Дело № 2а – 363/20219 (УИД 53RS0003-01-2021-000532-09)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г. Валдай
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи И.А. Носовой,
при секретаре Я.М. Бикмансуровой,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика – представителя администрации Валдайского муниципального района Новгородской области ФИО3,
представителя заинтересованных лиц – УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого помещения многоквартирного дома установленным требованиям,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии от 17.03.2021 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома), требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом по рассмотрению заявления ФИО1, обязании повторно рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным или непригодным для проживания. В обоснование заявленных требований указал, что в настоящее время является пенсионером УФСИН по Новгородской области, с 1992 года состоит на очереди по улучшению жилищных условий, поскольку проживает в неблагоустроенном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, без отопления, воды и вентиляции. В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной министерством строительства России от 09.09.2020 №, по результатам проведения проверки его жилищных условий он включен в сводный список граждан-участников этой программы на получение государственного жилищного сертификата под №. По требованию ФСИН России он обратился в Администрацию с заявлением о проведении дополнительной проверки его жилищных условий, 17.03.2021 межведомственной комиссией администрации Валдайского муниципального района в составе трех ее членов – ФИО5, ФИО6, ФИО7 было проведено обследование жилого помещения, адрес которого указан выше, составлен акт и вынесено заключение о признании указанного выше жилого помещения пригодным для проживания. С указанным актом обследования и заключением межведомственной комиссии он не согласен, поскольку в жилом помещении по месту его жительства отсутствует водоснабжение, вентиляция и центральное отопление, печь находится в аварийном состоянии. Кроме того, при обследовании жилого помещения не присутствовал эксперт ФИО8, при этом в акте обследования стоит ее подпись. Полагает, что административным ответчиком нарушены его законные права на достойную жизнь и получение благоустроенного жилья. В качестве способа восстановления нарушенного права просит суд обязать межведомственную комиссию повторно рассмотреть вопрос о признании жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания.
Определением судьи от 27.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца ФИО2 поддержала исковые требования ФИО1, одновременно объяснила, что при проведении обследования жилого помещения Администрацией была нарушена процедура его проведения, поскольку обследование жилого помещения проводилось комиссией без участия эксперта, что является грубым нарушением закона и влечет признание оспариваемого заключения межведомственной комиссии от 17.03.2021 незаконным и его отмену. Кроме того, по результатам обследования жилищных условий ФИО1 комиссия в силу оснований, приведенных в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, должна была вынести заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку в доме отсутствует система централизованной канализации и водоснабжения, как холодного, так и горячего, отсутствует вентиляция и центральное отопление, печь требует капитального ремонта и не эксплуатируется, помещение не отапливается.
Представитель ответчика – представитель Администрации ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, объяснила, что 05.04.2016 между Администрацией и административным истцом был заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым ФИО1 предоставлено помещение, адрес которого указан выше. В соответствии с передаточным актом помещения, санитарно-техническое и иное оборудование признавалось исправным и жилье пригодным для проживания, что подтверждается личной подписью ФИО1 Текущий ремонт жилого помещения наниматель обязан производить самостоятельно и за счет собственных средств. Капитальный ремонт производит наймодатель на основании заявления гражданина, однако с соответствующими заявлениями ФИО1 не обращался. При проведении обследования жилого помещения производилась фотофиксация, на основании которой эксперт дал свое заключение, в связи с чем основания для признания заключения межведомственной комиссии от 17.03.2021 незаконным и его отмены отсутствуют.
Представитель заинтересованных лиц – представитель УФСИН России по Новгородской области, ФСИН России ФИО4 оставила решение вопроса о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого помещения многоквартирного дома установленным требованиям на усмотрение суда. Одновременно объяснила, что ранее УФСИН России по Новгородской области проводилось обследование жилого помещения по месту жительства административного истца, по результатам которого жилое помещение было признано не соответствующим техническим и санитарным нормам, в связи с чем с 1992 года по настоящее время ФИО1 состоит в очереди по улучшению жилищных условий. В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной министерством строительства России от 09.09.2020 № 17-П/05, по результатам проведения проверки жилищных условий ФИО1, последний включен в сводный список граждан-участников этой программы на получение государственного жилищного сертификата. Для получения сертификата потребовалось проведение дополнительной проверки жилищных условий административного истца, по итогам которой было вынесено оспариваемое заключение, которое лишает ФИО1 права на получение сертификата. В представленных в адрес суда отзывах УФСИН России по Новгородской области и ФСИН России полагали, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по изложенным в ним мотивам, однако с учетом установленных обстоятельств, представитель заинтересованных лиц оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, показания свидетеля, исследовав представленные материалы, суд считает следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу пунктов 42, 46, 47 названного Положения указанная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимая по результатам рассмотрения заявления или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решение либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).
