ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-362/2018 от 26.03.2018 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №2а -362/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вышний Волочёк 26 марта 2018г.

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Завьяловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по бесплатному предоставлению гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по проведению приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; по предоставлению информации об объектах недвижимого и движимого имущества находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по бесплатному предоставлению гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по проведению приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; по предоставлению информации об объектах недвижимого и движимого имущества находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством.

В обоснование административных исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры области в органах местного самоуправления района проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении муниципальных услуг в сфере земельных отношений, в ходе которой установлено следующее.

В силу ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон №210-ФЗ) к органам, предоставляющим муниципальные услуги, относятся органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210) муниципальную услугу, предоставляемую органом местного самоуправления, определяет как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований (далее - Закон № 131).

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи Закона № 210 административным регламентом является нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Статьей 12 Закона № 210 установлено, что предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, структура которого должна содержать разделы, устанавливающие общие положения; стандарт предоставления такой услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего такую услугу, а также муниципальных служащих.

В силу ст.29 Закон №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу указанного закона (согласно его статье 30 данный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования (30.07.2010 опубликован в «Российской газете»).

Согласно ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2017 г. осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Учитывая, что многие введенные Федеральным законом №171-ФЗ процедуры, связанные с предоставлением органами местного самоуправления земельных участков, носят заявительный характер, органам местного самоуправления необходимо принять ряд административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Федеральным законодательством на Администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «сельское поселение» возложена обязанность по предоставлению следующих муниципальных услуг:

- бесплатное предоставление гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» - на основании ч.2 ст. 11, пп.6 ст. 39.5, п.2 ст. 39.19 ЗК РФ, п.3 ч.1 ст. 14, ст.51 Закона № 131, пп.2 ч.3 ст.2 Закон Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 75-30 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области»;

- проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, - на основании ч.2 ст. 11 ЗК РФ, п.3 ч.1 ст. 14, ст.51 Закона № 131, пп.1 ч.2 ст.3, ст.28 Федерального закона от 21.12.2010 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения, юридическим лицам и гражданам, - на основании ч.2 ст. 1 1, ст.39.2 ЗК РФ, п.3 ч. 1 ст. 14. ст.51 Закона № 131;

- предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения, - на основании ст. 11, ст.39.2 ЗК РФ, п.3 ч.1 ст. 14, ст.51 Закона № 131, ч.5 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149);

- утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории - на основании п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ;

- предоставление земельных участков, находящихся в собственности поселения, для целей, не связанных со строительством, - на основании ч.2 ст. 11, ст.39.2 ЗК РФ, п.3 ч. 1 ст. 14, ст.51 Закона № 131.

Однако, в нарушение ст. 12 Закона № 210 административные регламенты предоставления вышеперечисленных муниципальных услуг до настоящего времени Администрацией также не разработаны и не изданы, в реестр муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией, данные муниципальные услуги не включены.

Данный факт подтверждается письменным ответом Администрации от 31.01.2018 №30, представленным на требование Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ № 273-Ф3) и ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В силу п. 21 ст. 7 ФЗ № 273-Ф3 одним из основных направлений деятельности органов власти по повышению эффективности противодействия коррупции является оптимизация и конкретизация полномочий органов власти и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Непринятие Администрацией Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района мер к разработке и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг препятствует эффективной реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных на неё законом, не обеспечена реализация принципов открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, что может стать причиной совершения коррупционных правонарушений и других злоупотреблений при предоставлении муниципальных услуг.

В результате бездействия органа местного самоуправления по принятию порядка предоставления муниципальных услуг ущемляются права заявителей - физических или юридических лиц, обращающихся в администрацию сельского поселения за предоставлением муниципальных услуг, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, получение муниципальных услуг в соответствии со стандартом предоставления муниципальных услуги.

На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления следующих муниципальных услуг: бесплатное предоставление гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством.

Обязать Администрацию Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке административные регламенты предоставления следующих муниципальных услуг: бесплатное предоставление гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в судебное заседание не явился, представлены ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и письменные возражения, согласно которым Администрация Сорокинского сельского поселения не согласна с административным иском в части возложения на администрацию поселения обязанности по разработке и утверждению административных регламентов в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Общие требования к разработке проектов административных регламентов установлены ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Федеральный закон в качестве обязательных этапов утверждения проекта административного регламента предусматривает размещение проекта регламента в сети Интернет для ознакомления заинтересованных лиц, проведение независимой экспертизы в течение не менее одного месяца со дня размещения проекта регламента на соответствующем официальном сайте, а также проведение экспертизы проекта регламента уполномоченным органом местного самоуправления на предмет соответствия законодательству и учета результатов независимой экспертизы.

Согласно ч. 15 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. Во исполнение данной нормы Федерального закона постановлением Администрации Сорокинского сельского поселения от 31.07.2013 № 25 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в Сорокинском сельском поселении.

В соответствии с названным Порядком процедура разработки и утверждения административных регламентов в Сорокинского сельском поселении включает:

- проведение независимой экспертизы в срок не менее 35 дней со дня фактического размещения проекта административного регламента в установленных местах и сети Интернет (п.6 раздела 2 Порядка);

- рассмотрение поступивших заключений независимой экспертизы в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного для проведения общественной экспертизы;

- направление проекта административного регламента в течение 10 рабочих дней для проведения экспертизы проекта в уполномоченный орган администрации;

- проведение экспертизы проекта административного регламента в течение 20 рабочий дней со дня поступления проекта административного регламента на экспертизу в уполномоченный орган администрации, повторной экспертизы в срок не более 5 рабочих дней;

- доработку проекта регламента в течение 7 рабочих дней со дня поступления проекта на доработку;

- рассмотрение проекта административного регламента главой администрации поселения, его утверждение и обнародование.

