ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3624/18 от 26.11.2018 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Административное дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2018 года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Гулгеновой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетнего сына З. к Комитету по образованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным бездействия, выразившегося внепринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования ребенку, обязании ответчика предоставить ребенку путевку на поступление в детский сад,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец ФИО1 просила признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ее ребенка З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ребенку путевку на поступление в детский сад по месту жительства.

Заявленные требования мотивированы тем, что ребенок истца 11.07.2014г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования., до настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения, ответчик отказывает в выдаче путевки на поступление в детский сад. Истец со ссылкой на принятие ответчиком недостаточных мер по обеспечению ее ребенка З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, просила возложить на ответчика такую обязанность с учетом места жительства в детском саду ... «****».

В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнила, что от административного ответчика она получила отрицательный ответ на свое обращение относительно предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в г. Улан-Удэ, что находит нарушающим права ребенка, просит возложить на административного ответчика обязанность по предоставлению ее сыну места в детском саду по месту жительства с учетом территориальной доступности в ****.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, просила учесть письменные возражения с приложенными документами. В письменных возражениях представитель указывала на следующие обстоятельства: отсутствует факт бездействия со стороны Комитета по образованию; Комитет принимал комплекс мер по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования; причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчика; отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию; согласно утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 г. № 98 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, комплектование проводится в общем, первоочередном и внеочередном порядке, в период с 01 по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС, списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет; в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования, а также без оказания услуг по присмотру и уходу;конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода ( в группах кратковременного пребывания);); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду, кроме того, не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. ивступившей в силудля СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт1 части 1 статьи9указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласнопункту 13 части 1 статьи16Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи9,15,86Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Административным истцом представлен суду ответ административного ответчика от 29.10.2018 г., содержащий ссылку на действующий на территории МО ГО Улан-Удэ» Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и комплектования муниципальных образовательных организаций, утвержденный постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98; конечный номер ребенка истца З. в мае 2018 г. был ......., поэтому он не попал в основное комплектование; возможность заявителя обратиться за получением дошкольного образования не только в режиме полного дня в детском саду, но и в одной из вариативных форм ( в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях разных типов и видов, в семье, в негосударственном образовательном учреждении, в семейных дошкольных группах, в режиме кратковременного пребывания); выделение ребенку З., ДД.ММ.ГГГГ.р., места в детском саду на условиях полного дня согласно общей очереди, принятие решения о внеочередном зачислении детей в ДОУ порядком не предусмотрено.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона об обязанности административного ответчика принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребёнка более двух месяцев, обращение административного истца 26.08.2014 г. к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в одном из ДОУ на территории г. Улан-Удэ с режимом пребывания ребенка в образовательной организации : полного дня ( 12-часового пребывания), административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка истца местом в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только из числа детских садов, указанных административным истцом в заявлениях от 26.08.2014 г. о постановке ребенка на соответствующий учет, уточненном заявлении о выборе детских дошкольных учреждений ...,... от 25.10.2018г.

Непредоставление ребёнку истца такого места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возражения административного ответчика не могут приниматься во внимание судом в силу следующих обстоятельств.

Основной довод возражения ответчика о возможности предоставления ребенку истца места в МДОУ в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет согласно автоматизированной системы учета ЕАИС, не был достоверно подтвержден.

Из справки Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ от 22.11.2018 г., представленной истцом на судебное заседание, следует, что на 31.08.2018 г. ребенок истца состоит в общей очереди, номер очереди – ........ В предоставленных истцом суду скриншотах по регистрации ребенка истца в очереди ( полученных из общего доступа в досудебном порядке) указаны позиции в очереди - ......., ......., ......., что значительно отличаются от предоставленной истцом справки с Комитета по образованию, так как, отличаются более высокой цифрой ( если в справке указан номер общей очереди ребенка истца на 31.08.2018 г. – ......., то в скриншоте электронной очереди ребенка истца по состоянию на 20.11.2018 г. - номер позиции в очереди - ....... Таким образом, в приобщенных ответчиком к возражениям сведениях указывается позиция в очереди ребенка, значительно превышающая сведения с Комитета - рост очереди на 42 позиции. Представитель административного ответчика объяснил такие различия разными автоматизированными программами, действовавшими на момент выдачи указанных сведений. Поскольку, не было предоставлено нормативного акта, регламентировавшего бы порядок работы с новым программным обеспечением порядка комплектации муниципальных дошкольных учреждений в г. Улан-Удэ в 2018 г., отсутствует возможность проверки сохранения номера очереди ребенка истца при замене системы учета ЕАИС в 2018 г. на новую автоматизированную программу, напротив, прослеживается рост очереди ребенка без убедительного объяснения причин, следовательно, отсутствуют достаточные основания признать достоверными доводы административного ответчика о соблюдении очередности при предоставлении места ребенку истца в МБДОУ г. Улан-Удэ.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной впостановленииот 15 мая 2006г. N5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (Приложение 5) поставлена задача - достигнуть к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования длядетейв возрасте от трех до семи лет.

Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца, достигшего четырехлетнего возраста и находящегося в очереди на получение места в муниципальном дошкольном учреждении более четырех лет.

Административным истцом избран надлежащий способ защиты права ребенка, предусмотренный ст. 12 ГК РФ в виде восстановления и защиты конституционного права ребёнка на общедоступное и бесплатное образование путем признания незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в один месяц со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу, возраст ребенка и длительность нахождения его на учете для получения общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административный иск ФИО1 в интересах несовершеннолетнего сына З..

Признать незаконным действие Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, выразившееся в необеспечении ребенка З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Возложить на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанность предоставить ребенку З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Судья Л.А.Усольцева