ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3643/2022 от 05.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2022-003964-14

2а-3643/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г.Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Третьяковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Оренбурга, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «...» о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Центрального района г. Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что при проведении мониторинга ... в период времени с 10-25 час до 11-27 час сети «Интернет» выявлена страница в группе «...» с названием «...» (...), на главной странице которой располагалась фотография украинского флага. В группе ... размещены записи «...»; ... размещена запись на английском языке «...!» (перевод: «...!») сопровождающаяся прикрепленной фотографией на которой содержится надпись «...», на фоне украинского флага, а также ..., с изображением двух букв SS в виде нацистского креста. ... размещен рисунок сходный с фотографией Президента Российской Федерации в красном перечеркнутом круге с надписью «...». ... размещено видео, содержащее подпись «...». ... «... Посредствам указанного сайта распространяются материалы, подрывающие принципы национальной безопасности. Владелец сайта (администрацией сайта) «...» по адресу: ... является ООО «...». Общество предоставляет пользователям доступ к использованию сайта «...» и его функционала на условиях, являющихся предметом Правил пользования сайтом, размещенным на официальной странице сайта. Группа «...» содержит высказывания против государственности, против русского народа и демонстрирует нацистскую символику. Доступ к группе открыт. Ограничение доступа к размещенной на указанном сайте информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе не достигших совершеннолетия.

Административный истец просит суд признать информацию, размещенную на странице группы ... Интернет – сайта «...» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца Третьякова А.Е. поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из анализа содержания приведенных положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ следует, что информация, которая может быть признана в порядке главы 27.1 КАС РФ судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц, представлять собой угрозу интересам Российской Федерации, безопасности и правопорядку, создающей опасность для населения Российской Федерации.

Согласно ст.4 Федерального закона № 2124-1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Федеральным законом от 28.12.2010 года №390-ФЗ «О безопасности» определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о 02.07.2021 год №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

Под системой обеспечения национальной безопасности понимается совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов публичной власти и находящихся в их распоряжении инструментов.

Согласно п. 8 Стратегии национальной безопасности усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека.

В соответствии с п. 26 Стратегии национальной безопасности обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов: 1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; 2) оборона страны; 3) государственная и общественная безопасность; 4) информационная безопасность; 5) экономическая безопасность; 6) научно-технологическое развитие; 7) экологическая безопасность и рациональное природопользование; 8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти; 9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

Федеральным законом от 04.03.2022 года №31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» указанный закон дополнен ст.20.3.3, предусматривающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Федеральным законом от 04.03.2022 года №32-Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст.31 и ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которыми введена в действие ст. 207.3 УК РФ, устанавливающая ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 280.3, предусматривающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Частью 1 ст.282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

В соответствии со ст. 20.3.1 КоАП РФ административным правонарушением признаются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При таких обстоятельствах, информация, направленная на возбуждение ненависти, вражды, а также унижения достоинства человека по признакам национальной принадлежности должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Согласно положениям ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что в настоящее время в сети Интернет в открытом доступе в социальной сети на странице группы «...) Интернет – сайта «...», размещена информация, возбуждающая у неопределенного круга лиц ненависть и вражду к лицам по отношению к национальной группе, находящаяся в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Информация на данном Интернет-ресурсе, в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно и административно наказуемых действий, создает опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан, в том числе, несовершеннолетних.

В связи с изложенным информация, размещённая на указанном выше Интернет-ресурсе, является запрещённой к распространению в Российской Федерации.

На день рассмотрения судом административного иска указанная информация не внесена в Реестр запрещенных.

Оценив в совокупности изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Центрального района г.Оренбурга.

Руководствуясь ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Оренбурга, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ВКонтакте» о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице группы ... Интернет – сайта «...», информацией запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Оренбурга.

Судья: подпись О.А. Пименова

Мотивированное решение составлено: 05 мая 2022 года.

Судья: подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...