, укрепление института семьи.
Учитывая изложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Костромского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Костромского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную целевую программу в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Костромской областной суд через Ленинский суд города Костромы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Гуляева
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023г.