Таким образом, требование прокурора о возложении на Администрацию Сорокинского сельского поселения обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить данные административные регламенты не учитывает положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, действующий в Сорокинского сельском поселении порядок разработки административных регламентов, и потому не подлежит удовлетворению.

Кроме того, помимо собственно процедуры рассмотрения и утверждения проекта административного регламента необходимо время для подготовки самого проекта регламента, которое, по мнению администрации поселения, составляет 1 месяц.

С учетом изложенного, Администрация Сорокинского сельского поселения просит суд определить для разработки и утверждения административных регламентов срок в 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по данному иску.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к органам, предоставляющим муниципальные услуги, относятся органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент – это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также муниципальных служащих.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления в силу.

Настоящий Федеральный закон опубликован 30 июля 2010 г. в издании «Российская газета», № 168.

Согласно ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2017 г. осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В судебном заседании установлено, что Администрация Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области является муниципальным органам, предоставляющим муниципальные услуги в сфере земельных правоотношений.

Федеральным законодательством на Администрацию Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «сельское поселение» возложена обязанность по предоставлению следующих муниципальных услуг:

- бесплатное предоставление гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» - на основании ч.2 ст. 11, пп.6 ст. 39.5, п.2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст. 14, ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.2 ч.3 ст.2 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 75-30 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области»;

- проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, - на основании ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст. 14, ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.1 ч.2 ст.3, ст.28 Федерального закона от 21.12.2010 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения, юридическим лицам и гражданам, - на основании ч.2 ст. 1 1, ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ч. 1 ст. 14. ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения, - на основании ст. 11, ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст. 14, ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.5 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149);

- утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории - на основании п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ;

- предоставление земельных участков, находящихся в собственности поселения, для целей, не связанных со строительством, - на основании ч.2 ст. 11, ст.39.2 ЗК РФ, п.3 ч. 1 ст. 14, ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако в нарушение ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Администрацией Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области указанные административные регламенты предоставления муниципальных услуг по настоящее время не разработаны и не приняты, в реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, не включены.

Административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих исполнение вышеприведенных положений действующего законодательства, в том числе в части разработки и принятия указанных административных регламентов.

Бездействие Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, что противоречит общим принципам реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, обращающихся в Администрацию Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области за предоставлением муниципальных услуг, на получение полной информации о порядке предоставления и получения муниципальных услуг.

На основании изложенного, исковые требования прокурора к Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по бесплатному предоставлению гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по проведению приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; по предоставлению информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством, подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из следующего.

Постановлением Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области №30 от 16 августа 2013 г. утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

Согласно данному порядку процедура разработки и утверждения административных регламентов в Сорокинском сельском поселении включает в себя:

- проведение независимой экспертизы в срок не менее 35 дней со дня фактического размещения проекта административного регламента в установленных местах и сети Интернет (п.4.3.1 раздела 4 Порядка);

- рассмотрение поступивших заключений независимой экспертизы и принятие решения по результатам каждой такой экспертизы не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного для проведения независимой экспертизы;

- направление проекта административного регламента в течение 10 рабочих дней для проведения экспертизы проекта в уполномоченный орган администрации (п.4.3.2 раздела 4 Порядка);

- при наличии отрицательного заключения экспертизы проводимой уполномоченным органом администрации проведение экспертизы проекта административного регламента в течение 10 рабочий дней со дня поступления проекта административного регламента на экспертизу в уполномоченный орган администрации, повторной экспертизы в срок не более 5 рабочих дней;

- доработку проекта регламента не более 5 рабочих дней со дня возвращения проекта регламента на доработку;

- рассмотрение проекта административного регламента главой администрации поселения, его утверждение и обнародование.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом требований разумности, принимая во внимание необходимость проведения определенной процедуры для подготовки, разработки и утверждения административных регламентов, считает, что заявленный в административном иске административным истцом месячный срок не достаточным для исполнения административным ответчиком обязанностей по разработке и утверждению в установленном законом порядке административных регламентов предоставления вышеуказанных муниципальных услуг.

В связи с изложенным, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возлагая на Администрацию Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанности в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке административные регламенты предоставления следующих муниципальных услуг: бесплатное предоставление гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; проведение приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; предоставление информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством, суд исходит из того обстоятельства, что в силу приведенных выше положений законодательства, разработка и утверждение в установленном законом порядке вышеуказанных административных регламентов предоставления муниципальных услуг, является обязанностью Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по бесплатному предоставлению гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по проведению приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; по предоставлению информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по бесплатному предоставлению гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по проведению приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; по предоставлению информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством.

Возложить на Администрацию Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг и возложении обязанностей по разработке и изданию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по бесплатному предоставлению гражданам, имеющих троих и более детей, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по проведению приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности; по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности поселения юридическим лицам и гражданам; по предоставлению информации об объектах недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности поселения, земельных участках, находящихся в собственности поселения; по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности поселения для целей, не связанных со строительством.

Об исполнении решения суда Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области необходимо сообщить в суд и Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру в течение двух недель со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Р.Ю. Некрасов

.

.