ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-363/17 от 05.07.2017 Даниловского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение

изготовлено 07.07.2017 года

Дело №2а-363/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Даниловский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Гандлиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Данилове Ярославской области

05 июля 2017 года

дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения Данилов к территориальной избирательной комиссии Даниловского района о признании незаконным решения о назначении дополнительных выборов от ДД.ММ.ГГГГ года

установил:

Администрация городского поселения Данилов обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Даниловского района о признании незаконным решения о назначении дополнительных выборов от ДД.ММ.ГГГГ года .

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборов депутатов Муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района третьего созыва по многомандатному избирательному округу Считает, что указанное решение является незаконным. В соответствии с Уставом городского поселения Данилов Муниципальный Совет является представительным органом городского поселения Данилов и включает 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Муниципальный Совет может осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Решениями муниципального Совета от ДД.ММ.ГГГГ года , от ДД.ММ.ГГГГ года прекращены полномочия двух депутатов муниципального Совета городского поселения Данилов ДМР третьего созыва по пятимандатному избирательному округу Согласно п.9 ст.71 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном п.8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Считает, что после досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО1 и ФИО2 Муниципальный Совет городского поселения Данилов действовал в правомочном составе, в избирательном округе остались замещены три мандата из пяти, что составляет ровно 2/3, поэтому основания к назначению и проведению выборов отсутствуют. Решение от ДД.ММ.ГГГГ года опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года. Считает, что оспариваемым решением ТИК нарушены права и законные интересы муниципального образования городское поселение Данилов, выразившиеся в необоснованных тратах бюджета городского поселения Данилов. Просит признать решение территориальной избирательной комиссии Даниловского района от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и отменить данное решение.

В судебном заседании представитель административного истца городского поселения Данилов по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что оснований для назначения дополнительных выборов не имелось, поскольку трое оставшихся по многомандатному округу №2 депутатов соответствуют 2/3 депутатских мандатов, в настоящее время Муниципальный Совет действует в правомочном составе, позволяющем принимать решения.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 требования поддержала, согласилась с позицией представителя ФИО3

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Даниловского муниципального района по доверенности ФИО6., председатель территориальной избирательной комиссии ФИО5 заявленные требования не признали, поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель административного ответчика ФИО6 дополнительно пояснил, что после досрочного прекращения полномочий двух депутатов по пятимандатному избирательному округу осталось три депутата, данное число депутатов не соответствует 2/3 депутатских мандатов, в данном случае необходимо производить математические расчеты, исходя из которых до 2/3 не хватает 6,67 %; наличие кворума в Муниципальном Совете не может являться основанием для признания решения ТИК незаконным; напротив, не назначение дополнительных выборов приведет к нарушению избирательных прав граждан, кроме того, по избирательному округу численностью 5000 чел. не хватает двух депутатов, следовательно, граждане лишены возможности влиять на решения вопросов в муниципальном совете; назначение дополнительных выборов соответствует требованиям п.8-9 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». После прекращения полномочий ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ оснований для назначения дополнительных выборов не имелось, а после прекращения полномочий ФИО2. число оставшихся в округе депутатов стало менее 2/3, в связи с чем, возникли основания для проведения дополнительных выборов. Отсутствие денежных средств на проведение выборов также не может служить основанием для признания решения незаконным, кроме того, в настоящее время денежные средства на проведение выборов администрацией городского поселения перечислены.

Представитель территориальной избирательной комиссии ДМР ФИО5 дополнительно пояснила, что решение о проведении дополнительных выборов принято территориальной избирательной комиссией в пределах ее полномочий, комиссия была в правомочном составе, присутствовало десять членов комиссии, за проведение выборов проголосовали единогласно. При прекращении полномочий депутата ФИО1. в 2/3 число депутатских мандатов по округу превышало 2/3 мандатов, после прекращения полномочий ФИО2. стало менее 2/3; в данном случае, депутаты будут избираться на срок более двух лет.

Суд, выслушав представителей административного истца администрации городского поселения Данилов ФИО3., ФИО4., представителей административного ответчика ФИО6ФИО5., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п.6 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (пп. «а» п.9 ст.26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Пунктом 9 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

Согласно п.8 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (п.10 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Аналогичные положения об основаниях и порядке проведения дополнительных выборов содержаться в Законе Ярославской области от 02.06.2003 № 27-з (ред. от 05.05.2017) «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».

