75RS0010-01-2020-001484-96
дело № 2а-362/2021
Решение
именем Российской Федерации
пгт. Забайкальск 19 июля 2021 г.
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Васендина С.Ф., при секретаре Мустафиной Т.Ф., с участием заместителя прокурора Забайкальского района Забайкальского края Юрьева В.В., ответчика – главы городского поселения «Забайкальское» ФИО80, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Забайкальского района Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к главе городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80 о прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» в связи с утратой доверия,
установил:
Прокурор Забайкальского района Забайкальского края обратился с настоящим административным иском в суд, указав в обоснование, что глава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80, осуществляя свои полномочия, в нарушение Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", не принял меры по недопущению возникновение конфликта интересов.
20.08.2018 года администрацией городского поселения "Забайкальское" в лице и.о. главы поселения ФИО81 с родственниками главы поселения - ФИО1., ФИО2ФИО3 (отец, брат, двоюродный брат) в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных, муниципальных нужд" без проведения конкурсных процедур заключено три договора подряда на выполнение работ на общую сумму 99000 рублей, с предоставлением подрядчикам в пользование разметочной машины для разметки дорог <данные изъяты> и краски. В нарушение указанного нормативного акта в договорах содержание и объём работ не указаны, цена установлена произвольно, без экономического обоснования, ответственность за ненадлежащее исполнение договоров не предусматривалась, отчет о расходовании материала подрядчиками не представлялся.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения "Забайкальское" в лице и.о. главы поселения ФИО6 с родственниками главы поселения - ФИО4А., ФИО5. с аналогичными нарушениями действующего законодательства без проведения конкурсных процедур заключено два договора подряда по спиливанию, вырубке сухих (аварийных) деревьев на территории п. Забайкальск на общую сумму 90000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ года и.о. главы поселения ФИО7. с родственниками главы поселения - ФИО8ФИО9 а также с ФИО10 с аналогичными нарушениями без проведения конкурсных процедур заключено три договора по нанесению дорожной разметки на общую сумму 90000 рублей.
По поручению ФИО80 в нарушение п.9 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании заявок на кассовый расход № и №№, подписанных ФИО80, налог на доходы его родственников уплачен из бюджета городского поселения "Забайкальское" в размере 28242 рублей.
Учитывая, что ФИО11. состоит в должности <данные изъяты> ФИО80, то есть в непосредственном подчинении главы поселения ФИО80, заключала договоры в период временного отсутствия ФИО80 на непродолжительное время, а подрядчики – ФИО12., ФИО13., ФИО14. приходятся <данные изъяты> ФИО80, то усматривается личная заинтересованность главы поселения при заключении договоров подряда.
Работы, связанные с благоустройством городского поселения "Забайкальское", санитарной очисткой, озеленением городского поселения, дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных работ в области использования автомобильных дорог осуществляет специализированное предприятие <данные изъяты>", учредителем которого является администрация городского поселения "Забайкальское". Несмотря на наличие в штате 44 работников, ФИО80 понуждал подведомственное учреждение к заключению аналогичных договоров подряда со своими родственниками, в частности с ФИО17. (<данные изъяты>ФИО16. (<данные изъяты>), с ФИО15. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>" в лице директора ФИО18 и ФИО19ФИО20., ФИО21. заключено три договора на оказание услуг по нанесению разметки на дорогу <адрес> на общую сумму 68967 рублей. В апреле 2017 года <данные изъяты>" в лице директора ФИО22. и ФИО23., ФИО24ФИО25., ФИО26 заключен договор на возмездное оказание услуг по нанесению дорожной разметки на дорогу по <адрес> на общую сумму 96000 рублей. Согласно пояснениям директора <данные изъяты>" директора ФИО27., его заместителя ФИО28 договоры подряда заключались по личным поручениям и под контролем главы городского поселения «Забайкальское» ФИО80 под угрозой увольнения.
Согласно проверки УФАС по Забайкальскому краю при заключении договоров подряда с родственниками главы поселения допущены нарушения требований п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виде наделения физических лиц функциями специализированных служб по вопросам местного значения, создание в отсутствие конкурентных процедур - ФИО29., ФИО30Г., ФИО31 преимущественных условий на рынке выполнения работ и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к оказанию таких услуг.
29.04.2020 постановлением УФАС по Забайкальскому краю за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, ФИО32 подвергнута административному штрафу в размере 20000 рублей.
