Дело № 2а-363/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Кировским 29 сентября 2017 года Кировский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Жаровой Т.И., при секретаре Гришиной Л.А., с участием помощника прокурора Кировского района Приморского края Храмцова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Кировского района Приморского края к администрации Крыловского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края об оспаривании бездействия незаконными, о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Кировского района Приморского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Крыловского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки 29.08.2017 в 16.00 в помещении прокуратуры Кировского района по адресу: Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул. Ленинская, д. 29 осмотрен официальный сайт администрации Крыловского сельского поселения: www.krilovka.ru. Осмотром установлено, что указанный сайт содержит альтернативную текстовую версию для инвалидов, вместе с тем доступ к ней фактически отсутствует. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( далее по тексту ФЗ № 8) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ № 8 государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В силу ч. 6 ст. 10 ФЗ № 8 порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Пунктом 2 Приказа Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 483 «Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей Крыловского сельского поселения, и.о. прокурора принято решение о предъявлении в суд данного иска, в котором просит признать бездействие администрации Крыловского сельского поселения незаконным и возложении обязанность на администрацию обеспечить доступ к альтернативной текстовой версии для инвалидов на официальном сайте администрации Крыловского сельского поселения: www.krilovka.ru. В судебном заседании помощник прокурора Кировского района Приморского края Храмцов С.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенные в иске, просил установить срок для устранения нарушений один год с момента вступления в законную силу решения суда, поскольку для устранения нарушений требуются значительные средства. Представитель ответчика администрации Крыловского сельского поселения – глава администрации ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен, просит рассмотреть заявление без его участия, требования прокурора признает. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Конституция РФ провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В соответствии с ч. 6 ст. 10 этого же Федерального закона, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети "Интернет", утвержден Приказом Минкомсвязи N 483 от 30.11.2015 года. В соответствии с положениями данного документа Версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам: - нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления; - графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате; - наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки прокуратурой Кировского района официального сайта администрации Крыловского сельского поселения в сети "Интернет" установлено несоответствие сайта www.krilovka.ru. требованиям ст. 10 ФЗ"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Администрацией не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих). На сайте в версии для слабовидящих, размер шрифта изменяется только на 20 %, возможность изменить шрифт больше, отсутствует, что существенно нарушает права инвалидов по зрению на свободный доступ к информации на официальном сайте администрации муниципального образования. Доказательств соответствия интернет-сайта требованиям доступности для инвалидов по зрению в нарушение 62 КАС РФ стороной ответчика не представлено. ФЗ № 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). В соответствии с ч. 1 ст. 24 данного Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления. Разрешая административные исковые требования прокурора Кировского района, с учетом вышеприведенных норм права, подлежащих применению, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, признании незаконным бездействие администрации Крыловского сельского поселения по беспрепятственному доступу инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте www.krilovka.ru. и считает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить доступ к альтернативной текстовой версии для инвалидов на официальном сайте администрации Крыловского сельского поселения в течении одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения в связи с тем, что выполнение работ по приведению сайта ответчика в соответствие с требованиями закона требует значительных средств, выделение которых производится в соответствии с нормами бюджетного законодательства РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227- 228 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление и.о. прокурора Кировского района к администрации Крыловского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконными, о возложении обязанности, - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Крыловского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации размещенной на официальном сайте www.krilovka.ru. Обязать администрацию Крыловского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края в течение одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации размещенной на официальном сайте www.krilovka.ru, обеспечив доступ к альтернативной текстовой версии, соответствующей требованиям Приказа Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 483 "Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет". Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2017 года. Судья: Т.И.Жарова |