ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3638/2023 от 18.12.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-3638/2023

УИД 86RS0007-01-2023-003529-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2023 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Ефремовой И.Б.

при секретаре Морозовой М.С.

с участием представителя

административного истца Сазоновой Т.Н.

представителя административного ответчика Гафурьяновой А.З.

третьего лица Бастрикова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бастриковой Гульфии Равильевны к департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о признании незаконным приказа об исключении семьи из списка и из числа участников, из списка молодых семей, изъявивших желание по получение социальной выплаты в 2024 году по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязании восстановить с членами семьи в первоочередном и общем списке и в числе участников, в списке молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2024-2025 годах по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л:

Бастрикова Г.Р. обратилась с административным исковым заявлением к департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о признании незаконным приказа об исключении семьи из списка и из числа участников, из списка молодых семей, изъявивших желание по получение социальной выплаты в 2024 году по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, обязании восстановить с членами семьи в первоочередном и общем списке и в числе участников, в списке молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2024-2025 годах по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (т.1л.д.23, т.2 л.д.32).

Исковые требования мотивированы тем, что она, (дата) года рождения, с (дата) состоит в браке с Бастриковым Сергеем Викторовичем, (дата) года рождения. (дата) у них родился сын Б.Р.С., а (дата) родился сын Б.В.С.. 17 октября 2014 года между ПАО «(иные данные)», ею и супругом заключен кредитный договор , в соответствии с которым банк предоставил им денежные средства в сумме 3 500 000 рублей на 240 месяцев с уплатой процентов за пользование денежными средствами в размере12,75% годовых для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу – (адрес). 14 марта 2017 года она обратилась в департамент образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска с заявлением о признании ее семьи составом семьи три человека участниками мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей, в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище».

Решением комиссии по вопросам реализации подпрограммы III «Обеспечение мерами муниципальной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан на 2014-2020 годы» муниципальной программы города Нефеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» от 10 апреля 2017 года ее семья признана участниками мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей, в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище». В 2019-2020 годах они обращались в департамент образования с заявлениями на получение социальной выплаты в планируемых 2020 и 2021 годах в составе семьи из четырех человек. 11 февраля 2021 года решением комиссии по вопросам реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» принято решение об исключении ее семьи из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2021 году и из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным абз. 3 п. 2 Порядка – в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий участниками мероприятия. Указанное решение комиссии решением Нефтеюганского районного суда от 24 июня 2021 года, с учетом внесенных в него изменений апелляционным определением суда ХМАО-Югры от 19 октября 2021 года, признано незаконным; департамент образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска обязан устранить допущенные нарушения путем восстановления ее в участниках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановление Правительства ХМАО-Югры №643-п от 29 декабря 2020 года. 20 января 2022 года ею получено уведомление департамента образования о том, что ее семья восстановлена в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы». Однако 20 июня 2023 года департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска издан приказ №305-п об исключении ее семьи из списка из числа участников, из списка молодых семей, изъявивших желание по получение социальной выплаты в 2024 году по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании абз. 2 п. 27, п. 28 Порядка, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры №643-п от 29 октября 2020 года (Приложение№2), поскольку она достигла возраста 35 лет. Данный приказ она считает незаконным, необоснованным, противоречащим законодательству, нарушающим ее законные права. Так, при постановке на учет она действовала добросовестно, в заблуждение уполномоченный орган не вводила, каких-либо недостоверных сведений о себе не сообщала. Приняв молодую семью на учет, уполномоченный орган взял на себя обязательство по ее социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него. В результате незаконного решения комиссии от 11 февраля 2021 года, она со своей семьей делительное время была лишена возможности своевременно получить государственную поддержку в виде социальной выплаты. В период с 10 апреля 2017 года по 20 июня 2023 года жилищные условия ее и ее семьи в установленном законом порядке не улучшались. Как неоднократно указывал в своих решения Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования ( постановление №20-П от 16 декабря 1997 года, определение №17-О от 15 февраля 2005 года). В свою очередь человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, праве рассчитывать на поучение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая прежде всего, ответственные отношения самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществле6ния права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Протокольным определением Нефтеюганского районного суда от 11 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Бастриков С.В. (л.д. 18).

В судебное заседание административный истец не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя Сазоновой Т.Н. (т.2л.д.27).