Краснокаменским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по данным фактам проведена процессуальная проверка, которой установлена осведомленность главы городского поселения ФИО80 о привлечении <данные изъяты> к выполнению работ по заключённым контрактам.
Полагая, что глава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80 нарушил требования ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", п.5 ч.4 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.12 Устава городского поселения "Забайкальское", принятого решением Совета городского поселения "Забайкальское" №99 от 16.03.2018 года, не принял меры по недопущению возникновение конфликта интересов, напротив, в период с 2016 по 2018 год являлся инициатором заключения контрактов МАНУ "Благоустройство" с его родственниками, в связи с чем, на основании п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
ДД.ММ.ГГГГ года прокурор внес представление в Совет городского поселения "Забайкальское" для рассмотрения вопроса об удалении главы городского поселения «Забайкальское» ФИО80 в отставку в связи с неисполнением ограничений и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции".
ДД.ММ.ГГГГ года Советом городского поселения "Забайкальское" представление признано обоснованным, создана инициативная группа депутатов для инициирования процедуры удаления главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80 в отставку.
Представитель Губернатора Забайкальского края инициативу удаления в отставку главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80 поддержал.
Вместе с тем, решение об удалении главы городского поселения «Забайкальское» ФИО80 в отставку не принято (за удаление проголосовало 8 депутатов, против - 3, отсутствовало - 2).
ДД.ММ.ГГГГ на Совете городского поселения "Забайкальское" принято решение о повторном рассмотрении вопроса об удалении в отставку главы городского поселения. Администрацией Губернатора Забайкальского края инициатива об удалении главы городского поселения «Забайкальское» ФИО80 в отставку поддержана в письменном виде.
17.01.2020 года проведено повторное рассмотрение вопроса об удалении в отставку главы городского поселения. Решение об удалении главы городского поселения «Забайкальское» ФИО80 в отставку не принято (за удаление проголосовало 8 депутатов, против - 5).
Считая, что своими решениями депутаты Совета городского поселения фактически исключили возможность наступление ответственности главы поселения, прокурор обратился с настоящим административным иском в суд.
В судебном заседании заместитель прокурора Забайкальского района Забайкальского края Юрьев В.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик глава администрации городского поселения "Забайкальское" ФИО80 иск не признал и пояснил, что договоры с его родственниками заключались в его отсутствие в период его отпуска либо временной нетрудоспособности, к заключению данных договоров он никакого отношения не имеет. ФИО33") сам звонил его ФИО34, просил его сделать покрасочную машину. Давление на руководство МАНУ "Благоустройство" о заключении контрактов с его родственниками он не оказывал. О заключении контрактов он узнал после их заключения. Он действительно подписал платежные документы об уплате за них налогов, но это было через полгода после заключения контрактов по требованию ФНС, впоследствии уплаченные денежные средства возмещены полностью.
Заинтересованное лицо Губернатор Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен. Представитель Губернатора Забайкальского края ФИО35 просила рассмотреть дело в её отсутствие, административное исковое заявление прокурора Забайкальского района о прекращении полномочий главы городского поселения "Забайкальское" ФИО80 поддержала в полном объёме, полагает, что факты, подтверждающие несоблюдение главой городского поселения ФИО80 ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, отражены в представлении прокурора Забайкальского района от 31 мая 2019 года № 07-22б-2019, заключении комиссии Забайкальского УФАС от 21 октября 2019 года № 075/01/17.1-137/2019. Советом городского поселения дважды принималось решение о неудалении главы городского поселения в отставку: 15 октября 2019 года и 17 января 2020 года. Депутаты Совета городского поселения "Забайкальское", при наличии подтвержденных фактов нарушения ограничений, запретов, обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, надлежащим образом выявленные нарушения закона не исследовали, требования законодательства о последствиях таких нарушений не учли, в результате чего дважды приняли противоречащее требованиям закона решение, нарушив принцип неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения. Считает, что досрочное прекращение полномочий главы городского поселения ФИО80 направлено на соблюдение антикоррупционного законодательства, прав граждан и интересов городского поселения "Забайкальское".
