ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3633/2021 от 19.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД: 04RS0007-01-2021-006620-24

2а-3633/2021

Решение

именем Российской Федерации

19 октября 2021 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Осеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

Установил:

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать незаконным распоряжение административного ответчика об отказе в предоставлении земельного участка от ***... и обязании ответчика повторно рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка в собственность.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., категория земель - земли населенных пунктов, в собственность путем проведения торгов, однако ему в этом было отказано. Отказ мотивирован тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Земельный участок с кадастровым номером ... стоит на кадастровом учете, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Проектом планировки территории мкр. <адрес> утверждена Схема расположения микрорайона ... и Схема архитектурно-планировочной организации территории М .... В схеме архитектурно-планировочной организации территории ... с помощью цветных обозначений отмечена и разграничена зона застройки малоэтажными жилыми домами, в которую входит испрашиваемый спорный земельный участок. В соответствии с ч.1 ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа "<адрес>", утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ... от 25.03.2008г. на карте градостроительного зонирования городского округа «<адрес>», отображаются следующие виды территориальных зон: зона застройки индивидуальными жилыми домами (...); зона застройки малоэтажными жилыми домами (...). Согласно ст. 17 Правил землепользования и застройки городского округа «<адрес>» для вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» допускается строительство жилого дома, минимальный размер земельного участка составляет ... кв.м. Таким образом, на момент рассмотрения заявления, испрашиваемый земельный участок находился на территории, предназначенной для индивидуального жилищного строительства (...), в связи с чем, указанный отказ считает незаконным.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, ФИО2

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика КУИиЗ г. Улан-Удэ ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал относительно доводов административного искового заявления. Указывая, что распоряжение об отказе в предоставление земельного участка ФИО1 отказано в связи с поступившим ответом Комитета по архитектуре и градостроительству. Согласно ответа, которого, по проекту планировки <адрес>, утвержденному распоряжением Администрации <адрес> от ***.... земельный участок ... расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (зона ...), т.е. в зоне, не предусмотренной для застройки индивидуальными жилыми домами. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании пояснил, что указанный земельный участок хотел оформить на себя, поставил на кадастровый учет, однако из-за материальных проблем отдал ФИО1

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 218, п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что *** ФИО1 обратился к административному ответчику с заявление о предоставлении земельного участка, площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., в собственность, для использования в целях размещения ИЖС.

В связи с указанным обращением, для дачи заключения согласно градостроительным нормам и правилам о возможности или не возможности предоставления указанного земельного участка, *** КУИиЗ г. Улан-Удэ обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ. Из ответа последнего следует, что земельный участок с кадастровым: номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, цель использования - для индивидуального жилищного строительства, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «<адрес>», расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (...); по Проекту планировки микрорайона <адрес>, тот же земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами.

Распоряжением КУИиЗ г. Улан-Удэ от ***..., ФИО1 отказано в предоставлении указанного земельного участка со ссылкой на п.п. 2 п.1 ст. 39.18, п.п. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ), в связи с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Оспаривая указанное распоряжение, ФИО1 ссылался на то, что испрашиваемый земельный участок, на момент рассмотрения его заявления, в соответствии с Правилами землепользования и застройки находился на территории, предназначенной для индивидуального жилищного строительства (...).

Суд полагает, что указанные доводы, являются необоснованными.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 ЗК РФ), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (п.п. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

В силу положений п.п. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

П.п. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

П.п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

П. 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ***... утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>». Распоряжением Администрации <адрес> от ***... утв. Проект планировки <адрес>.

Пунктом 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ).

К документации по планировке территории относится проект планировки территории (п. 1 ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).

В силу ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Таким образом, утвержденная документация по планировке территории не только определяет дальнейшее развитие конкретной территории, но и устанавливает объем прав и обязанностей неопределенного круга лиц в различных сферах правоотношений в указанном месте.

Из материалов дела следует, что по Проекту планировки микрорайона <адрес> испрашиваемый административным истцом, земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами. При таких обстоятельствах оспариваемый отказ КУИиЗ г. Улан-Удэ основан на законе, дан в соответствии с Проектом планировки указанной территории, утвержденного как основа для дальнейшего проектирования территории.

Постановка на кадастровый учет спорного земельного участка с указанием вида разрешенного использования – для строительства индивидуального жилищного строительства, не свидетельствует о незаконности вынесенного КУИиЗ г. Улан-Удэ распоряжения.

Руководствуясь ст.ст. 175, 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к МУ Комитету по управлению имуществом и землепользованию г Улан-Удэ о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка, незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме составлено 26 октября 2021 г.

Судья М.В. Кудряшова