Представитель заинтересованного лица – департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил (т.2л.д.24).

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица.

Представитель административного истца Сазонова Т.Н., действующая на основании доверенности (т.1л.д. 10, т.2л.д.28-331), в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что административный истец со своей семьей состояла в списке на предоставление социальной выплаты под . Но в связи с незаконным исключением семьи истца с членами семьи 11 февраля 2021 года из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году и из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», они не получили данную социальную выплату в 2022 году. Факт исключения административного истца из списка, из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с достижением административным истцом возраста 36 лет не оспаривается. Однако административный истец должна быть восстановлена в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2024-2025 годах и в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» до получения социальной выплаты, так как в период с 11 февраля 2021 года по 01 декабря 2022 года незаконно была исключена из указанных списков.

Представитель административного ответчика – Гафурьянова А.З., действующая на основании доверенности от (дата) (т.1 л.д.98-93), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Порядок обеспечения жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря. 2020 года N 643-п, не предусматривает восстановление граждан, достигших возраста 36 лет, в списках молодых семей и в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты. Считает, что административный истец, подав настоящее исковое заявление, неправильно выбрала способ защиты своих прав. При подачи иска к департаменту образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска, к администрации города Нефтеюганска о признании незаконными действий директора департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска, административный истец не заявляла исковые требования о восстановлении ее с членами семьи в списках молодых семей и в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2022-2023 годах. В настоящее время семья административного истца не является молодой, так как административной истец достигла возраста 36 лет, поэтому у административного ответчика отсутствует обязанность по восстановлению административного истца с членами семьи в списках молодых семей и в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты. Также ею предоставлены возражения (л.д.88).

Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении такого дела по существу, следует выяснять: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря. 2020 года N 643-п утвержден Порядок обеспечения жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (приложение 2).

Порядок устанавливает правила и условия предоставления меры государственной поддержки в виде социальной выплаты молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие) по основному мероприятию 2.2 "Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения жилыми помещениями граждан" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее - автономный округ), утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 476-п, а также использования таких выплат (п.1).

Для целей порядка используются следующие основные понятия:

- уполномоченный орган - орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа (городской округ, муниципальный район), осуществляющий отдельные функции по предоставлению социальной выплаты в соответствии с порядком;

- участник мероприятия - молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, супруги которой (родитель в неполной семье) имеют место жительства на территории автономного округа совокупно каждый не менее 15 лет;

- претендент - участник мероприятия, включенный в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.2).

Социальная выплата используется:

- Для оплаты договора купли-продажи жилого помещения, договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) или строительство индивидуального жилого дома; для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере.

- Для погашения основного долга (части основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве, договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве или строительство индивидуального жилого дома либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве, договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

- Для уплаты цены договора участия в долевом строительстве или уплаты цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (п.4).

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа, средств местных бюджетов (п.13).

Заявление на участие в мероприятии подает один из супругов молодой семьи (родитель в неполной семье) в уполномоченный орган лично либо его законный представитель по доверенности и подписывают все совершеннолетние члены семьи, указанные в заявлении. Заявление подается с предъявлением оригиналов документов, указанных в пункте 18 порядка, копии которых заверяет ответственный сотрудник, принимающий документы (п.15).

Уполномоченный орган регистрирует заявление о признании участником мероприятия в книге регистрации и учета граждан, подавших заявление на получение социальной выплаты (далее - книга регистрации и учета), в день его поступления и присваивает ему регистрационный номер (п.22).

Уполномоченный орган ежегодно в срок с 1 января по 1 июня формирует список участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году (далее - список), в пределах срока действия мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Список уполномоченный орган формирует на основании заявлений участников мероприятия о включении их в указанный список, поданных в уполномоченный орган в срок с 1 января по 31 мая текущего года.

В целях включения в список участник мероприятия представляет в период с 1 января по 31 мая года, предшествующего году предоставления социальной выплаты, в уполномоченный орган заявление о включении его в данный список.

В первую очередь в список включаются участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также участники мероприятия, имеющие 3 и более детей.

Список формируется исходя из регистрационных номеров в книге регистрации и учета заявлений на признание участником мероприятия, в том числе в отношении участников мероприятия, имеющих первоочередное право на включение в него.

Уполномоченный орган вносит изменения в список в случаях:

- изменения состава семьи участника мероприятия;

- исключения семьи из числа участников мероприятия (п.26).

