РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2020 года г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Быковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевой Н.Д.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика – избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края – ФИО2,
заместителя прокурора Нерчинского района Забайкальского края Рыжинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-363/2020 по административному иску ФИО3, зарегистрированной в качестве кандидата на должность главы муниципального района «Нерчинский район» к Избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «...»
установил:
Решением Избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» от ***№, ФИО3 зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального района «Нерчинский район».
Решением Избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» от ***№ФИО4 зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального района «Нерчинский район».
Административный истец кандидат на должность главы муниципального района «...» ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального района «...» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «...».
Административный истец считает оспариваемое решение Избирательной комиссии незаконным, как принятое с нарушением ч.5 ст.... от ***№-ЗЗК «О муниципальных выборах в ...», п.24 ст.38 ФЗ №67-ФЗ от *** «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подлежащим отмене.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает следующие основания.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона, ч. 5 ст. ... избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления в нее заявления кандидата о согласии баллотироваться в котором, в числе прочих сведений указываются: адрес места жительства, год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии у кандидата профессионального образования), место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий)
В нарушение указанного требования, в заявлении о согласии баллотироваться *2:
1.1. соответствующий действительности адрес места жительства не указан. А именно: в заявление внесены сведения: .... Вместе с тем, *2 зарегистрирован по адресу: ....
Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом: информация о месте жительства, содержащаяся в паспорте, не имеет никакого правового значения, поскольку обязанность указания района, где находится место жительства вытекает из п. 5 ст. 2 Федерального закона.
Соответствующая правовая позиция отражена в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***№ «О судебной практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; пункте 2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ***.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.
Таким образом, только город, являющийся городским округом не входит в состав муниципального района, городским округом ... не является.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального района "..." в состав территории муниципального района "..." в соответствии с ... от *** N 317-33K "О границах сельских и городских поселений ..." входит городское поселение "Нерчинское" с административным центром в городе Нерчинск, следовательно, при указании адреса места жительства написание «...» является обязательным.
1.2. отсутствует указание наименования рода занятий кандидата «глава муниципального района «...». Вместо этого указано: «Администрация муниципального района «...», Глава муниципального района».
В соответствии с Уставом муниципального образования «...» структуру органов местного самоуправления района составляет, в числе прочих органов, - глава муниципального района «...», являющийся высшим выборным должностным лицом муниципального района (ст. 24 Устава). То обстоятельство, что глава муниципального района «...» возглавляет администрацию муниципального района (ч. 7 ст. 24 Устава), наименование его должности не изменяет. Должность «глава муниципального района» без указания наименования муниципального района Уставом не предусмотрена, что подтверждается и справкой выданной Администрацией муниципального района «...» *** и копией трудовой книжки.
Отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений на основании пп. «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п. 5 ч. 5 ст. ... для избирательной комиссии являлось самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с п. 2.2 ст. 33 Федерального закона, ч. 5.1 ст. ... вместе с заявлением о согласии баллотироваться ФИО4 в избирательную комиссию должны были быть представлены заверенные кандидатом копия паспорта и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, и роде занятий.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона, ч. 5 ст. ... статус кандидата ФИО4 приобрел *** (дата подписания и представления в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться; дата подтверждения получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения). Смысл указанной нормы - подтвердить и удостоверить сведения на дату выдвижения кандидата.
В нарушение названного требования закона, копии представленных документов заверены кандидатом без указания какой-либо даты, то есть на указанную дату информация, указанная в заявлении кандидатом ФИО4, в принципе не подтверждена, за исключением сведений о роде занятий, о чем указано выше.
В соответствии п. 3 ст. 33 Федерального закона, ч. 8 ст. ... вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно Приложению 1 к Федеральному закону.
