Дело № 2а-3649/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2016 года город областного значения Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., при секретаре Паниной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода к Сулоевой Т.В. о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода обратилась в суд с административным иском к Сулоевой Т.В. о взыскании пеней по налогу на имущество в размере 09 рублей 40 копеек, задолженности по транспортному налогу в размере 7 219 рублей, пеней по транспортному налогу в размере 5 427 рублей 43 копейки.
В обоснование административного иска указано, что Сулоева Т.В. является плательщиком имущественного и транспортного налогов. На уплату указанных налогов административному ответчику вручалось налоговое уведомление, однако оно не было исполнено в установленный срок. За неуплату налогов в установленный срок административному ответчику были начислены пени. До настоящего времени административный ответчик свою обязанность по уплате задолженности по налогу и пеней не исполнила, в связи с чем, административный истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
Кроме того, административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления в отношении Сулоевой Т.В. , поскольку был пропущен в связи с введением в эксплуатацию новой информационной системы «АИС налог З», что повлияло на сроки взаимодействия структурных подразделений внутри налогового органа и затруднило обработку большого объема документов, необходимых для оформления в суды процессуальных документов о взыскании налогов с физических лиц. До 06.05.2016 года имела место неопределенность с части подведомственности заявлений о взыскании с физических лиц задолженности по налоговым платежам. При сложившихся обстоятельствах, а также в связи с отсутствием дополнительного финансирования на почтовые расходы, в 2016 году стало затруднительным выполнение требований подп. 1 п. 1 ст. 126 КАС РФ в целях подачи административного искового заявления о взыскании задолженности с физических лиц в предусмотренные НК РФ сроки.
Представитель административного истца ИФНС России по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен был своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик Сулоева Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена была своевременно и надлежащим образом, не сообщила суду о причинах неявки, не представила доказательств уважительности этих причин, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на административный иск не представила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 1 Налогового кодекса РФ, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В силу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно статье 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401настоящего Кодекса.
Статья 401 Налогового кодекса РФ указывает, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно статье 408 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу статьи 409 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Административный ответчик Сулоева Т.В. является собственником имущества, являющегося объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц, в связи с чем, ей был начислен налог на имущество физических лиц.
На уплату налога на имущество административному ответчику вручалось налоговое уведомление о необходимости уплатить имущественный налог. Сумма имущественного налога была уплачена административным ответчиком с нарушением установленного законом срока.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, за просрочку уплаты имущественного налога административному ответчику были начислены пени по имущественному налогу в размере 09 рублей 40 копеек; административным истцом направлялось требование о необходимости уплатить имущественный налог и пени, которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ и Законом Нижегородской области №71-З от 28.11.2002 года "О транспортном налоге", налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусыидругиесамоходныемашиныимеханизмынапневматическомигусеничномходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Нижегородской области №71-З от 28.11.2002 года "О транспортном налоге", налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Согласно статье 6 Закона Нижегородской области №71-З от 28.11.2002 года "О транспортном налоге", на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из пункта 2 статьи 363 Налогового кодекса РФ, в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ).
На уплату транспортного налога административному ответчику вручалось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить транспортный налог в размере 7 219 рублей в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма транспортного налога не была уплачена административным ответчиком.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, за просрочку уплаты транспортного налога административному ответчику были начислены пени в размере 5 427 рублей 43 копейки; административным истцом направлялось требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и пеней, которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.
Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления в отношении Сулоевой Т.В. , поскольку был пропущен в связи с введением в эксплуатацию новой информационной системы «АИС налог З». Данное нововведение повлияло на сроки взаимодействия структурных подразделений внутри налогового органа и затруднило обработку большого объема документов, необходимых для оформления в суды процессуальных документов о взыскании налогов с физических лиц. До 06.05.2016 года имела место неопределенность с части подведомственности заявлений о взыскании с физических лиц задолженности по налоговым платежам. При сложившихся обстоятельствах, а также в связи с отсутствием дополнительного финансирования на почтовые расходы, в 2016 году стало затруднительным выполнение требований подп. 1 п. 1 ст. 126 КАС РФ в целях подачи административного искового заявления о взыскании задолженности с физических лиц в предусмотренные НК РФ сроки.
Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сулоевой Т.В. задолженности по обязательным платежам и пеней. Определением мирового судьи судебного участка № 7 Борского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии указанного заявления было отказано.
В соответствии ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица полается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из абз.4 п.2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из требования 187286 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик должен был уплатить указанную задолженность в срок до 24.11.2015 года (л.д. 4).
Исходя из пункта 2 статьи 48 НК РФ, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованиями о взыскании с Сулоевой Т.В. задолженности по транспортному налогу и пени не позднее 24.05.2016 года.
Судом установлено, что определением мирового судьи судебного участка №7 Борского судебного района Нижегородской области от 13.07.2016 года административному истцу отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Сулоевой Т.В. задолженности по уплате транспортного налога и пени. Из данного определения следует, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 11.07.2016 года, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подано истцом с пропуском установленного срока.
Суд не может признать уважительной причиной пропуска срока направления иска в суд о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пеней, установленного ст. 48 НК РФ, то обстоятельство, что пропуск срока вызван введением в эксплуатацию новой информационной системы, которая затруднила обработку большого объема документов, необходимых для оформления в суды процессуальных документов о взыскании налогов с физических лиц, неопределенность с части подведомственности заявлений о взыскании с физических лиц задолженности по налоговым платежам, а также отсутствие дополнительного финансирования на почтовые расходы.
Кроме того, Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с иском в суд.
При наличии указанных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца о взыскании с Сулоевой Т.В. задолженности по уплате пеней по налогу на имущество, транспортного налога, пеней по транспортному налогу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода к Сулоевой Т.В. о взыскании задолженности по уплате налога и пеней – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья - И.Ю.Копкина