Уполномоченный орган принимает решение об исключении семьи из списка и из числа участников мероприятия в следующих случаях:

- несоответствие требованиям, предусмотренным абзацем третьим пункта 2 Порядка, за исключением утраты нуждаемости участниками мероприятия в связи с приобретением жилого помещения с целью получения социальной выплаты в соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 порядка (п.27);

Исключение из списка участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году в случае превышения одним из членов молодой семьи возраста 35 лет осуществляется уполномоченным органом на основании сведений о возрасте, содержащихся в учетном деле молодой семьи, в срок не позднее 30 календарных дней с даты превышения данного возраста, а в случае превышения возраста на дату формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году - в срок не позднее даты формирования такого списка (п.28).

Отказ в признании молодой семьи участником мероприятия и исключение из списка участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, оформляет решением уполномоченный орган с указанием основания принятого решения и направляет по почте либо вручает молодой семье (одному из членов молодой семьи) в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (п.29).

Решение уполномоченного органа об отказе в признании молодой семьи участником мероприятия или исключении участника мероприятия из списка участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган до 10 июня года, предшествующего планируемому, представляет список в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа по форме, утвержденной Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа.

О внесении изменений в список после 10 июня года, предшествующего планируемому, уполномоченный орган информирует Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа в течение 5 рабочих дней с даты внесения изменений (п.30).

Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа на основании списков, представленных уполномоченными органами, и с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 (далее - мероприятие государственной программы), на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия государственной программы из бюджета автономного округа и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия государственной программы, в пределах срока ее действия (далее - сводный список). Сводный список утверждает Правительство автономного округа.

После доведения ответственным исполнителем государственной программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету автономного округа на планируемый (текущий) год, до исполнительных органов автономного округа Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете автономного округа и местных бюджетах на соответствующий год на реализацию мероприятия, с учетом указанных средств формирует список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия государственной программы.

В случае если на дату утверждения Правительством автономного округа списка претендентов возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, в порядке, установленном пунктом 28 порядка (п.31).

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета автономного округа, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает претендентов о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее - свидетельство) путем вручения лично или направления почтовым отправлением соответствующего уведомления, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по свидетельству (п.33).

Уполномоченный орган оформляет свидетельства и осуществляет их выдачу претендентам в соответствии со списком претендентов в соответствующем году до 1 марта года предоставления субсидии (п.34).

Для получения свидетельства претендент в течение 15 рабочих дней с даты получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче свидетельства по форме, утвержденной Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа, и необходимые документы (п.36).

Выдачу свидетельства претенденту лично или почтовым отправлением осуществляет уполномоченный орган в соответствии с выпиской из списка претендентов (п.40).

Из решения Нефтеюганского районного суда от 24 июня 2021 года следует, что Бастриков С.В. и Бастрикова Г.Р. с (дата) состоят в зарегистрированном браке. (дата) у них родился сын Б.Р.С., а (дата) у них родился сын Б.В.С..

17 октября 2014 года Бастриков С.В. и Бастрикова Г.Р. заключили с ПАО «(иные данные)» кредитный договор «Приобретение готового жилья», в соответствии с которым банк предоставил им кредит в размере 3 500 000 рублей под 12,75% годовых сроком на 240 месяцев. Цель кредита – приобретение квартиры, расположенной по адресу: (адрес).

17 октября 2014 года Бастриковы приобрели жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), состоящее из двух комнат, общей площадью 53,65 кв.м.

Бастрикова Г.Р. 14 марта 2017 года обратилась в департамент образования и молодёжной политики администрации г. Нефтеюганска с заявлением на признании её семьи составом 3 человека (она, супруг, и сын) участниками мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище».

10 апреля 2017 года департамент образования и молодёжной политики администрации г. Нефтеюганска уведомил Бастриковых о том, что они семьёй (Бастриков С.В., Бастрикова Г.Р., Б.Р.С.-сын) признаны участниками мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище».

Согласно сведений из ЕГРН от 24 апреля 2017 года, от 26 апреля 2017 года Бастриковы являются правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес).

20 марта 2019 года Бастриков С.В. обратился в департамент с заявлением о включении семьи в составе 4 человек в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступных и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», изъявивших желание на получение социальных выплат в планируемом году по МО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры город Нефтеюганск на 2020 год.