Представитель Совета городского поселения "Забайкальское" ФИО82 административное исковое заявление прокурора Забайкальского района поддержал и пояснил, что договоры с родственниками главы заключались систематически, заключением таких договоров городскому поселению причинен ущерб. Сметы на заключение договоров отсутствовали, объем и место выполнения работ в договорах не указывалось, цена договоров устанавливалась произвольно, использовалась муниципальная техника, однако никакого отчета об её использовании, затратах на краску, расходе краске не производилось. Денежные средства родственникам оплачивались наличными, а подоходный налог оплачивался из бюджета городского поселения. Работы по обрезке деревьев, как и разметку дорог, способно было производить специализированная компания <данные изъяты> Директор <данные изъяты>" ФИО36 пояснил, что подпись в заключенном договоре ему не принадлежит. ФИО80 о заключении таких договоров было известно, он умышленно брал без содержания день, два – три, чтобы ФИО38 заключала эти договоры. Глава городского поселения мог запретить ФИО37. заключать такие договоры, но этого не делал, после чего вновь исчезал на два три дня, в его отсутствие ФИО81 вновь заключала такие же контракты.
На основании ст.150, ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, оценив доводы представленные истцом и ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу ч.3 ст.62 КАСРФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими,
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 28 Устава городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" глава городского поселения "Забайкальское" является высшим должностным лицом городского поселения, избираемым на муниципальных выборах на срок 5 лет, возглавляющим администрацию городского поселения и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения (т.2 л.д. ).
В соответствии с ч. 4.1 ст.36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В силу абзацев 17 и 20 ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ, как выборное должностное лицо местного самоуправления, глава городского поселения "Забайкальское" относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Частью 4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрены обязанности лиц замещающих муниципальные должности, сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом, в силу части 2 статьи 10 названного Федерального закона под личной заинтересованностью понимается в частности возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицами, состоящими в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей) с должностным лицом, обязанным принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 N "О противодействии коррупции" непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Аналогичные положения содержатся в ч. 7.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
В силу п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с подпунктами 16 и 17 пункта 5 ст.28 Устава городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" полномочия главы городского поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдение ограничений установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что ФИО80 является главой городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" на основании решении избирательной комиссии городского поселения "Забайкальское" ДД.ММ.ГГГГ года, принятого по результатам выборов главы городского поселения проведенных ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в должность главы городского поселения с 26.09.2016 года (т.1 л.д.15).
В период исполнения ФИО80 полномочий главы городского поселения "Забайкальское", администрацией городского поселения с <данные изъяты> ФИО80 неоднократно заключались гражданско-правовые договоры подряда.
В период временного отсутствия ФИО80 его заместителем ФИО39. были заключены следующие договоры: №№ с ФИО40 (т.1л.д.35 оборот.-36), ДД.ММ.ГГГГ с братом ФИО41 (т.1 л.д.41-42), №61 ДД.ММ.ГГГГ с ФИО42. (т.1 л.д.38-39), ДД.ММ.ГГГГ с ФИО43.(т.1 л.д.145 обор.-146), №ДД.ММ.ГГГГ с ФИО44. (т.1 л.д.135-136), № с ФИО46 (т.1 л.д.137-138), №№ с ФИО45. (т.1 л.д.136-140), №6 от № с отцом ФИО49. (т.1 л.д.141-142), № с ФИО48. (л.д.143-144), №11 от 01.11.2018 гФИО47. (т.1 л.д.146 обор.-147).
Из информации представленной межрайонной инспекцией ФНС России №5 по Забайкальскому краю следует, что 2 договора гражданского правового характера, заключенные в 2017 году, а также 7 таких же договоров, заключенных в 2018 году, составлены некорректно. Согласно пояснениям Администрации городского поселения "Забайкальское" № года при исчислении налогов сумма налога прибавлена к основной сумме по договору (т.1 л.д.34-35,122 оборот.-123).
Согласно заключению комиссии Забайкальского УФАС России от 21 октября 2019 года при заключении договоров в лице и.о. администрации главы поселения ФИО50 с гражданами ФИО51А., ФИО52ФИО53. от 01№ с ФИО54., ФИО55ФИО56ДД.ММ.ГГГГ года конкурсные процедуры заключения договоров не проводились, тем самым нарушены требования п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виде наделения физических лиц функциями специализированных служб по вопросам местного значения, создание в отсутствие конкурентных процедур родственникам главы городского поселения ФИО57., ФИО58., ФИО59 преимущественных условий на рынке выполнения работ и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к оказанию таких услуг (т.1 л.д.117-119).
Постановлением №№ руководителя Забайкальского УФАС России ФИО61. по делу об административном правонарушении, исполняющая обязанности главы Администрации городского поселения "Забайкальское" ФИО81 признана виновной в совершении действий по ограничению доступа на товарный рынок, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ. За заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения ФИО60. подвергнута административному наказанию по ч.7 ст.14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (т.1 л.д.148-151).
