54RS0010-01-2021-007729-41 Дело № 2а-362/2022 | ||||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||||
21 февраля 2022 года
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре О.А. Клыковой,
с участием прокурора О.Е. Проскуряковой,
в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-Складской Комплекс «Иня» об оспаривании нормативного правового акта мэрии г. Новосибирска в части,
у с т а н о в и л:
ООО «ПСК «Иня» обратилось в суд с административным иском, просит признать недействующим со дня вступления в силу решения суда нормативный правовой акт - постановления мэрии города Новосибирска от 04.06.2019 N 2093 "О проекте планировки территории, ограниченной ул. Одоевского, Бердским шоссе, рекой Иней, границей города Новосибирска, в Первомайском районе" в части установления красной линии в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:082790:8, площадью 8897 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в связи с нарушением оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административного истца, на момент издания оспариваемого постановления являющегося арендатором спорного земельного участка на котором расположены нежилые здания, собственником которых с 02.06.2009 является административный истец.
Представитель административного истца ООО «ПСК «Иня», представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска, в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки суду не сообщили, ранее представитель административного ответчика представил суду письменные возражения в которых просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным в возражениях основаниям.
Исследовав собранные по делу доказательства, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.
Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства РФ истец вправе требовать признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
В обоснование иска, административный истец указал, что оспариваемым Постановлением в части прохождения красной линии по территории земельного участка с кадастровым номером 54:35:082790:8 и по зданию с кадастровым номером 54:35:082790:145, деля его на две части, а земельный участок на две территориальных зоны, нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта без учета фактически сложившегося землепользования, а так же недопустимостью отнесения земельного участка одновременно к двум территориальным зонам, что противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, в частности. статье 85 названного кодекса. Кроме того, как указывает административный истец, красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости, что создает угрозу нарушения прав административного истца на распоряжение, владение и пользование вышеуказанным объектом недвижимого имущества.
Судебным разбирательством из материалов дела установлено, что с 2009 года, на основании договора купли-продажи №3-06/5 от 02.06.2009, ООО «ПСК «Иня» является собственником зданий (нежилое здание, площадью 643,2 кв.м., кадастровый номер 54:35:082615:215; нежилое здание, площадью 1148,2 кв.м., кадастровый номер 54:35:082790:145; нежилое здание площадью 274,2 кв.м., кадастровый номер 54:35:082615:213; нежилое здание площадью 1091,9 кв.м., кадастровый номер 54:35:082615:214), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 54:35:082790:8. Административный истец по договору №93746 от 30.07.2009 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 54:35:082790:8 (сроком до 30.07.2019) и №125224 от 02.08.2019 (сроком до 02.08.2068). Земельный участок с кадастровым номером 54:35:082790:8 поставлен на кадастровый учет, о чем 27.03.2002 в ЕГРН внесена соответствующая запись.
Указанные обстоятельства сторонами судебного заседания не оспаривались и подтверждаются материалами дела.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 04.06.2019 N 2093 "О проекте планировки территории, ограниченной ул. Одоевского, Бердским шоссе, рекой Иней, границей города Новосибирска, в Первомайском районе", в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. Одоевского, Бердским шоссе, рекой Иней, границей города Новосибирска, в Первомайском районе.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и мэрия г. Новосибирска, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, осуществляемой, в том числе, в виде планировки территории путем утверждения подготовленных на основании генерального плана г. Новосибирска проектов планировки территории.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктом 3 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной при наличии необходимости образования земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4).
Статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ установлены требованиям к составу и содержанию проектов планировки территории и проекту межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется, в частности, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2).
В соответствии с требованиями части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов).
Согласно части 13 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 названного Кодекса.
Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 названного Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (части 1 и 2 статьи 46).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46).
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с названным Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9 статьи 46).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 2 статьи 42 Устава города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 года № 616), установлено, что в целях решения вопросов местного значения в области управления муниципальной собственностью города Новосибирска мэрия города Новосибирска принимает решения о резервировании земель и изъятии земельных участков в границах города Новосибирска для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24 июня 2009 года № 1288, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории города Новосибирска, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, принимается мэрией города Новосибирска по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, принятие мэрией города Новосибирска решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, проекты межевания территории (в случае подготовки в виде отдельного документа) подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях (публичных слушаниях) по вопросам землепользования и застройки, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, которые проводятся в порядке статьи 16 названных Правил.
Порядок подготовки проекта межевания территории установлен статьей 43 Градостроительного кодекса РФ.
