ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-361/16 от 07.11.2016 Лотошинского районного суда (Московская область)

Дело № 2а-361/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Лотошино Московской области 07 ноября 2016 года

Лотошинский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,

при секретаре Макаровой Ю.Ю.,

с участием административного истца - прокурора Лотошинской районной прокуратуры Московской области Захарова И.В.,

представителя административных ответчиков Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Главы Лотошинского муниципального района Московской области – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Лотошинского района Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Главе Лотошинского муниципального района Московской области об оспаривании п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лотошинского района Московской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Главе Лотошинского муниципального района Московской области об оспаривании п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района (л.д. 59-62), указав в обоснование иска, что прокуратурой Лотошинского района проведена проверка по обращению Б. о неправомерном отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка.

В ходе проведения проверки установлено, что Администрацией Лотошинского муниципального района Московской области Б. было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка по причине предоставления неполного перечня документов, а именно: отсутствие копии правоустанавливающего документа на объект капитального строительства и отсутствие действующей топографической съемки территории земельного участка.

Согласно п. 11.1 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района (далее административного регламента), утвержденного постановлением Главы Лотошинского муниципального района от 15 сентября 2015 года №__, опубликованного в 39-ом номере газеты «Сельская Новь» от 25 сентября 2015 года и на официальном сайте Администрации Лотошинского муниципального района Московской области 25 сентября 2015 года, при обращении за получением государственной услуги заявитель (физическое лицо) представляет:

-заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка;

- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физического лица) с оригиналом для сверки;

- копию учредительных документов (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) с оригиналом для сверки;

- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРП, с оригиналом для сверки;

- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии зданий и сооружений), если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРП с оригиналом для сверки;

- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта ( ст.ст. 247, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Жилищного кодекса РФ);

- материалы действующей топографической съемки территории земельного участка с нанесением границ земельного участка в бумажном варианте или на электронном носителе в М 1:500.

Таким образом, возложение на заявителей обязанности предоставить документы, указанные в п. 11.1 административного регламента, является не только нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, но и согласно п.п. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором, устанавливающим завышенные требования к лицам, предъявляемых для реализации принадлежащих им прав (установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям).

Полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка разработки и утверждения административных регламентов закреплены в ч. 15 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями данного Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления), то есть выдача указанного документа является государственной (муниципальной) услугой, и при принятии административного регламента необходимо учитывать положения Градостроительного кодекса РФ, регулирующие вопросы подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа ( ч.ч. 1, 2 ст. 44). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы ( ч. 17 ст. 46 ГрК РФ).

Часть 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

По смыслу вышеприведенных норм, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Действующее законодательство не содержит предписаний о предоставлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с представлением государственных и муниципальных услуг, - выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).

На основании изложенного, прокурор Лотошинского района Московской области просит суд признать п.п. 11.1 4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Лотошинского муниципального района от 15 сентября 2015 года №__ противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать опубликовать решение суда в газете «Сельская новь» ГАУ МО «Лотошинское информагентство».

В судебном заседании прокурор Лотошинской районной прокуратуры Московской области Захаров И.В. поддержал заявленный административный иск.

Представитель административных ответчиков Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Главы Лотошинского муниципального района Московской области ФИО1 административный иск прокурора не признала, при этом пояснила, что в настоящее время у Администрации Лотошинского муниципального района Московской области отсутствует документация по территориальному планированию муниципального района и не имеется возможности разработать проект межевания территории в связи с отсутствием градостроительной документации и утвержденных правил землепользования и застройки, а также отсутствием бюджетных средств, в связи с чем был разработан и принят временный административный регламент, п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 которого оспариваются прокурором. В настоящее время разработан и проходит соответствующие согласования на уровне Министерств Московской области новый административный регламент, в котором отсутствуют требования, изложенные в п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 действующего на территории Лотошинского района административного регламента. После окончательного утверждения Правительством Московской области нового типового регламента при необходимости будут внесены изменения и в регламент Лотошинского муниципального района.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Лотошинского муниципального района Московской области от 15 сентября 2015 года №__ был утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района.

Согласно п. 11.1 названного административного регламента при обращении за получением государственной услуги заявитель представляет:

п. 11.1.1. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – заявление) (приложение № 3к настоящему административному регламенту).

п. 11.1.2. Копию паспорт или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физического лица), с оригиналом для сверки.

п. 11.1.3. Копию учредительных документов (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) с оригиналом для сверки.

п. 11.1.4. Копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с оригиналом для сверки.

п. 11.1.5. Копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии зданий и сооружений), если сведения о таких документах отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с оригиналом для сверки.

п. 11.1.6. Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (ст. 247, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

п. 11.1.7. Материалы действующей топографической съемки территории земельного участка с нанесением границ земельного участка в бумажном варианте или на электронном носителе в М 1:500. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.

Постановление Главы Лотошинского муниципального района Московской области от 15 сентября 2015 года №__ и административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района были опубликованы в местной газете «Сельская новь» 25 сентября 2015 года № 39 и на официальном сайте Администрации Лотошинского муниципального района Московской области в сети Интернет 25 сентября 2015 года.

Таким образом, судом установлено, что административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района, предусматривает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, он рассчитан на неоднократное применение и направлен на изменение или прекращение существующих правоотношений, следовательно, по своему содержанию данный административный регламент является правовым актом. Административный регламент принят в предусмотренном Уставом Лотошинского муниципального района порядке, утвержден Главой Лотошинского муниципального района Московской области и опубликован в средствах массовой информации.

01 июля 2016 года прокурором Лотошинского района Московской области на имя Главы Лотошинского муниципального района Московской области был внесен протест на постановление Главы Лотошинского муниципального района от 15 сентября 2015 года №__ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района, в котором изложено требование о приведении указанного муниципального правового акта в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

Однако требования, изложенные прокурором Лотошинского района Московской области в протесте, Главой Лотошинского муниципального района Московской области не были исполнены.

27 июля 2016 года Администрация Лотошинского муниципального района на протест прокурора сообщила, что разработан и проходит согласования на уровне Министерств Московской области новый административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства», после окончательного утверждения Правительством Московской области нового типового регламента при необходимости будут внесены изменения и в регламент Лотошинского муниципального района.

Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.

Из наименования и содержания оспариваемого административного регламента усматривается, что выдача градостроительных планов земельных участков является государственной услугой.

В силу предписаний Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (п.п. 1,2 статьи 2); органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7); стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14).

Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 400/пр и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93.

Анализ приведенных федеральных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Вопреки этому положения п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района предписывают в императивном порядке лицам, обращающимся за предоставлением государственной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставить копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка, если сведения о таких документах отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта и материалы действующей топографической съемки территории земельного участка с нанесением границ земельного участка в бумажном варианте или на электронном носителе в М 1:500, то есть информации, которая не связана с возможностью идентификации обратившегося лица.

Кроме того, часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства. Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Таким образом, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка создает препятствия к осуществлению собственником земельного участка строительства на участке.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые прокурором положения п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района противоречат вышеупомянутым нормам федерального градостроительного законодательства и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Лотошинского района Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Главе Лотошинского муниципального района Московской области требования об оспаривании п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 279 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленный прокурором Лотошинского района Московской области к Администрации Лотошинского муниципального района Московской области и Главе Лотошинского муниципального района Московской области административный иск об оспаривании п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района удовлетворить полностью.

Признать п.п. 11.1.4, 11.1.5, 11.1.6, 11.1.7 административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства» на территории Лотошинского муниципального района не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Лотошинского муниципального района Московской области опубликовать решение суда в газете «Сельская Новь» ГАУ МО «Лотошинское информагентство» в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий : ________________________