ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3634/2022 от 21.10.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 21 октября 2022 года

Дело № 2а-3634/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 19 октября 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре – Постниковой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Зайцевой Ниллы Аркадьевны к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица, - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Зайцева Н.А., с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с иском о признании незаконным и отмене постановления №<номер>-п от 04 мая 2022 года «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, кад. №<номер> по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав»; возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта восстановить нарушенное право путем обращения в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым для регистрационных действий (постановка на кадастровый учет) земельного участка площадью 600 кв. метров, архивный кадастровый номер №<номер>; возложении обязанности на Администрацию города Ялта и Департамент имущественных и земельных отношений восстановить ее нарушенное право путем повторного рассмотрения заявления от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что 09 февраля 2016 года она обратилась в Администрацию города Ялта с заявлением о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка с кад. номером №<номер>, в порядке завершения оформления прав. В связи с длительным не рассмотрением указанного заявления, она обращалась с иском в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязательства рассмотреть ее заявление. Решением суда от <дата> ее требования были удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Администрации города Ялта и Департамента имущественных и земельных отношений, выразившееся в нерассмотрении ее заявления от <дата>, возложена обязанность рассмотреть указанное заявление по существу. Постановлением Администрации города Ялта №<номер>-п от <дата> ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с его снятием с кадастрового учета. Считает решение Администрации города Ялта незаконным, поскольку бездействие по длительному не рассмотрению ее заявления привело к исключению из ЕГРН сведений о земельном участке.

Истец, надлежащим образом извещенная о дне и времени судебного заседания, в суд не явилась, предоставила заявление, в котором свои требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчики Администрация города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта и заинтересованное лицо Госкомрегистр, надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания, в суд представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчиков и заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Симеизского поселкового совета города Ялта АР Крым от <дата>№<номер> Зайцевой Н.А. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу: <адрес>

18 декабря 2015 года сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены в государственный реестр недвижимости с присвоением ему кад. номера №<номер>

09 февраля 2016 года Зайцева Н.А. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.

По причине длительного не рассмотрения указанного заявления, в декабре 2021 года Зайцева Н.А. обратилась в Ялтинский городской суд с иском к Администрации города Ялты, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в не рассмотрении по существу ее заявления от 09 февраля 2016 года о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав и возложении обязанности совершить определенные действия.

Вступившим в законную силу решением Ялтинского городского суда от 21 января 2022 года по делу №<номер> иск Зайцевой Н.А. был удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие Администрации города Ялты и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления Зайцевой Н.А. от 09 февраля 2016 года о предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,06 га, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав. На Администрацию города Ялты и Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Зайцевой Н.А. от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка.

По результатам повторного рассмотрения заявления Зайцевой Н.А., постановлением Администрации города Ялта №<номер>-п от <дата> Зайцевой Н.А. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером №<номер> (снят с государственного кадастрового учета).

Согласно документов, предоставленных по запросу суда Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым, земельный участок был снят с кадастрового учета <дата> в связи с корректировкой сведений.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5).

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган:

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

- в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.

В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313, а также ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от 02 октября 2020 г. N 3180-п был утвержден административный регламент Администрации города Ялта Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".

В соответствии с пунктом 13.4 Административного Регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки являются:

1) отзыв заявителем своего заявления;

2) решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка;

3) смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим;

4) отсутствие у Органа полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком;

5) предоставление заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, утратившего силу по состоянию на 18.03.2014;

6) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

7) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21.03.2014, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

8) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, оспариваемое истцом постановление Администрации города Ялта не содержит ссылки ни на одно из вышеперечисленных оснований для отказа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка, установленных Законом Республики Крым № 38-ЗРК или Административным регламентом.

Более того, в соответствии с пунктом 12.1 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 2 сентября 2014, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 13.2 Административного Регламента, отсутствие сведений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок на одиннадцатый рабочий день с даты приема исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, указанных в пункте 12.1 Порядка N 313 является основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки.

Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о кадастровом учете испрашиваемого заявителем земельного участка может являться основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги, но не отказа в ее предоставлении. При этом приостановление предоставления муниципальной услуги возможно лишь при условии выполнения уполномоченным органом его обязанности по подаче в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае данная обязанность Администрацией города Ялта выполнена не была.

Более того, пунктом 7.1 Административного Регламента установлен общий срок предоставления муниципальной услуги - 65 календарных дней со дня представления в Орган документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Как установлено судом, заявителем 09 февраля 2016 года были представлены в Департамент имущественных и земельных отношений все документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

После вступления 01 марта 2022 года в законную силу решения суда по делу №<номер> которым на ответчика была возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Зайцевой Н.А. о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, ее заявление было рассмотрено с вынесением оспариваемого постановления.

При этом, как было указано выше, 25 марта 2022 года земельный участок был снят с кадастрового учета в связи с истечением временного характера его сведений.

Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 21 от 28 июня 2022 года «О некоторых вопросах применения судами положений Главы 22 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации и Главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации», судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Как установлено судом, заявление истца, поданное в 2016 году рассмотрено Администрацией города Ялта спустя 6 лет и лишь после вступления в законную силу решения суда о признании незаконным бездействия и возложении обязательства рассмотреть ее заявление по существу.

Таким образом, именно бездеятельность Администрации города Ялта, выразившаяся в несвоевременном исполнении своих обязанностей по предоставлению истцу соответствующей административной услуги, привела к снятию земельного участка с кадастрового учета, в связи с чем подобное поведение ответчика нельзя признать добросовестным.

Более того, в соответствии с пунктом 12.1 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 2 сентября 2014, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 13.2 Административного Регламента, отсутствие сведений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок на одиннадцатый рабочий день с даты приема исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, указанных в пункте 12.1 Порядка N 313 является основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки.

Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о кадастровом учете испрашиваемого заявителем земельного участка может являться основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги, но не отказа в ее предоставлении. Более того, приостановление предоставления муниципальной услуги возможно лишь при условии выполнения уполномоченным органом его обязанности по подаче в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае данная обязанность Администрацией города Ялта выполнена не была.

Таким образом, суд считает вынесенное 04 мая 2022 года Администрацией города Ялта постановление №<номер>-п незаконным и необоснованным.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого истцом решения, суд считает, что с целью восстановления ее законных прав и интересов, на Администрацию города Ялта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав.

Кроме того, с целью полного восстановления нарушенных прав истца на возможность дальнейшего рассмотрения ответчиком поданного ею заявления, суд считает необходимым в соответствии с п. 169 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 июня 2021 года N П/0241 указать, что данный судебный акт является основанием для изменения в ЕГРН статуса земельного участка с кад. номером 90:25:070601:303 с «архивного» на «актуальный», поскольку иным способом восстановить кадастровый учет земельного участка не предоставляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Ялта Республики Крым №<номер>-п от 04 мая 2022 года «Об отказе Зайцевой Нилле Аркадьевне в предоставлении в собственность земельного участка площадью 600 кв. метров, кад. №<номер> расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав».

Обязать Администрацию города Ялта повторно рассмотреть заявление Зайцевой Ниллы Аркадьевны от 09 февраля 2016 года о предоставлении в собственность земельного площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение суда является основанием для изменения в Едином государственном реестре недвижимости статуса земельного участка с кад. номером №<номер> с «архивный» на «актуальный».

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Зайцевой Ниллы Аркадьевны расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова