ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-363/2021 от 12.07.2021 Осташковского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 июля 2021 года г. Осташков Тверской области

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Кудревановой Е.С.,

с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В., представителя администрации Осташковского городского округа Панкратовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства по содержанию и ремонту дороги и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Осташковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства по содержанию и ремонту дороги на территории пер. Адрианова г. Осташкова и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем приведения в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 покрытия проезжей части на территории пер. Адрианова г. Осташкова (от ул. М.Горького до проспекта Ленинский) в срок до 01.07.2022 г.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой установлено, что дорожное покрытие проезжей части на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Осташков, пер. Адрианова имеет многочисленные выбоины и просадки, размер выбоин и просадок составил более от 1-3 метров длиной, от 1 до 2 метров шириной и 10 см. по глубине. Администрацией Осташковского городского округа требования законодательства по содержанию автомобильных дорог в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не исполняются. В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А l приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Согласно данным таблицы 5.3 отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более, площадью равной и более 0,06 м2 должны быть устранены в срок не более 10 суток.

Осташковской межрайонной прокуратурой 12.07.2019 в администрацию Осташковского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам рассмотрения представления администрацией в адрес ОАО «Осташков ДРСУ» было направлено поручение о проведении подсыпки и грейдирования указанного участка дороги.

Согласно дополнительной информации администрации от 01.06.2020 проведение работ по ремонту дорожного покрытия по пер. Адрианова г. Осташкова в 2020 году будет осуществляться в рамках текущего содержания улично-дорожной сети на основании контракта, заключенного с АО «Осташковское ДРСУ». Проведение работ по ремонту дорожного покрытия будет выполнено после замены сетей водоснабжения и водоотведения на пер. Адрианова. Администрацией Осташковского городского округа в адрес Министерства транспорта Тверской области направлена заявка на включение в программу капитального ремонта улично-дорожной сети на 2023 год объекта «Ремонт дорожного покрытия на пер. Адрианова по ул. М. Горького до проспекта Ленинский г. Осташкова». Министерством транспорта заявка администрации Осташковского городского округа о включении в программу дорожных работ на территориях муниципальных образований Тверской области в 2023 году принята.

Вместе с тем, зафиксированные ОГИБДД МО МВД России «Осташковский» в 2020 году нарушения в части содержания дорожного покрытия по пер. Адрианова г. Осташкова, до настоящего времени не устранены, что свидетельствует о бездействии администрации Осташковского городского округа по содержанию проезжей части пер. Андрианова г. Осташкова. Каких-либо условий, при которых орган местного самоуправления может быть освобожден от исполнения обязанности по содержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, законодательством не предусмотрено.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика администрации Осташковского городского округа Панкратова А.А. исковые требования не признала и пояснила, что администрацией Осташковского городского округа в адрес Министерства Транспорта Тверской области направлена заявка на включение в программу капитального ремонта улично-дорожной сети на 2023 г. объекта «Ремонт дорожного покрытия на пер. Адрианова от ул. М.Горького до проспекта Ленинский в г. Осташков», в связи с чем просила предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 2023 года.

Выслушав помощника Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В., представителя ответчика Панкратову А.А., исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования Осташковского межрайонного прокурора к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства по содержанию и ремонту дороги и возложении обязанности устранить допущенные нарушения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрыты основные термины, которые применяются для целей данного Федерального закона, согласно которым безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац третий); обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (абзац пятый).

В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог (пункт 2).

Согласно статье 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16).

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.06.2021 года установлено, что на участке дороги от пр. Ленинский до ул. Володарского на месте производства ремонтных работ оставшимся без асфальтового покрытия имеются повреждения проезжей части дороги в виде выбоины и просадок, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на пересечении пер. Адрианова с ул. Володарского имеются многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги в виде выбоины, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги от ул. Володарского до ул. Евстафьевская покрытие проезжей части дороги практически полностью изношено (сплошная сетка трещин); на участке дороги от ул. Евстафьевская до ул. Урицкого покрытие проезжей части полностью изношено (сплошная сетка трещин), сплошное загрязнение покрытия проезжей части дороги, что не соответствует п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, имеются многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на участке дороги от ул. Урицкого до ул. Тимофеевская покрытие проезжей части дороги практически полностью изношено (сплошная сетка трещин), сплошное загрязнение покрытия проезжей части дороги, что не соответствует п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 (повреждение напротив дома № 4а по ул. Урицкого) - повреждение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги в виде выбоины: длина 0,9 м., ширина 0, 46 м., глубина 6,6 см. (площадь 0,414 м2); на участке дороги от ул. Тимофеевская до ул. Рябочкина покрытие проезжей части дороги практически полностью изношено (сплошная сетка трещин), сплошное загрязнение проезжей части дороги, многочисленные повреждения в виде просадок и выбоин; на пересечении ул. Тимофеевская с пер. Адрианова имеется повреждение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги в виде выбоины: длина 2,1 м., ширина 1,3 м., глубина 11, 9 см. (площадь 2,73 м2.); на участке от ул. Рябочкина до ул. Кузнечная покрытие проезжей части дороги практически полностью изношено (сплошная сетка трещин), сплошное загрязнение покрытия проезжей части дороги, многочисленные повреждения в виде выбоин и просадок; на участке дороги от ул. М. Горького до д. 28 пер. Адрианова покрытие проезжей части дороги полностью изношено (сплошная сетка трещин), сплошное загрязнение покрытия проезжей части дороги, многочисленные повреждения в виде выбоин и просадок (л.д. 76-77).

Осташковской межрайонной прокуратурой 12.07.2019 в администрацию Осташковского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием принять меры по содержанию автомобильной дороги, предусмотреть в бюджете городского округа денежные средства на проведение ремонтных дорог дорожного покрытия (л.д. 15-19).

По результатам рассмотрения представления администрацией в адрес ОАО Осташков ДРСУ» было направлено поручение о проведении подсыпки и грейдирования указанного участка дороги (л.д. 127).

Согласно сообщению администрации от 01.06.2020 проведение работ по ремонту дорожного покрытия по переулку Адрианова г. Осташкова в 2020 году будет осуществляться в рамках текущего содержания улично-дорожной сети на основании контракта заключенного с АО «Осташковское ДРСУ». Проведение работ по ремонту дорожного покрытия будет выполнено после замены сетей водоснабжения и водоотведения на пер. Адрианова. Администрацией Осташковского городского округа в адрес Министерства транспорта Тверской области направлена заявка на включение в программу капитального ремонта улично-дорожной сети на 2023 год объекта «Ремонт дорожного покрытия на пер. Адрианова по ул. М. Горького до проспекта Ленинский г. Осташкова» (л.д. 21).

Согласно сообщению администрации Осташковского городского округа от 23.04.2021 Министерством транспорта принята заявка администрации Осташковского городского округа о включении в программу дорожных работ на территориях муниципальных образований Тверской области в 2023 году. До проведения капитального ремонта, проезжая часть по переулка Адрианова будет поддерживаться в рамках контракта на текущее содержание улично-дорожной сети г. Осташкова (л.д. 22).

Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что зафиксированные ОГИБДД МО МВД России «Осташковский» в 2021 году нарушения в части содержания дорожного покрытия по пер. Адрианова г. Осташкова, до настоящего времени не устранены, в связи с чем исковые требования Осташковского межрайонного прокурора к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства по содержанию и ремонту дороги и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, подлежат удовлетворению.

Обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Осташковского городского округа лежит на его администрации, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.

Ненадлежащее содержание автомобильных дорог нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая требования о сроках устранения допущенных нарушений, суд учитывает, что в соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А l приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более, площадью равной или более 0,06 кв. м., устранение которых осуществляется в сроки не более 12 суток, в связи с чем других сроков устранения выявленных недостатков, как того просит прокурор судом установлено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать бездействие администрации Осташковского городского округа по неисполнению требований законодательства по содержанию и ремонту дорожного покрытия на переулке Адрианова в г. Осташкове незаконным.

Обязать администрацию Осташковского городского округа привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 года дорожное покрытие проезжей части на переулке Адрианова в г. Осташкове (от ул. М. Горького до проспекта Ленинский).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 20 июля 2021 года.

Судья Н.В. Ракитский

1версия для печатиДело № 2а-363/2021 ~ М-302/2021 (Решения)