ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-362/18 от 25.07.2018 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-362/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское Омской области 25 июля 2018 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., с участием прокурора Быковой Н.И., при секретаре судебного заседания Кулишовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не опубликованию на сайте официальной информации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Горьковский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не опубликованию на сайте официальной информации.

В обоснование иска, ссылаясь на требования п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 1,9 ст. 1, п. «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» прокурор указал, что прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о противодействию терроризму в деятельности администрации Суховского сельского поселения.

В ходе проверки установлено следующее, что на используемом официальном сайте www.gork.omskportal.ru (вкладка Суховское сельское поселение) отсутствует информация, касающиеся состояния защиты населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемов и способов защиты населения от них.

Участвующий в деле прокурор Быкова Н.И. требования заявления поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представители администрации сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска уведомлены надлежащим образом, представили заявление, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Учитывая, что наиболее распространенным видом террористической деятельности в настоящее время является организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта, под которым в соответствии с ст. 3 Закона, понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, одним из приоритетных направлений в сфере противодействия терроризму должно быть создание условий, при которых последствия террористического акта будут минимизированы.

Одним из аспектов создания условий для минимизации последствий террористической деятельности является выполнение профилактических мер, способствующих предупреждению террористических действий.

Как указано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 названной статьи предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ, информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

При этом согласно п. «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ информирование населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется органы местного самоуправления.

Согласно п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», содержит, помимо прочего, информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 4 Устава Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Суховского сельского поселения.

На момент проведения проверки и рассмотрения дела установлено, что на используемом администрацией сельского поселения официальном сайте www.gork.omskportal.ru (вкладка Суховское сельское поселение) отсутствует информация, касающиеся состояния защиты населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемов и способов защиты населения от них.

В адрес главы Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области 18.06.2018 внесено представление, согласно ответа на которое причиной неисполнения установленной законом обязанности стало несвоевременное обновление программного обеспечения.

Судом не принимаются доводы, отраженные в ответе на представление и в объяснении председателя главы Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области как необоснованные.

Отсутствие информации о имеющих значения сведениях в связи с несвоевременным обновлением программного обеспечения не может быть уважительной причиной невнесения данных сведений с момента внесения представления по сегодняшний день.

Отсутствие предусмотренной законом информации на официальном сайте муниципального образования ограничивает права неопределенного круга лиц на получение необходимой информации, касающиеся состояния защиты населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемов и способов защиты населения от них.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор Горьковского района Омской области законно и обоснованно предъявил административный иск в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области с указанными требованиями.

В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что, поскольку бездействие Администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области влекут нарушения законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и противодействию терроризму.

Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в неразмещении на сайте www.gork.omskportal.ru (вкладка Суховское сельское поселение) официальной информации, касающейся состояния защиты населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших ситуациях, приемов и способов защиты населения о них, незаконным.

Обязать администрацию Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области разместить на сайте www.gork.omskportal.ru (вкладка Суховское сельское поселение) официальную информацию, касающуюся состояния защиты населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших ситуациях, приемов и способов защиты населения о них.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Горьковский районный суд Омской области.

Председательствующий О.В. Блохин

В окончательной форме решение принято 30.07.2018