ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3627/2021 от 11.08.2021 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-3627/2021 (марка обезличена)

№...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород (дата)

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Оськина И.С,

при секретаре судебного заседания Бахаревой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района города Нижнего Новгорода в защиту прав неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах (марка обезличена) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Советский районный суд г. Н. Новгорода с указанным административным исковым заявлением, в обосновании заявленных требований указал следующее.

Прокуратурой г. Н.Новгорода проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму.

С использованием служебного компьютера, находящегося в кабинете № 7 прокуратуры Советского района города Нижнего Новгорода по адресу: ..., - подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих информацию о способах изготовления взрывчатых веществ.

Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Yandex». В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившимся окне поиска ключевых слов ресурсов о распространении информации о способах изготовления взрывчатых веществ, отобразился список ресурсов (интернет сайтов).

Установлено, что на сайтах: (марка обезличена) размещена информация о способах изготовления взрывчатых веществ.

Доступ к выявленным интернет-страницам никак не ограничен, не требует регистрации и не содержит каких-либо элементов ограничения доступа. Имеется возможность копирования текстов и их пересылки, что способствует распространению информации среди неограниченного круга лиц и не исключает ее использование в террористической и экстремистской деятельности.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение информации о способах приготовления взрывных устройств.

Доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит действующему законодательству.

В соответствии определением Верховного Суда РФ от (дата)№...-КГПР13-1 предоставление возможности доступа к информации о способах приготовления взрывных устройств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе в сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством территористической деятельности, создающим опасность причинении вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.

Размещенная на сайтах (марка обезличена) информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.9, п.п. 1,6 ст.ст.10, 15 Федерального закона от (дата) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" распространении информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Доступ к информации, направленной на нарушении целостности РФ, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, религиозной розни, вызывает неприязнь к культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности РФ, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности, должен быть закрыт.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публчиные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань (ст.4 Закона РФ от (дата)№... «О средствах массовой информации»).

Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на Интернет – сайтах:

(марка обезличена) в свободном доступе для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, содержит информацию об изготовлении взрывчатых веществ.

Данная информация негативно влияет на информационную безопасность детей, а именно на состояние их защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от (дата) N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 14 Федерального закона от (дата) N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ч.5 ст.13.15 КоАП РФ.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от (дата) «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В соответствии с постановлением Правительства РФ от (дата)№... "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" основаниями для включения в Реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети Интеренет. Запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№....

На момент проверки данные страницы сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).

IP-адреса указанных хостингов размещены за пределами территории Российской Федерации, в этим привлечь лиц, допускающих размещение материалов, распространение которой в Российской Федерации запрещено, к участию в процессе не представляется возможным.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет страницам (марка обезличена)

содержащим информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№... утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - Правила).

В соответствии с п.5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.

В соответствии с п.4 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в РФ запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата)№..., установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Роскомнадзор принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Реестр.

Поскольку информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.

Вынесение соответствующего судебного акта влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

Иного порядка ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрено.

На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена данная информация, в Реестре отсутствуют.

Поскольку местонахождение IP-адресов не установлено, привлечь к участию в процессе лиц, допускающих размещение материалов, распространение которой в РФ запрещено, не представляется возможным.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- признать информацию, размещенную на интернет-страницах: (марка обезличена) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

- обратить решение к немедленному исполнению, направив его в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании представитель административного истца Жучкова Е.В. просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения о продаже поддельных документов, путем использования интернет браузера с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

С использованием служебного компьютера, находящегося в кабинете № 7 прокуратуры Советского района города Нижнего Новгорода по адресу: ..., - подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих информацию о способах изготовления взрывчатых веществ.

Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Yandex». В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», при введении в отобразившимся окне поиска ключевых слов ресурсов о распространении информации о способах изготовления взрывчатых веществ, отобразился список ресурсов (интернет сайтов).

Установлено, что на сайтах: (марка обезличена) размещена информация о способах изготовления взрывчатых веществ.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от (дата) №149-ФЗ (далее Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от (дата) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от (дата) N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ч.5 ст.13.15 КоАП РФ.

Предоставление возможности доступа в сети «Интернет» к информации, за которую установлена уголовная и административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от (дата) N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 14 Федерального закона от (дата) N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Доступ к информации, направленной на нарушении целостности РФ, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, религиозной розни, вызывает неприязнь к культуре граждан русской национальности, подрывает основы национальной безопасности РФ, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности, должен быть закрыт.

Таким образом, размещенная на сайте: (марка обезличена) информация является недопустимой к размещению в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства.

В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к указанным интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомназдора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата)№....

На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).

Согласно сведениям, имеющимся на сайтах, местонахождение IP-адресов установить не предоставляется возможным, в связи с чем, привлечь лиц, допускающих размещение материалов, распространение которой в РФ запрещено, к участию в процессе не предоставляется возможным.

Постановлением правительства РФ от (дата)№... утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В соответствии с п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в РФ запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата)№..., установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Роскомнадзор принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов сети Интернет, а также сетевых адресов в Реестр.

Поскольку информация, размещенная на вышеуказанный сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.

Вынесение соответствующего судебного акта влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в реестр.

Иного порядка ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрено.

В силу ст. 35 Федерального закона от (дата)№... «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Советского района города Нижнего Новгорода в защиту прав неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах (марка обезличена) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-страницах: (марка обезличена) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья (подпись) И.С. Оськин

(марка обезличена)