12 марта 2020 года Бастрикова Г.Р. обратилась в департамент с заявлением о включении семьи в составе 4 человек в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступных и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», изъявивших желание на получение социальных выплат в планируемом году по МО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры город Нефтеюганск на 2021 год.

11 февраля 2021 года на заседании комиссии по вопросам реализации мероприятия по обеспечению жильём молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы III «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан», муниципальной программы города Нефтеюганска «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска» принято решение об исключении семьи Бастриковых из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2021 году и из числа участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным абзацем третьим пункта 2 Порядка, а именно отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент подачи документов для признания участниками мероприятия.

Бастрикова Г.Р., считая действия директора Департамента образования об исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и из числа участников мероприятия незаконными, обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Указанным решением Нефтеюганского районного суда Бастриковой Г.Р. отказано в удовлетворении исковых требований к департаменту образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска, к администрации города Нефтеюганска, директору департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска Л.Т.В. о признании незаконными действия директора Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска (т.2л.д.44).

Апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 октября 2021 года решение Нефтеюганского районного суда от 24 июня 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Бастриковой Г.Р. удовлетворено в части: признаны незаконными действия директора департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска об исключении Бастриковой Г.Р. и ее семьи из участия в государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 года №643-п «Об организации в ХМАО-Югре условий реализации жилищных прав граждан, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»; департамент образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска обязан устранить допущенное нарушение прав Бастриковой Г.Р. путём восстановления ее в участниках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 года №643-п «Об организации в ХМАО-Югре условий реализации жилищных прав граждан, участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (т.1 л.д.55).

На основании вышеуказанного апелляционного определения, административный истец 01 декабря 2021 года с семьей в составе 4 человек восстановлена в списке участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», с даты подачи заявления (т.1 л.д.150).

На основании заявления административного истца от 04 апреля 2023 года, она с семьей в составе 4 человек включена в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», изъявивших желание на получение социальных выплат в планируемом году по муниципальному образования ХМАО-Югры город Нефтеюганск на 2024 год (т.1 л.д.140).

Приказом департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска от 20 июня 2023 года на основании абз. 2 п. 27, п. 28 Порядка, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры №643-п от 29 октября 2020 года (Приложение№2), административный истец с семьей исключены из списка, из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Также административный истец с семьей исключены из списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (т.1 л.д.134).

Из пояснительной записки к вышеуказанному приказу следует, что возраст Бастриковой Г.Р. (дата) превысил 35 лет, поэтому административный истец с семьей подлежит исключению из списка, из числа участников Мероприятия, из списка молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2024 году по муниципальному образованию город Нефтеюганск (т.1 л.д.136).

Разрешая заявленный административный спор, суд приходит к выводу, что приказ департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска от 20 июня 2023 года является законным, поскольку административный истец (дата) года рождения, достигла возраста 36 лет (дата), соответственно вместе с членами своей семьи, на основании абз. 2 п. 27, п. 28 Порядка, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры №643-п от 29 октября 2020 года (Приложение№2), подлежала исключению из списка, из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Факт незаконного исключения административного истца с семьей 11 февраля 2021 года из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2021 году и из числа участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и последующее восстановление в указанных списках только 01 декабря 2021 года на основании судебного акта не является основанием для признания оспариваемого приказа незаконным и для восстановления административного истца с членами семьи в числе участников, в списке молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2024-2025 годах по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, поскольку административный истец достигла возраста 36 лет, соответственно, ее семья не относится к молодой семье в соответствии с требованиями, установленными п. 2 Порядка обеспечения жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п.

Порядок обеспечения жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п, не предусматривает участие граждан и семей, не относящихся к молодым семьям, в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 2.1. 41 Положения о департаменте муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска обеспечивает реализацию государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы III «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы города Нефтеюганска «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска» (т.1л.д.127 оборот).

При указанных обстоятельствах административные исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом соблюдены.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Бастриковой Гульфии Равильевне к департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о признании незаконным приказа об исключении семьи из списка и из числа участников, из списка молодых семей, изъявивших желание по получение социальной выплаты в 2024 году по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязании восстановить с членами семьи в первоочередном и общем списке и в числе участников, в списке молодых семей, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2024-2025 годах по муниципальному образованию город Нефтеюганск мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья Нефтеюганского

районного суда