В нарушение названного требования закона соответствующие сведения представлены кандидатом с нарушением требований закона к оформлению, а также с неполными сведениями, а именно:
- в графе «Доходы за 2019 год» по позициям 2 и 3 (Сбербанк и продажа квартиры) не указан Источник выплаты дохода, под которым, в соответствии с примечанием 3 к документу понимается наименование налогового агента, осуществляющего соответствующие выплаты (подробно соответствующие правила отражены в Правилах оформления сведений о кандидатах, избирательных объединения, в том числе с использованием ГАС «Выборы»: утв. ЦИК РФ ***);
2) В соответствии с п. 3.1 ст. 33 Федерального закона, ч. 8.1 ст. ... кандидатом на должность главы муниципального района вместе с заявлением должны быть представлены:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (далее по тексту Справка 1);
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее по тексту Справка 2).
Указанные сведения представляются по форме предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ***№ «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» в отношении кандидата, его супруги и каждого несовершеннолетнего ребенка кандидата.
Таким образом Справка 1 и Справка 2 должны были быть представлены в отношении кандидата ФИО4, его супруги (при наличии) и всех его несовершеннолетних детей.
С учетом того, что кандидатом ФИО4 копия паспорта представлена на 3 страницах, что следует из подтверждения от ***, копии страниц паспорта содержащие сведения о зарегистрированном браке и детях не представлены.
Кроме того, в Справках 2 и 2 представленных на несовершеннолетних детей не указан ИНН.
Разделы 1 справок являются идентичными друг другу и предусматривают указание сведений о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях. В соответствии с примечаниями справки заполняются отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.
В столбце 2 строки 6 раздела 1 справок предусмотрено указание идентификационного номера налогоплательщика лица, в отношении которого представляются сведения. Как следует из примечаний к указанным справкам, сведения об ИНН указываются при их наличии.
Как следует из сносок к «Справке о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов», а также к «Справке о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов» ИНН указывается при наличии. Не сведений об ИНН, а ИНН. Если бы была формулировка сведений об ИНН, можно было бы говорить о существенности того обстоятельства, а обладал ли кандидат указанными сведениями, но в данном случае буквальное толкование нормы говорит о наличии ИНН. То есть не имеет юридического значения в рамках рассмотрения дела, получал ли законный представитель несовершеннолетнего ребенка свидетельство о присвоении ИНН, обладает ли сведениями об ИНН, а имеет значение факт наличия ИНН (его присвоения). Выдача какого-либо документа не является условием или необходимым действием для присвоения ИНН или передачи соответствующей информации гражданину (его законным представителям).
Из информации, полученной на сайте ИФНС России следует, что сын и дочь кандидата ФИО4 имеют присвоенный ИНН (Приложение к АИЗ №), а ФИО4, обладая с другими кандидатами равными правами и обязанностями, при должной разумности и осмотрительности не был лишен возможности получить сведения о наличии у своих несовершеннолетних детей ИНН.
Отсутствие информации о наличии ИНН у несовершеннолетнего ребенка не освобождает кандидата от заполнения в Разделе 1 «Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях» графы «ИНН» в отношении несовершеннолетней дочери и сына. Неуказание ИНН при его наличии должно быть расценено как несоблюдение требований закона к оформлению документа. Соответствующая правовая позиция отражена в пункте 1.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ***.
Требование об указании ИНН (при его наличии) в справках, представляемых кандидатом по форме, предусмотренной Указом Президента №, является безусловным требованием законодательства, независимо от того, в отношении какого лица (кандидата, супруги кандидата или несовершеннолетнего ребенка кандидата) представляются соответствующие сведения, и необходимо в целях проверки достоверности представленных кандидатом сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке, превышающей совокупный доход кандидата и его супруги.
Ненадлежащее оформление сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей за пределами территории Российской Федерации влечет отмену решения о регистрации кандидата.
Следовательно, несмотря на письменное уведомление, направленное кандидату избирательной комиссией, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата ФИО4, во всех справках на несовершеннолетних детей так и не указан ИНН.
При таких обстоятельствах следует вывод о том, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, среди документов, представленных кандидатом ФИО4 для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований закона, что является самостоятельным основанием для отмены постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО4 на основании подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от *** N 67-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона, п. 3 ч. 1 ст. ... для регистрации кандидата должен быть представлен первый финансовый отчет кандидата.
Согласно п. 12 ст. 58 Федерального закона, ч. 9 ст. ... порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательного фонда и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Избирательной комиссией ....
Форма финансового отчета утверждена Инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в ...: утв. Постановлением Избирательной комиссии ... от ***№ (Приложение №).
В соответствии с п. 7.1. Инструкции Кандидат, выдвинутый по единому избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу, избирательное объединение ведут учет поступления и расходования денежных средств избирательных фондов по форме, приведенной в приложении № настоящей Инструкции.
В соответствии с п. 7.2. Инструкции первый финансовый отчет и учет поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений представляются одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Первый финансовый отчет кандидата ФИО4 не заполнен, кроме того, представленный кандидатом дополнительно (после уведомления избирательной комиссии) Учет поступления и расходования денежных средств избирательных фондов заполнен с нарушением требований, в частности в разделе 4 в реквизитах юридического лица, которому перечислены денежные средства с избирательного фонда кандидата не указан ИНН юридического лица и его банковские реквизиты.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона, п. 1 ст. ... для регистрации кандидата в избирательную комиссию представляются подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующим им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст.- 38 Федерального закона, ч. 6 ст. ...).
Для регистрации ФИО4 в избирательную комиссию представлено 106 подписей на 22 листах.
6.1) В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона, ч. 3 ст. ... подписные листы должны быть изготовлены по форме Приложения 6 к Федеральному закону.
В нарушение установленный формы во всех подписных листах ФИО4 отсутствует указание места работы, указание которое является обязательным как в соответствии с требованиями формы подписного листа, так и в соответствии с положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона (подробнее об этом в п. 1.3 настоящих пояснений).
Согласно пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. И ч. 10 ст. 49 недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 6 к федеральному закона.
Следовательно, все подписи, представленные ФИО4 в свою поддержку по указанному основанию являются недействительными.
6.2) В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона, ч. 10 ст. ... каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа который, в числе прочих сведений, собственноручно указывает свой адрес места жительства.
Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом: информация о месте жительства, содержащаяся в паспорте, не имеет никакого правового значения, поскольку обязанность указания района, где находится место жительства вытекает из п. 5 ст. 2 Федерального закона.
Соответствующая правовая позиция отражена в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***№ «О судебной практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; пункте 2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ***.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.
Таким образом, только город, являющийся городским округом не входит в состав муниципального района, городским округом ... не является.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального района "..." в состав территории муниципального района "..." в соответствии с ... от *** N 317-33K "О границах сельских и городских поселений ..." входит городское поселение "Нерчинское" с административным центром в городе Нерчинск, следовательно, при указании адреса места жительства написание ... является обязательным.
Согласно пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, п. 8 ч. 10 ст. 49 недействительными признаются все подписи в подписном листе в случае, если сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указан не в полном объеме.
Следовательно, все подписи, представленные ФИО4 в свою поддержку по указанному основанию являются недействительными, поскольку ни в одном из подписных листов в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей не указан Нерчинский район.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п. 7.1 ч. 5 ст. ..., для избирательной комиссии являлось самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Административный истец указывает, что при регистрации кандидата ФИО4 кандидатом на должность главы Муниципального района «Нерчинский район» Избирательной комиссией нарушены одновременно сразу несколько требований п. 24 ст. 38 и иных требований Федерального закона, ч. 5 ст. 50 и иных требований ....
На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального района «...» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «...».
В ответ на административное исковое заявление административный ответчик Избирательной комиссией муниципального района «Нерчинский район» «предоставлены возражения, в которых указано следующее.
В соответствии с п.10 статьи ... от ***№-ЗЗК «О муниципальных выборах в ...» адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в п.5 ст. 2 Федерального Закона от *** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов ((наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства. В представленных кандидатом ФИО4 имеется субъект Российской Федерации, город, улица, номер дома и квартира.
Поэтому, комиссия решила, что отсутствие в представленных документах кандидатом на должность Главы муниципального района «Нерчинский район» ФИО4 не препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства кандидата.
В п.1, п/п. 1.2 искового заявления указано в заявлении кандидата на отсутствие в наименовании рода занятий кандидата «Глава муниципального района Нерчинский район», вместо этого указано «Администрация муниципального района «Нерчинский район», Глава муниципального района.
Комиссия считает, что это не является серьезным отягчающим обстоятельством для отказа в регистрации кандидата;
В п.2 искового заявления указано на отсутствие даты заверения копии документов кандидатом.
Комиссия считает, что в подтверждении получения документов, представленных для выдвижения кандидатом, указывается дата и время представленных документов, что подразумевает смысл указанной нормы.
В п.3 искового заявления указано на отсутствие источника дохода в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах, ценных бумагах, а именно в графе «Доходы за 2019 год» по позициям 2 и 3 (Сбербанк и продажа квартиры). В сведениях кандидата в графе «Ценные бумаги» указано на наличие привилегированных акций, что подразумевает выплату по ним дивидендов.
При направлении для проверки достоверности указанных сведений в выше указанной справке в ИФНС замечаний не выявлено.
Поэтому, Комиссия посчитала, что отсутствие в сведениях источника дохода, полученных от ПАО Сбербанк, являются несущественными и не препятствует регистрации кандидата ФИО4
В ч.2.п.4. искового заявления указано на отсутствие ИНН на несовершеннолетних детей ФИО4 в «Справке о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов», а также в «Справке о расходах кандидата, его супруги(супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия), паев в уставных (складочных)капиталах организаций».
В примечании (сноска 4) к указанным Справкам сказано, что сведения об ИНН указываются при их наличии. Со слов кандидата ФИО4 ИНН на детей не получал.
Поэтому, Комиссия посчитала, что данные сведения можно не указывать.
В п.6. п/п 1 искового заявления указывается на отсутствие указания места работы в подписных листах.
Комиссия считает, что в должности указано «Глава муниципального района «Нерчинский район» и подразумевает место работы в Администрации муниципального района «Нерчинский район», а также и в заявлении кандидата указано место работы «Администрация муниципального района «Нерчинский район».
в п.6. п/п2. При заверении подписного листа, в соответствии с п.10 статьи ... от ***№-ЗЗК «О муниципальных выборах в ...» адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в п.5 ст. 2 Федерального Закона от*** №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов ((наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
Комиссия посчитала, что отсутствие в представленных документах кандидатом на должность Главы муниципального района «Нерчинский район» ФИО4 не препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства кандидата.
При рассмотрении всех документов, представленных кандидатом ФИО4, Комиссия руководствовалась Федеральным Законом от *** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ... от ***№-ЗЗК «О муниципальных выборах в ...», «Порядком сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, приема и проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах на выборах органов местного самоуправления», утвержденного Постановлением Избирательной комиссии ... от ***№.
На основании вышеизложенного, просит суд отказать в исковых требованиях кандидата на должность Главы муниципального района «Нерчинский район» ФИО3, так как считаем, что содержащиеся в нем замечания являются несущественными и не препятствуют регистрации кандидата на должность Главы муниципального района «Нерчинский район» ФИО4 В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, явился в судебное заседание, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Председатель избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований, представила письменные возражения на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо ФИО4 с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что считает оспариваемое решение законным. Представил письменные возражения по иску, согласно которых, он указал, что с заявленными требования он не согласен т.к., перечисленные в административном исковом заявлении недостатки, обнаруженные истцом в представленных им в избирательную комиссию документах, такие как не указание в адресе проживания «Нерчинский район», отсутствие в наименовании рода занятий кандидата указания в наименовании должности на территориальную принадлежность, отсутствие даты заверения копии документов, отсутствие в сведениях о размере и об источниках доходов по позициям 2 и З (сбербанк и продажа квартиры), отсутствие ИНН на несовершеннолетних детей в «справке о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборы в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов» и в («справке о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, (долей участия), паёв в уставных (складочных) капиталах организаций» не искажают информацию, представленную мной в комиссию, как кандидата на должность главы муниципального района «Нерчинский район», не влияет на восприятие избирателями информации обо мне как кандидате, ни коим образом не нарушает права и свободы других кандидатов, зарегистрированных избирательной комиссией на должность главы муниципального района «Нерчинский район» и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 ст.39 Федерального закона от ***№ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», учитывая, что все сведения, указанные мной в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы муниципального района «Нерчинский район» подтверждены соответствующими документами. При приёме документов избирательной комиссией в его адрес не были высказаны какие-либо замечания, которые он имел право исправить в течение трёх дней. Исходя из изложенного, просит суд в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Заслушав участвующих лиц, заключение заместителя прокурора Рыжинской Е.В. об удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, материалы личных дел кандидатов на пост Главы муниципального района «Нерчинский район», суд приходит в следующему.