Порядок опубликования документации по планировке территории регламентирован частью 16 статьи 45, частью 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (часть 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 20.06.2018 N 640 утвержден Порядок организации и проведения в городе Новосибирске общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в соответствие с пунктом 1.3 которого, публичные слушания проводятся по проекту межевания территории.
Организация общественных обсуждений (публичных слушаний) в г. Новосибирске регламентирована статьей 2 названного Порядка.
Согласно пункту 2.3. названного Порядка решение о проведении общественных обсуждений (публичных слушаний) подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" и размещению в средствах массовой информации, на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно статьи 16 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 порядок организации и проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется нормативным правовым решением Совета депутатов города Новосибирска с учетом положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1). Срок проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) со дня оповещения жителей города Новосибирска об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний) не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. Оценивая представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что при принятии нормативно-правового акта вышеуказанные требования норм права были административным ответчиком соблюдены (пункт 6).
Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.03.2019 №1051 «О на-значении публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Новосибирска «О проекте планировки территории, ограниченной ул. Одоевского, Бердским шоссе, рекой Иней, границей города Новосибирска, в Первомайском районе» было назначено собрание участников публичных слушаний, проведение которых было намечено на 19.04.2019 в 15-30 по адресу: <...> (опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 04.04.2019 № 14), что подтверждается представленными в материалы дела соответствующими доказательствами.
Оповещение о начале публичных слушаний было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 28.03.2019 №13.
Согласно п. 3.2 решения городского Совета Новосибирска от 20.06.2018 №640 проведение публичных слушаний осуществляется по проекту планировки территории, проекту межевания территории (в случае подготовки в составе проекта планировки территории) - не менее одного месяца и не более трех месяцев со дня оповещения жителей города Новосибирска о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с п. 3.15. решения городского Совета Новосибирска от 20.06.2018 №640 на основании протокола общественных обсуждений (публичных слушаний) организатор общественных обсуждений (публичных слушаний) осуществляет подготовку и оформление заключения о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний от 30.04.2019, опубликованного в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 07.05.2019 №20, слушания признаны состоявшимися, проект постановления мэрии получил положительную оценку и рекомендован к утверждению с учетом предложений одобренных экспертами.
Как установлено п. 2.3. решения городского Совета Новосибирска от 20.06.2018 №640 решение о проведении общественных обсуждений (публичных слушаний) подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" и размещению в средствах массовой информации, на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом, периодическое печатное издание "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" является средством массовой информации и официального сетевого издания для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов города Новосибирска, иной официальной информации. (Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 19.09.2007 N 687 "Об источнике официального опубликования муниципальных правовых актов города Новосибирска" (вместе с "Положением о периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска").
Поскольку с момента опубликования (04.04.2019) постановления мэрии города Новосибирска от 27.03.2019 №1051 до момента опубликования заключения по результатам публичных слушаний (07.05.2019), прошло не менее одного месяца и не более трех месяцев, процедура проведения публичных слушаний соблюдена, а заинтересованные лица были заблаговременно уведомлены о публичных слушаниях и были вправе не только участвовать, но и представлять оргкомитету свои замечания и/или предложения.
Согласно заключению от 30.04.2019 по результатам публичных слушаний, в процессе их проведения были заслушаны мнения и рекомендации граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, а также приглашенных экспертов. Предложения по указанному проекту постановления от жителей города Новосибирска в организационный комитет в установленной форме и порядке были представлены и рассмотрены. Доказательств направления ООО «ПСК «Иня» предложений во время проведения публичных слушаний в мэрию г. Новосибирска в материалы дела не представлено.
Таким образом, сроки и порядок проведения публичных слушаний были соблюдены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны мэрии г. Новосибирска процедуры вынесения оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ определено, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о при ведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов "планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории;" проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, установление территориальных зон в правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования - генерального плана городского округа в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к определенным функциональным зонам. Проект планировки территории разрабатывается с учетом генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
В соответствии с картой функциональных зон города Новосибирска (приложение № 3) решения Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 № 105 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824 «О Генеральном плане города Новосибирска» земельный участок с кадастровым номером 54:35:082790:8 относится к зоне транспортной инфраструктуры, подзоне перспективной улично-дорожной сети и в производственной зоне.