В судебном заседании ФИО62 суду показала, что заключала договоры по своей инициативе во время исполнения обязанностей главы городского поселения ФИО80, во время его отсутствия. С заключением УФАС согласна, вину свою она признала, наложенные на неё штрафы оплатила. Договоры заключались с посторонними лицами по причине того, что работу надо было выполнить быстро. К договорам должно было идти техническое задание, которое выписывал отдел жилищно-коммунального хозяйства, почему его нет, она не знает. Администрация уплачивала налог за физических лиц по упущению бухгалтеров. Распоряжения об уплате налогов давали она или ФИО80, кто конкретно давал такие распоряжение бухгалтерам она сейчас не помнит. По поводу заключения данных договоров ФИО80 к ней не обращался. О заключении договоров он узнавал после выхода на работу, однако ничего по этому поводу ей не говорил.
Согласно заявок на кассовый расход № от 26.06.2018 года Администрацией городского поселения "Забайкальское" за подписью ФИО80 уплачен налог на доходы указанных выше физических лиц по договорам № № года (выполнение работ по содержанию дорог) и № год (выполнение работ по спиливанию, вырубке сухих (аварийных) деревьев) в размере 14794,00 рублей и 13448,00 рублей (т.1 л.д.23,31-32).
Для выполнения мероприятий, связанных с благоустройством, санитарной очисткой, озеленением поселения, а также осуществления полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности администрацией городского поселения "Забайкальское" в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ учреждено муниципальное автономное некоммерческого учреждения <данные изъяты> что прямо предусмотрено Уставом учреждения (т.1 л.д. 47).
Из информации предоставленной межрайонной инспекцией ФНС России №5 по Забайкальскому краю следует, что в входе мероприятий налогового контроля в отношении МАНУ "Благоустройство" установлено, что учреждением в 2017 году заключались договоры подряда с ФИО68., ФИО67ФИО69 на общую сумму 90000 рублей; за 2018 год договор подряда № с ФИО65., ФИО66ФИО64ФИО63. на общую сумму 96000 рублей. Налоговым органом сформированы налоговые уведомления с указанием сумм НДФЛ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ года. На ДД.ММ.ГГГГ года не исполнена обязанность по уплате НДФЛ за 2018 год на сумму 12480 рублей (т.1 оборотная сторона л.д. 121 -123).
Свидетель ФИО70 в судебном заседании показал, что <данные изъяты>" может выполнять работы по обрезке деревьев и разметке дорог. При наличии распоряжения главы и заявок администрации они проводят такую работу, их сотрудники выходят и производят обрезку деревьев, а также покраску пешеходных переходов. Почему администрация заключала договоры с родственниками главы, он не знает. Им приходило указание из администрации заключить договоры с конкретными лицами, потом администрация переводила денежные средства на их счет, после чего они производили оплату по этим договорам.
При допросе в суде свидетелей ФИО71. и ФИО72 выполнявших работы по договорам подрядов заключенных с администрацией городского поселения "Забайкальское" и <данные изъяты>" установлено, что бригады по выполнению работ состояли в основном из родственников главы городского поселения "Забайкальское" ФИО80
Из показаний свидетеля ФИО73. следует, что в сентябре 2017 года, в период исполнения свидетелем обязанностей директора <данные изъяты>", к нему обращался глава городского поселения ФИО80 по поводу договоров заключенных с его родственниками. ФИО80 сказал, что администрация перечислит <данные изъяты>"деньги, а он должен отдать распоряжение выплатить их по договорам о нанесении разметки дорог. На его предложение дождаться директора, ФИО80 в приказном тоне потребовал выплатить деньги. Деньги предназначались родственникам главы.
В силу ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что по инициативе администрации городского поселения подведомственное предприятие МАНУ "Благоустройство" заключало договоры с родственниками главы городского поселения ФИО80 – с ФИО74 с ФИО75., с ФИО76., ФИО77., ФИО78 При этом глава городского поселения ФИО80 по своей инициативе вмешивался в деятельность предприятия, при наличии явного конфликта интересов, требовал оплаты денежных средств по договорам, заключенным со своими родственниками, что суд расценивает как коррупционное правонарушение, предусмотренное Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Данный вывод суда основан на показаниях свидетеля ФИО83 который не является лицом заинтересованным в исходе дела. Ответчиком в судебном заседании показания данного свидетеля не оспаривались.
