ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3633/2015 от 11.12.2015 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело а-3633/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2015 года г.Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд РБ в составе председательствующего судьи А.А.Хановой, при секретаре Н.Г.Русиевой, при участии

представителя административного истца Дачного некоммерческого товарищества «Куба» ФИО1,

представителя административного ответчика администрации городского округа г.Нефтекамск РБ ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Дачного некоммерческого товарищества «Куба» к администрации городского округа г.Нефтекамск РБ о признании недействительным ненормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Дачное некоммерческое товарищество «Куба» (далее - ДНТ «Куба») обратилось в суд с административным иском к администрации городского округа г.Нефтекамск РБ (далее - Администрации). Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ДНТ «Куба» стало известно, что Администрацией были изданы Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013»» и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: РБ, <адрес>, пер. Сельский, <адрес> внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013»».ДНТ «Куба» считает Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и несоответствующими требованиям действующего законодательства, нарушающими права и законные интересы ДНТ «Куба». ДНТ «Куба» считает, что Администрация, отменяя собственный ненормативный акт, вышла за рамки предоставленных ей полномочий, поскольку ею не приведены причины, по которым вызвана необходимость отмены Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды к от 16.10.2013» и Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды к от 16.10.2013».

Просит признать недействительным, не соответствующим закону Постановление от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца ДНТ «Куба» ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что на основании заявления ДНТ «Куба» было вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013» и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013». ДД.ММ.ГГГГ ДНТ «Куба» в судебном заседании по гражданскому делу стало известно, что Администрацией были изданы Постановление от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене указанных выше постановлений. Причину отмены Администрация административному истцу не пояснила.

Представитель административного ответчика администрации городского округа г.Нефтекамск ФИО3, представила письменные возражения против административных исковых требований, где пояснила, что отмена постановлений связана с тем, что на момент отмены постановлений было выявлено отсутствие утвержденного ОМСУ проекта организации и застройки территории ДНТ «Куба», а также необходимые для согласования и утверждения документы (сметно-финансовые расчеты; графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории ДНТ, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей), а также в соответствии с п. 4.5. Правил землепользования и застройки городского округа г.Нефтекамск, утвержденного Решением совета от ДД.ММ.ГГГГ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку. В нарушение требований данных правил часть земельных участков, образованных при разделе не имеет подъездных путей (земельные участки с условными номерами ЗУ , ЗУ , расположенные на земельном участке с кадастровым номером ).

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Ненормативные акты принимаются государственными органами или органами местного самоуправления в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер. Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Правоотношения, возникающие в связи с изданием ненормативного правового акта, всегда носят публичный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из ст. 17 КАС РФ следует, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В ст. 19 КАС РФ указано, что подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Из анализа норм права следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан и организаций.

При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.

В силу п. 4 ст. 7 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ДНТ «Куба» было вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013» и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013».

Администрацией были вынесены Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013»» и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: РБ, <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013»».

В оспариваемых постановлениях основанием для отмены постановлений администрация городского округа г.Нефтекамск указала ст.48 Федерального закона №131-ФЗ, а также цель - приведение в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В обоснование законности оспариваемых постановлений административный ответчик указал отсутствие, на момент отмены постановлений, утвержденного органом местного самоуправления проекта организации и застройки территории ДНТ «Куба», а также необходимые для согласования и утверждения документы (сметно-финансовые расчеты; графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории ДНТ, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей).

Однако суд считает данный довод несостоятельным, поскольку имеется Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта организации и застройки территории Дачного некоммерческого товарищества «Куба»», которое вынесено ранее, чем отменяемые постановления. В ходе судебного заседания установлено, что необходимые для согласования и утверждения документы (сметно-финансовые расчеты; графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории ДНТ, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей), были представлены для подготовки и принятия указанного Постановления, следовательно, в Администрации городского округа г.Нефтекамск они имелись. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не отменено.

При рассмотрении довода административного ответчика об отсутствии проезда и подхода к земельным участкам с условными номерами ЗУ , ЗУ , расположенным на земельном участке с кадастровым номером (схема расположения утверждена Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ), судом изучена схема (приложение к Постановлению), сведения публичной кадастровой карты, ситуационный план проекта организации и застройки ДНТ «Куба».

Действительно, в соответствии с п. 4.5. Правил землепользования и застройки городского округа г.Нефтекамск, утвержденного Решением совета от ДД.ММ.ГГГГ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку.

Однако, вопреки доводам административного ответчика, суд приходит к выводу, что к земельным участкам с условными номерами ЗУ , ЗУ , расположенным на земельном участке с кадастровым номером имеются подходы и подъезды. Судом установлено, что земельные участки с условными номерами ЗУ , ЗУ , расположенным на земельном участке с кадастровым номером , граничат с земельным участком кадастровый , из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для проектирования и строительства трассы водовода для водоснабжения, трассы газопровода низкого давления для газоснабжения, трассы кабельной линии 6 кВ в воздушном исполнении, установки трех КТП для электроснабжения микрорайона малоэтажной застройки. Из ситуационного плана территории следует, что проезд и проход к указанным участкам имеется не по участку с кадастровым номером , а по землям общего пользования. Иного доказательства ограничения подъездных путей административный ответчик не представил.

Иных доводов, свидетельствующих о нарушении норм действующего законодательства при утверждении схем проекта застройки территории ДНТ «Куба» административный ответчик не представил.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дачного некоммерческого товарищества «Куба» к администрации городского округа г.Нефтекамск РБ о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворить.

Признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды от 16.10.2013»»

и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала , разрешении Дачному некоммерческому товариществу «Куба» проектирования инженерных коммуникаций для водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по адресу: <адрес> и внесения изменений в договор аренды к от 16.10.2013»»,недействительными, не соответствующими закону.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в Верховный суд Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд.

Судья А.А.Ханова