Конституция РФ гарантирует гражданам РФ право избирать и быть избранным в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).
Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от ***№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании ст. 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона, ч. 5 ст. ... избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления в нее заявления кандидата о согласии баллотироваться в котором, в числе прочих сведений указываются: адрес места жительства, год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии у кандидата профессионального образования), место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Условия выдвижения кандидата, предусмотрены ст.33 Федерального закона №.
Согласно п.2 указанной статьи закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п. 3.1. при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.
В приложении №, утверждена форма заявления кандидата баллотирующегося на выборную должность.
В заявлении о согласии баллотироваться ФИО4 указал адрес места жительства .... Вместе с тем, ФИО4 зарегистрирован по адресу: ....
Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом, информация о месте жительства, содержащаяся в паспорте, не имеет никакого правового значения, поскольку обязанность указания района, где находится место жительства вытекает из п. 5 ст. 2 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от *** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Представляемые кандидатом самовыдвиженцем в избирательную комиссию подписные листы должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Основания недостоверности и недействительности подписей избирателей предусмотрены в пунктах 6.3, 6.4 статьи 38 Федерального № 67-ФЗ, и частях 9, 10 статьи ... от ***№-ЗЗК «О муниципальных выборах в ...». Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата установлено статьей ... от ***№-ЗЗК «О муниципальных выборах в ...». В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 4 статьи ...№-ЗЗК, проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 7.1 части 5 статьи ...№-ЗЗК.
Из материалов дела установлено, что ФИО4 выдвинул свою кандидатуру на должность главы муниципального района «...» и представил в избирательную комиссию муниципального района «Нерчинский район» документы, необходимые для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы в количестве 22, содержащие 106 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.( л.д.44-65).
Кроме того, ФИО4 представлены в избирательную комиссию заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую с замещением выборной должности, копия паспорта, сведения о профессиональном образовании, копия трудовой книжки, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ***№ «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» в отношении кандидата, его супруги и каждого несовершеннолетнего ребенка кандидата.
Проверив представленные ФИО4 документы, Нерчинская районная территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии «Нерчинский район» приняла решение о регистрации ФИО4 выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы муниципального района «Нерчинский район» ***.
Доводы административного ответчика о наличии существенных нарушений в представленных ФИО4 сведениях суд находит не состоятельными в следующей части.
Не указание в заявлении ФИО4 о согласии баллотироваться на выборную должность адреса места жительства:.... вместо ... не повлекло двоякого толкования и не может быть признано существенным нарушением. Кроме того, изучив заявление административного истца кандидата на должность главы муниципального района «...» ФИО3 установлено аналогичное указание места жительства, без указания наименования района. (дословно «Заб.край ...») (л.д.87).
Доводы административно истца о том, что в заявлении кандидата отсутствует наименование рода занятий кандидата «Глава муниципального района ...», вместо этого указано «Администрация муниципального района «...», Глава муниципального района», не является серьезным нарушением типовой формы заявления и не могла послужить избирательной комиссии основание для отказа в регистрации кандидата, так же как и отсутствие даты заверения копии документов кандидатом, поскольку в Подтверждении получения документов ( л.д.42), представленных для выдвижения кандидатом, указывается дата и время представленных документов, (17 часов 30 минут, ***), что не ставит под сомнение время заверения указанных документов кандидатов, именно в день их предоставлении в избирательную комиссию.