Согласно постановлению мэрии г. Новосибирска 04.06.2019 г. №2093 «О проекте планировки территории, ограниченной ул. Одоевского, Бердским шоссе, рекой Иней, границей города Новосибирска, в Первомайском районе», который реализует положения генерального плана, земельный участок с кадастровым номером 54:35:082790:8 расположен в зоне планируемого размещения объекта - зона улично-дорожной сети, а также в зоне производственных объектов с различными нормативными воздействиями на окружающую среду.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009г. №1288 «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска» земельный участок с кадастровым номером 54:35:064190:123 относится к территориальной зоне П-l (зоны производственной деятельности).
Действительно частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ закреплено положение, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В свою очередь границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, являющейся основной частью правил землепользования и застройки.
Поскольку частью 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что проектом планировки территории устанавливаются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, утверждение административного истца о том, что проект планировки территории нарушает принцип единства территориальной зоны, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Как установлено статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий.
Устойчивое развитие территории подразумевает под собой создание устойчивой и экологически оптимальной городской среды обитания, путем осуществления территориального планирования, которое по своей природе не может полностью опираться на существующую застройку.
Расположение элементов застройки и объектов землепользования в нескольких зонах планируемого размещения объектов капитального строительства не противоречит основному принципу градостроительной деятельности - обеспечение комплексного и устойчивого развития территории.
Таким образом, доводы административного истца о том, что отнесение земельного участка к зоне улично-дорожной сети противоречит нормам федерального законодательства, поскольку осуществлено без учета Генерального плана не нашло своего подтверждения материалами дела, в том числе, представленной по запросу суда документацией. Вопреки доводам административного истца, территориальные зоны устанавливаются исключительно правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденными решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 №1288, а не постановлением мэрии города Новосибирска от 04.06.2019 №2093.
Исходя из вышеизложенных норм вышеприведенного законодательства в их совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд приходит к выводу о том, что установление красных линий на земельном участке с кадастровым номером 54:35:082790:8 по ул. 2-я Складская, д. 1. не противоречит действующему законодательству.
Доводы административного истца о том, что расположение части земельного участка в границах красных линий не свидетельствует об отнесении его в этой части к территории общего пользования, поскольку земельный участок полностью занят принадлежащим заявителю зданием, так же являются несостоятельными, в связи со следующим.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется не-ограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Проектом планировки территории, территории, ограниченной ул. Одоевского, Бердским шоссе, рекой Иней, границей города Новосибирска, в Первомайском районе установлен створ красных линий вдоль улицы Аксенова. Со-гласно приложению 1 к проекту планировки чертеж планировки территории улица Аксенова является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения.
Согласно приложению №1 к решению Совета депутатов г. Новосибирска от 02.12.2015 №96 «О Местных нормативах градостроительного проектирования города Новосибирска», магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения - это транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.
Как установлено п. 4.1. Местные нормативы применяются на всей территории города Новосибирска всеми участниками деятельности, связанной с подготовкой Генерального плана города Новосибирска, разработкой документации по планировке территории, в том числе с внесением изменений в них.
В соответствии с п. 11.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* "» для магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения установлены расчетные параметры для ширины полосы движения, числа полос движения, а также ширина пешеходной части тротуара. Так, ширины полосы движения установлена 3,50 - 3,75 м., число полос движения 4-10, наименьшая ширина пешеходной части тротуара 3,0 м.
Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 №824 (Приложение 17 к генеральному плану города Новосибирска) предусматривалось строительство магистральной улицы непрерывного движения дубля Бердского шоссе на участке от Ключ-Камышенского плато до пр. Строителей ("Академическое шоссе") с мостовым переходом через р. Иня в створе улицы Аксенова. После перехода реки Ини трасса проложена по ул. Аксенова с реконструкцией существующего путепровода и далее через промышленную зону (в обход существующего жилого микрорайона) вдоль железной дороги до Академгородка.
На основании данного проектного решения при подготовке документации по планировке территории установлены красные линии с учётом заданного класса магистрали и необходимости реконструкции путепровода через железную дорогу по ул. Аксенова.
Как уже указано выше, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (пункт 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, законодатель не закрепил требования обязательного учета существующих элементов застройки и объектов землепользования.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без про ведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Таким образом, установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, а доводы административного истца в данной части так же являются несостоятельными.
Иные доводы административного истца не имеют юридического значения в данном споре, не влекут за собой отмену оспариваемого постановления и судом не принимаются.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами, в их совокупности с вышеперечисленными нормами права подтверждается, что оспариваемое постановление, соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющему большую юридическую силу, права административного истца оспариваемым постановлением не нарушаются, суд не находит законных оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-Складской Комплекс «Иня» – оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2022 года
Судья С.Л.Малахов