В п.5,6 ст. 91 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» указывается, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Согласно п.1 ст. 22 Устава городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области (принят решением муниципального Совета городского поселения Данилов от ДД.ММ.ГГГГ, в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ) Муниципальный Совет городского поселения Данилов является представительным органом городского поселения Данилов и включает 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Согласно ст. 13 Устава городского поселения Данилов выборы депутатов муниципального Совета городского поселения Данилов, главы городского поселения Данилов проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Дни голосования на выборах в органы местного самоуправления определяются в соответствии с требованиями федерального законодательства. Решение о назначении выборов депутатов муниципального Совета городского поселения Данилов, главы городского поселения Данилов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Из материалов дела следует, что постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ года сформирована территориальная избирательная комиссия Даниловского района в составе 12 человек с правом решающего голоса.

ДД.ММ.ГГГГ на очередном заседании территориальной избирательной комиссии Даниловского района принято решение о назначении дополнительных выборов депутатов муниципального Совета городского поселения Данилов Даниловского муниципального района третьего созыва по многомандатному избирательному округу

Приведенные в иске доводы административного истца о незаконности указанного решения суд считает несостоятельными и отклоняет.

Материалами дела подтверждается, что на очередных выборах, проходивших ДД.ММ.ГГГГ года, в Муниципальный Совет городского поселения Данилов избрано 15 депутатов, в том числе по пятимандатному избирательному округу избраны депутаты ФИО2., ФИО7., ФИО8., ФИО9., ФИО1.

Депутаты избраны на 5 лет, срок полномочий истекает ДД.ММ.ГГГГ года.

Из состава Муниципального Совета городского поселения выбыло два депутата от избирательного округа , а именно: решением Муниципального Совета городского поселения Данилов третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены полномочия депутата ФИО1. (л.д.28), решением от ДД.ММ.ГГГГ – прекращены полномочия депутата ФИО2 (л.д.29).

Таким образом, в связи с досрочным прекращением полномочий двух депутатов, избранных по пятимандатному избирательному округу в данном округе осталось замещено три депутатских мандата, что составляет менее двух третей депутатских мандатов по округу.

В случае проведения дополнительных выборов депутаты будут избраны на срок более одного года. Таким образом, предусмотренные п.10 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также п.6 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» обстоятельства, исключающие назначение дополнительных выборов, отсутствуют.

При таких обстоятельствах у территориальной избирательной комиссии Даниловского района имелись основания для назначения дополнительных выборов по конкретному избирательному округу. Решение о назначении дополнительных выборов принято полномочным органом и в установленные законом сроки (за 84 дня до проведения выборов).

Ссылки административного истца о том, что после прекращения полномочий двух депутатов Муниципальный Совет остался в правомочном составе, значения не имеют. В данном случае дополнительные выборы назначаются в связи с тем, что в пятимандатном избирательном округе №2 городского поселения Данилов замещено менее двух третей депутатских мандатов. Необходимость назначения дополнительных выборов в этом случае прямо установлена п.9 ст. 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Суд считает, что не назначение дополнительных выборов по данному избирательному округу, приведет к нарушению избирательных прав граждан.

Необходимость произвести финансирование дополнительных выборов за счет средств бюджета городского поселения, на что указывается административным истцом, о незаконности оспариваемого решения, а также о нарушении прав администрации городского поселения не свидетельствует. Напротив, в соответствии с положениями п.1,3 ст. 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» финансирование деятельности территориальной избирательной комиссии по организации, в том числе дополнительных выборов депутатов Муниципального Совета городского поселения Данилов, должно осуществляться за счет средств бюджета городского поселения.

Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии Даниловского района от ДД.ММ.ГГГГ о назначении дополнительных выборов принято уполномоченным органом с соблюдением требований Закона. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований администрации городского поселения Данилов к территориальной избирательной комиссии Даниловского района о признании незаконным решения о назначении дополнительных выборов от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Даниловский районный суд Ярославской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И. Бисерова