Доводы административного истца о нарушении в связи с на отсутствием ИНН на несовершеннолетних детей ФИО4 в «Справке о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов», а также в «Справке о расходах кандидата, его супруги(супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия), паев в уставных (складочных)капиталах организаций», а также в первичном финансовом отчете, где не указан ИНН юридического лица суд находит не состоятельными, поскольку отсутствие ИНН в таких сведениях не является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Указанные выше административным истцом замечания к представленным ФИО4 документам суд признает не существенными и не влекущими отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Однако, изучив представленные ФИО4 в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, суд приходит к следующему.
Форма данного документа утверждена приложением № к Федеральному закону №.
По состоянию на ***, т.е на день подачи документов к избирательную комиссию ФИО4 представлены указанные сведения не соответствующие по форму не соответствующей Приложению №, в частности в сведениях представленных ФИО4 указано, что они представлены по Приложению №, форма данных сведений (л.д.75), отличается от утвержденной Федеральным законом, в частности в представленных сведениях отсутствуют графы «Иное имущество», подграфы «Ценные бумаги» «Иное участие в коммерческих организациях», подграфа «Ценные бумаги», также имеет разделы « Акции», «Иные ценные бумаги».
Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах соответствующее форме в Приложении №, утвержденной Федеральным законом №, представлены ФИО4 гораздо позже -***.( л.д.77-78).
При этом информация о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах ФИО4 как в сведениях представленных ***, так и в сведениях представленных *** одинакова.
Так в графе «Доходы за 2019 год» «источник выплаты дохода» указано «Сбербанк…» «продажа квартиры…», вместе в тем не указан источник выплаты дохода, под которым, в соответствии с примечанием 3 к документу понимается наименование налогового агента, осуществляющего соответствующие выплаты, согласно Правил оформления сведений о кандидатах, избирательных объединения, в том числе с использованием ГАС «Выборы»: утв. ЦИК РФ ***, в этой граве необходимо было указать наименование источника дохода, что ФИО4 не указано.
Указание в данной графе «Сбербанк» и далее суммы не влечет однозначного толкования, того, что это именно дивиденды полученные от акций « Сбербанка», поскольку ПАО «Сбербанк России» является кредитной организацией, в данной организации у кандидата ФИО4 имеются банковские счета с остатками денежных средств, что указано в графе №, соответственно банком могла выплачиваться капитализация по данным счетам, что так же является доходом, соответственно не конкретизация источника дохода, влечет двоякое восприятие указанных сведений.
Вместе с тем, исследовав дело административного истца кандидата ФИО3, установлено, что ею представлены указанные сведения по форме соответствующей Приложению №. ( л.д.89).
Доводы Избирательной комиссии о том, что отсутствие источника дохода в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах, ценных бумагах, а именно в графе «Доходы за 2019 год» по позициям 2 и 3 (Сбербанк и продажа квартиры), являлись не существенными и не препятствовали регистрации ФИО4, так как сведениях кандидата в графе «Ценные бумаги» указано на наличие привилегированных акций, что подразумевает выплату по ним дивидендов, суд находит не состоятельными. Поскольку предоставление кандидатом ФИО3 указанных сведений в соответствии с приложением №, а кандидатом ФИО4 с нарушением, ставит кандидатов в неравное положение, нарушает принцип равенства граждан перед законом.
Вместе с тем, из материалов дела установлено, что ФИО4 выдвинул свою кандидатуру на должность главы муниципального района Нерчинский район» и представил в избирательную комиссию муниципального района "Нерчинский район" документы, необходимые для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы в количестве 22, содержащие 106 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.( л.д.44-65).
Проверив представленные подписные листы избирательная комиссия нарушений не установила.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от *** № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (подпункт "е"); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт "ж"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт "з"); все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к Федеральному закону от *** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 этого Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона (подпункт "и").
Аналогичные нормы содержатся в ...№-ЗЗК (ч.10 ст. 49).
Из приложения N 6 к Федеральному закону от *** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что федеральный законодатель предписывает кандидату на должность главы муниципального образования указывать место работы, занимаемую должность или род занятий кандидата в депутаты. Согласно сноске 1 в приложении текст подстрочников, а также примечание и сноски в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться, из чего следует, что наименования строк в подписном листе должны быть воспроизведены в строгом соответствии с утвержденной формой.