Судом достоверно установлено, что Администрацией городского поселения "Забайкальское" в нарушение п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" вне конкурсных процедур заключено не менее пяти договоров с родственниками главы городского поселения "Забайкальское". Из показаний свидетеля ФИО79. следует, что о заключении договоров с его родственниками глава городского поселения ФИО80 знал, однако не пресек неправомерные действия своего заместителя. Кроме того, в нарушение Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", несмотря на очевидный конфликт интересов, лично подписал заявки на кассовый расход, тем самым неправомерно оплатив из бюджета поселения налоги на доходы своих родственников, чем нарушил требования Налогового кодекса Российской Федерации.
К доводам ответчика о том, что лица, с которыми заключались контракты, могли выполнять работу лучше специализированной организации, суд относиться критически, поскольку из их показаний следует, что какими-либо специальными познаниями в области дорожного строительства, ремонта и безопасности выполнения работ, а также благоустройства городского поселения они не обладают. В связи с чем выводы комиссии Забайкальского УФАС России о незаконном наделении физических лиц функциями специализированных служб по вопросам местного значения суд признает обоснованными.
В соответствии ст. 62 КАС РФ бремя доказывания отсутствия вины лежит на административном ответчике. Главой городского поселения "Забайкальское" ФИО80 убедительных доводов, оправдывающих его в совершении коррупционных правонарушений, не представлено.
При таком положении суд приходит к выводу, что нарушения законодательства о противодействии коррупции, допущенные главой городского поселения "Забайкальское" ФИО80 в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и подпункта 17 пункта 5 ст.28 Устава городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" являются основанием для досрочного прекращения его полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Совета депутатов городского поселения "Забайкальское" внесено представление о несоблюдении главой городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" ФИО80 антикоррупционных требований в целях проведения проверки и принятия соответствующего решения.
Порядок привлечения к ответственности главы городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" ФИО80 был соблюден. Группа депутатов численностью 1/3 от установленной численности депутатов Совета городского поселения "Забайкальское" в порядке ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ инициировала процедуру удаления главы городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район" в отставку, представив в Совет городского поселения соответствующее обращение и проект решения.
Рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы городского поселения ФИО80 в отставку осуществлялось с учетом мнения Губернатора Забайкальского края.
Нарушения законодательства о противодействии коррупции со стороны главы городского поселения <данные изъяты> муниципального образования "Забайкальский район" ФИО80 подтверждаются исследованными судом доказательствами, которые были также представлены Совету городского поселения "Забайкальское" на рассмотрение.
На состоявшемся заседании №№ года, а также на заседании от ДД.ММ.ГГГГ решение об удалении главы поселения в отставку в установленном порядке не принято.
Согласно ст.70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статьёй 3 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, приоритетном применение мер по предупреждению коррупции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч.4 ст.5 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Неисполнение требований законодательства о противодействии коррупции противоречит ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации.
При наличии установленных фактов нарушения главой городского поселения "Забайкальское" муниципального образования "Забайкальский район" ФИО80 законодательства о противодействии коррупции, являющихся основанием для прекращения его полномочий, Совет городского поселения "Забайкальское" муниципального образования "Забайкальский район" своими решениями о не удалении главы городского поселения ФИО80 в отставку не исполнил требования, установленные подп. 17 п.5 ст.28 Устава городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район", Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора и представителя Губернатора Забайкальского края, что своим бездействием Совет городского поселения фактически исключил возможность наступления ответственности главы городского поселения ФИО80 за несоблюдение им ограничений, запретов, и не исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", чем нарушены права неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения "Забайкальское".
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.1.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Решение о не удалении главы городского поселения ФИО80 Советом городского поселения "Забайкальское" принято ДД.ММ.ГГГГ года. Обязанность принять решение об удалении главы городского поселения в отставку сохраняется.
Таким образом, срок обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ст.219 КАС РПФ, административным истцом не пропущен.
При таком положении суд находит административный иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание характер установленных судом нарушений законодательства о противодействии коррупции, при исполнении главой городского поселения ФИО80 своих полномочий, оставшийся срок его полномочий, а также с учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц, интересов городского поселения "Забайкальское" на своевременное проведение выборов главы поселения, суд считает разумным и необходимым установить срок для исполнения требований после вступления решения суда в законную силу – немедленно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Забайкальского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к главе городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80 о прекращении полномочий главы городского поселения «Забайкальское» в связи с утратой доверия удовлетворить.
Прекратить полномочия главы городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО80 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», немедленно после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.07.2021 года
Судья Забайкальского районного суда С.Ф. Васендин