ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-362/2021 от 02.07.2021 Верхнеуслонского районного суда (Республика Татарстан)

Дело №2а-362/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Село Верхний Услон 02 июля 2021 года

Республики Татарстан

Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савенковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарафутдиновой Т.А. к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Шарафутдинова Т.А. лице представителя по доверенности Гильманова Р.И. обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, в обосновании указав, что Шарафутдинова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1109 кв.м., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>

Председателем СНТ и главой местного поселения постоянно указывается на обязанность собственника содержать в чистоте прилегающий земельный участок, расположенный между земельным участком с кадастровым номером и асфальтированной дорогой.

Все 10 лет владения силами административного истца и силами семьи административного истца осуществляется уход за указанным участком, расположенным между ее участком и двумя дорогами (асфальтированной и щебеночной): посажен и стрижется газон, проведена система автополива, проводится очистка территории от мусора летом, снега - зимой. При этом участок остается свободным для доступа третьих лиц.

В конце 2019г. административный истец обратилась к административному ответчику с вопросом перераспределения вышеуказанного земельного участка и подана схема расположения земельного участка общей площадью, не превышающей 1500 кв.м.

По указанному заявлению был получен ответ руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 02.03.2020г. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (схема не возвращена административным ответчиком административному истцу), поскольку образование земельного участка приводит к вклиниванию, изломанности границ и препятствует рациональному использованию территории (согласно п.6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Не согласившись с указанным ответом, в октябре 2020 года административный истец обратилась в Верхнеуслонский районный суд с административным иском, в удовлетворении которого 12 ноября 2020 года административному истцу было отказано.

Верховный Суд Республики Татарстан апелляционным определением от 16 февраля 2021 года отменил решение Верхнеуслонского районного суда от 12 ноября 2020 года, признал незаконным решение Исполкома Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 02 марта 2020 года , обязал Исполкома Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка.

24 мая 2021 года административным истцом получен ответ руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 05 мая 2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (схема не возвращена административным ответчиком административному истцу), поскольку образование земельного участка приводит к вкливанию в территорию общего пользования, изломанности границ и препятствует рациональному использованию территории. Однако указанное решение административный истец считает незаконным и необоснованным, поскольку основания для отказа лишь формальные цитаты статьи Земельного кодекса Российской Федерации и не содержит конкретных фактов, подтверждающих указанные доводы, фактическое расположение запрашиваемого земельного участка, его конфигурация не предполагает его эффективного использования ни муниципалитетом, ни третьими лицами, присоединение к участку и фиксирование его границ в порядке перераспределения приведет к закреплению фактически сложившейся на местности ситуации и фактических границ, так как участок расположен между двумя дорогами и забором, то есть изломанность границ в натуре на местности как раз будет устранена.

В связи с чем просит признать незаконным решение Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленное письмом от 05 мая 2021 года , обязать Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципальною района Республики Татарстан принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, представленного Шарафутдиновой Т.А..

Представитель административного истца Гильманов Р.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Салихов Е.М. в судебном заседании исковые требования не признал, просит отказать в удовлетворении иска, считает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка является законным и обоснованным, со стороны административного истца имеет место самовольный захват земельного участка, поскольку административным истцом документов по распоряжению спорного земельного участка не представлено.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Из материалов дела видно, что Шарафутдинова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1109+/-12 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В конце 2019г. административный истец обратилась к административному ответчику с вопросом перераспределения вышеуказанного земельного участка и подана схема расположения земельного участка общей площадью, не превышающей 1500 кв.м.

По указанному заявлению был получен ответ руководителя Исполкома Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 02.03.2020г. №ИСХ-669 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (схема не возвращена административным ответчиком административному истцу), поскольку образование земельного участка приводит к вклиниванию, изломанности границ и препятствует рациональному использованию территории (согласно п.6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Не согласившись с указанным ответом, в октябре 2020 года административный истец обратилась в Верхнеуслонский районный суд с административным иском.

Решением Верхнеуслонского районного суда от 12 ноября 2020 года по делу 2а-464/2020 административные исковые требования Шарафутдиновой Т.А. к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2021 года решение Верхнеуслонского районного суда от 12 ноября 2020 года отменено и принято новое решение, которым решение Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан об отказе в утверждение схемы расположения земельного участка, оформленное письмом от 02 марта 2020 года признано незаконным, обязав Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление Шарафутдиновой Т.А. от 18 февраля 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории повторно. В остальном решение суда от 12 ноября 2020 года по делу 2а-464/2020 оставлено без изменения.

24 мая 2021 года административным истцом получен ответ руководителя Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 05 мая 2021 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. основанием для отказа послужило следующее: согласно п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, сема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не может быть утверждена нормативно-правовым актом, поскольку образование земельного участка приводит к вклиниванию в территорию общего пользования, изломанности границ и препятствует рациональному использованию территории.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Шарафутдиновой Т.А. вынесен в пределах предоставленных ему полномочий; оспариваемое решение содержит законное основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на нормы законодательства; оспариваемое решение прав административного истца не нарушает, поскольку имеющийся у него в собственности земельный участок по размерам соответствует параметрам и площади, установленной в границах муниципального образования, и не лишает последнего возможности пользоваться им в рамках вида разрешенного использования земельного участка.

Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.

Пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 названной статьи.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из представленной Шарафутдиновой Т.А. в Исполнительный комитет Верхнеуслонского района Республики Татарстан схемы расположения испрашиваемого земельного участка усматривается, что представленный вариант схемы расположения земельного участка приведет к образованию земельного участка, имеющего многоугольную форму, границы которого представляют собой изломанный объект.

Как видно из схемы расположения земельного участка, границы земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель неразграниченной государственной собственности, имеют изломанность от точек н2-н3-н4-н5-н6 до точки н7. При перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель государственной собственности, изломанность границ увеличилась от точки н6 до точки н4 (л.д.19).

При этом, под изломанностью границ в сложившейся правоприменительной практике понимается их размещение, вызывающее неудобства в использовании и ухудшающее конфигурацию земельного участка.

Кроме того, образование спорного земельного участка в случае утверждение испрашиваемой схемы будет препятствовать рациональному использованию территории общего пользования, поскольку существенно сужает данную территорию.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено. Оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Таким образом, поскольку представленная Шарафутдиновой Т.А. схема расположения испрашиваемого земельного участка приводит к изломанности границ и препятствует его рациональному использованию, уполномоченным органом правомерно было отказано в перераспределении земельных участков путем утверждения схемы расположения земельного участка.

При этом довод стороны истца о том, административным ответчиком в порядке перераспределения оформлен соседний земельный участок с похожей конфигурацией, суд отклоняет как не имеющий правового значения по делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Шарафутдиновой Т.А. к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.

Председательствующий: Тюфтина О.М.