В силу пункта 44 названного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 15.06.2016 № 959 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений жилищного фонда непригодными для проживания», п. 3.5.4. которого установлено, что в случае принятия решения о необходимости проведения обследования жилого помещения, такое обследование проводится членами межведомственной комиссии, после чего составляется акт обследования помещения.
Установлено, что 26.08.1992 исполнительным комитетом Валдайского Совета депутатов трудящихся ФИО1 выдан ордер № на право занятия двух комнат в <адрес> в <адрес>.
05.04.2016 между администрацией Валдайского муниципального района и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого Администрация передала нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 40,3 кв.м, жилой площадью 25,2 кв. м, по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов сертификатного дела, ФИО1, являясь пенсионером ФСИН России, состоит в очереди на улучшение жилищных условий.
23.05.2018 сотрудниками ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области была проведена проверка жилищных условий ФИО1, по итогам которой комиссией выдано заключение о том, что ФИО1 нуждается в улучшении жилищных условий.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 включен в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной министерством строительства России от 09.09.2020 № 17-П/05.
Постановлением Администрации от 15.06.2021 на основании заявления ФИО1 от 04.03.2021, поступившего в Администрацию 04.03.2021 (входящий №) была назначена межведомственная комиссия для обследования жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу.
Из акта обследования жилого помещения от 17.03.2021, составленного членами межведомственной комиссии в составе заведующего отделом архитектуры, градостроительства и строительства администрации Валдайского муниципального района ФИО5, главного служащего отдела архитектуры, градостроительства и строительства администрации Валдайского муниципального района ФИО6, начальника ОНДПР по Валдайскому району УНДПР ГУ МЧС России по Новгородской области ФИО7, главного специалиста-эксперта ТО Роспотребнадзор в Валдайском районе ФИО8, при участии нанимателя жилого помещения ФИО1, установлено, что произведено обследование помещения по заявлению ФИО1 по адресу: <адрес>, по итогам которого составлен акт. Оценка результатов проведена при визуальном осмотре жилого помещения.
На основании данного акта 17.03.2021 составлено заключение № б/н об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, согласно которому основания для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствуют, рекомендуется произвести ремонт печи.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, центральное отопление в многоквартирном доме по месту жительства ФИО1 отсутствует, квартира административного истца отапливается печью. Из объяснений ФИО1 и его представителя установлено, что печь длительное время находится в неисправном состоянии, требует капитального ремонта, фактически жилое помещение в зимние периоды отапливается электрическими обогревателями. При этом, в акте обследования жилого помещения от 17.03.2021 не указано, какой ремонт печи требуется произвести – текущий или капитальный. Представитель Администрации, свидетель ФИО8 не смогли указать какой ремонт требует печь для возможности ее эксплуатации.
Из показаний свидетеля ФИО8, замещающей должность главного специалиста-эксперта Территориального отдела Роспотребнадзора в Валдайском районе, установлено, что она, являясь членом межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Валдайского муниципального района от 15.06.2015, фактически участия в проведении обследования жилого помещения по месту жительства ФИО9 не принимала, в обследуемом помещении в момент проведения обследования не присутствовала, свою подпись в акте обследования жилого помещения поставила после осмотра фотографий жилого помещения административного истца. Соглашаясь с членами межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания помещения непригодным для проживания, поставила свою подпись в заключении.
Таким образом, процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при осмотре жилого помещения главный специалист-эксперт не присутствовал, кроме того, при проведении комиссионного обследования жилого помещения какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, оценка результатов проведенного обследования сделана на основании визуального осмотра.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии нарушений процедуры проведения и оценки соответствия жилого помещения, установленным в пунктах 43, 44 Положения требованиям, полагает признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации от 17.03.2021 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом по рассмотрению заявления ФИО1 и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 провести оценку соответствия помещения установленным и принять решение, соответствующее требованиям пункта 47 вышеназванного Положения о соответствии <адрес> в г. Валдай Новгородской области требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Возлагая на межведомственную комиссию такую обязанность, суд не предрешает существо решения, которое должно быть принято.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 157, 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Валдайского муниципального района от 17.03.2021 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом по рассмотрению заявления ФИО1.
На администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области возложить обязанность в установленный срок повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 04.03.2021, поступившего в администрацию Валдайского муниципального района 04.03.2021, входящий №, и принять новое решение, предусмотренное пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», о соответствии <адрес> в г. Валдай Новгородской области требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Валдайский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 24.06.2021.
Судья: подпись
Копия верна: судья И.А. Носова
Решение вступило в законную силу: «_____»________________ 2021 года.