В указанных строках подписных листов *2 записано: «работающего главой муниципального района» ...»». Наименование строки «работающего», указание места работы отсутствует.
Согласно ст. ... «...»
глава МР «...» является высшим выборным должностным лицом муниципального района «...» и в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.... «...» администрация муниципального района «...» (далее - администрация МР «...») является исполнительно-распорядительным органом муниципального района «...», наделяется настоящим Уставом полномочиями по решения вопросов местного значения муниципального района «...» и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами .... Администрация МР «...» обладает правами юридического лица, имеет свою печать с изображением герба муниципального района «...», штампы, счета в банке, финансируется из бюджета муниципального района «...».
Полное наименование: администрация муниципального района «...» ..., сокращенное наименование - администрация МР «...». Администрацией МР «...» руководит Глава МР «...» на принципах единоначалия.
Таким образом, Администрация муниципального района «...» является местом работы для Главы муниципального района, что так же подтверждено записью в его трудовой книжке, где указано место работы «Администрация муниципального района «...» «Избран на должность главы муниципального района «...» (л.д108), что не нашло своего подтверждения в подписных листах кандидата ФИО4, во всех представленных 22 подписных листах не указано место работы кандидата.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона, ч. 3 ст. ... подписные листы должны быть изготовлены по форме Приложения 6 к Федеральному закону. Несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от *** № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Согласно пункту 12 статьи 37 названного Федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Судом установлено, что в строке подписного листа « Подписной лист удостоверяю» поставлена удостоверяющая подпись ФИО4, в данной графе, согласно подстрочника должно быть указано: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществляющего сбор подписей м дата внесения.
ФИО4., удостоверяя каждый из подписных листов, указал следующие сведения «ФИО4, ***, ..., *** УМВД России по Заб.краю.».
Согласно п.12 ст. 37 Федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Таким образом, не указав в удостоверяющей надписи подписных листов в месте жительства наименования субъекта и района места жительства, *2 нарушил требования Федерального закона, содержащиеся в п.12 ст.37. Указание в удостоверяющей надписи подписных листов только наименование населенного пункта (...) не предусмотрено указанным законом.
Из изложенного следует, что процедура выдвижения кандидата на выборную должность главы муниципального района, равно как и порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата и оформления подписных листов строго регламентированы. Все нарушения сбора подписей являются формальными, то есть в случае их обнаружения не выясняются причины допущенных нарушений и обстоятельства, при которых они были допущены, не и требуются объяснения по факту выявленных нарушений, не предоставляется возможность их исправления, а лишь фиксируется сам факт их обнаружения и принимается соответствующее решение.
Нерчинская районная территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии «...» указанные нарушения при регистрации кандидата на участие в выборах главы муниципального района «Нерчинский район» ФИО4 ошибочно не установила.
Таким образом, суд установив в 22 представленных кандидатов ФИО4 подписных листах указанные нарушения, признает подписи подписных листов недействительными, поскольку отсутствие в подписных листах наименования строки, места работы, а также отсутствие указания в сведения о месте жительства лица, удостоверяющего подпись не полных данных о месте жительства свидетельствует о нарушении формы подписного листа, о представлении неполных сведений о кандидате, о нарушении принципа равенства кандидатов, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона. В силу подпунктов «в» и «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного федерального закона, иного закона.
Согласно п.31. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ***№ «О судебной практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от *** № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24?26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п. 7.1 ч. 5 ст. ..., для избирательной комиссии являлось самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
На основании вышеизложенного, решение Избирательной комиссии муниципального района «...» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «...» признается незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административный иск ФИО3, зарегистрированной в качестве кандидата на должность главы муниципального района «Нерчинский район» к Избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «Нерчинский район» -удовлетворить.
Признавать незаконным решение избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «Нерчинский район».
Решение избирательной комиссии муниципального района «Нерчинский район» от ***№ «О регистрации ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность главы муниципального района «Нерчинский район» -отменить.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Нерчинский районный суд Забайкальского края в течение 5 дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий
Решение принято ***.