ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-364/18 от 10.09.2018 Медногорского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-364/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Романенко Н.А.,

при секретаре Невенчаной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Этманову Валентину Александровичу о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области (далее – МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в котором просит взыскать с Этманова ВА задолженность в сумме 30695 руб. 72 коп., в том числе: 19356 руб. 48 коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии; 1 148 руб. 49 коп. – пеня по страховым взносам на обязательное пен6сионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии; 225 руб. 28 коп. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС до 01.01.2017; 3796 руб. 85 коп. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС; 5151 руб. 00 коп. – НДФЛ; 987 руб. 62 коп. – пеня по НДФЛ.

Первоначальные исковые требования мотивированы теми обстоятельствами, что Этманов В.А. состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области и является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, ФФОМС и НДФЛ. Суммы страховых взносов, НДФЛ в установленный срок Этмановым В.А. не уплачены. В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. В адрес ответчика были направлены требования об уплате налога и пени от **.**.*****, от **.**.*****. Налогоплательщиком данные требования не исполнены.

В ходе рассмотрения гражданского дела административный истец уточнил исковые требования, заявил требования о взыскании с Этманова В.А. задолженности в размере 10190 руб. 75 коп., из которых 225 руб. 28 коп. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС до 01.01.2017, 3796 руб. 85 коп. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФМС до 01.01.2017; 5184 руб. 00 коп. – НДФЛ; 987 руб. 62 коп. – пеня по НДФЛ.

Обосновывая свои уточненные требования, указал, что задолженность ответчика в сумме * руб. * коп. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, * руб. * коп. – пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» признана безнадежной к взысканию, следовательно, взысканию в рамках данного дела не подлежит.

В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о его времени и месте, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Этманов В.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, в котором против удовлетворения требований возражал, обосновывая свои доводы следующим. Административный ответчик считает, что в силу ст. ст. 6, 7, 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ, недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, признаются безнадежными к взысканию. И списываются налоговым органом. Списание налоговым органом производится самостоятельно. Считает, что налоговый орган в нарушение названного Федерального закона недоимку не списал, в связи с чем **.**.**** он был вынужден обратиться с заявлением в адрес руководителя МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области. Согласно ответу налогового органа списание задолженности невозможной к взысканию по страховым взносам, числящимся по состоянию на 01.01.2017 будет произведено при реализации данной возможности в программном комплексе налогового органа, о чем административный ответчик будет уведомлен дополнительно. Однако, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности. Отсутствие задолженности также подтверждается актом совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от **.**.****
*. Также считает необоснованным указание о наличии задолженности по налогу на доходы физических лиц, поскольку **.**.**** указанный налог им был уплачен в сумме * руб. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо ГУ – Управление Пенсионного фонда России в г. Гае Оренбургской области (межрайонное), извещенный надлежащим образом о его времени и месте, не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что Этманов В.А. <данные изъяты> с **.**.**** и является плательщиком страховых взносов в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017. На основании ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Этманову В.А. за **** года были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере * руб. * коп. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере * руб. * руб. По состоянию на **.**.**** суммы недоимки Этмановым В.А. не уплачены. После 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов переданы в МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области.

С учётом указанного, и в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся сторон, явка которых судом не признана обязательной.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Аналогичные требования закреплены в ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1ст. 23 НК РФ.

Согласно ст. 13 НК РФ одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статьёй 209 установлено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений ст. 227 НК РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено судом, Этманов В.А. является <данные изъяты>. Этмановым В.А. **.**.**** в МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за **** год. Согласно представленной декларации по НДФЛ, исчисленный налог на доходы физических лиц за **** год, подлежащий к уплате не позднее **.**.**** (**.**.****, **.**.**** - выходные дни), составил * руб. * коп.

Однако налогоплательщик сумму налога на доходы физических лиц за **** год в срок, установленный законодательством, не оплатил.

В адрес Этманова В.А. налоговым органом направлялись требования № * от **.**.****, № * от **.**.****.

Также из представленного суду расчета начисления пени усматривается, что на основании ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога на доходы физических лиц Этманову В.А., а также по ранее имеющейся задолженности по налогу были начислены пени за период с **.**.**** по **.**.**** в размере * руб. * коп.

Доводы ответчика о том, что им **.**.**** был уплачен НДФЛ в размере * руб. суд признает несостоятельными, поскольку согласно приложенному в материалы дела чеку-ордеру от **.**.**** Этмановым В.А. произведена оплата в размере * руб. на КБК *, на который зачисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года).

Таким образом, суд считает, что начисления произведены административным истцом в соответствии с законом, требования подтверждаются представленными документами и являются обоснованными.

Как установлено судом, на основании п. 2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Этманов В.А. являлся плательщиком страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, установленным ст. 14 данного Федерального закона. Названный закон утратил силу с 01.01.2017. Вместе с тем, Этманов В.А. имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС до 01.01.2017.

Так, согласно п. 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определялся как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ тариф страхового взноса в ФФОМ с 1 января 2012 года составляет 5,1 %.

На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Доводы административного ответчика об отсутствии задолженности по страховым взносам с обоснованием своей позиции на акт сверки расчетов с налоговым органом, на положения Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ суд не может принять во внимание, поскольку судом установлено, что страховые взносы в ФФОМС в фиксированном размере Этмановым В.А. не уплачены.

Из материалов дела усматривается, что в адрес ответчика заказной корреспонденцией направлялись требование об уплате налога № * от **.**.**** в срок до **.**.****. Требование ответчиком оставлено без исполнения.

В силу п. 4ст. 52 НК РФв случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно данной норме налоговый орган обязан списать недоимку налогоплательщика по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам. При этом, для недоимок по взносам установлен предел, который определен ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В установленный срок налоговым органом подано заявление мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей.

Мировым судьей судебного участка 1 г. Медногорска Оренбургской области вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с ответчика.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской области 18.04.2018 отменен судебный приказ в связи с тем, что от должника в установленный срок поступило возражение с просьбой отменить судебный приказ, со ссылкой на то, что не согласен с сумой задолженности.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В то же время, согласно п. 3ст. 48 НК РФтребование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Не позднее шести месяцев со дня отмены судебного приказа МРИ ФНС России № 8 по Оренбургской области обратилась в Медногорский городской суд с административным исковым заявлением к Этманову В.А.

Налоговым органом суду представлены сведения (реестры отправления заказной корреспонденции) о том, что Этманову В.А. налоговые уведомления направлялись по почте заказным письмом с уведомлением, что соответствует требованиям ст. 52 НК РФ.

В силу п. 4ст. 52 НК РФв случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней, с даты направления заказного письма.

По утверждению истца указанные в иске суммы административным ответчиком на момент подачи административного иска в суд уплачены не были. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено, как не представлено иного расчета суммы задолженности. При таких обстоятельствах суд, учитывая, что представленные административным истцом расчеты соответствуют требования действующего законодательства, считает требования административного истца о взыскании с Этманова В.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС до 01.01.2017, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд признает заявленные налоговым органом исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Нормами ст. 103-104 КАС РФ, главы 25.3 НК РФ установлен порядок уплаты и возврата государственной пошлины при обращении с иском в суд, порядок распределения между сторонами понесенных судебных расходов.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая, что административный истец (Межрайонная ИФНС РФ № 8 по Оренбургской области) при обращении с иском в суд в защиту государственных интересов в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины, последняя в размере 407 руб. 63 коп. подлежит взысканию с ответчика Этманова В.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области к Этманову Валентину Александровичу о взыскании обязательных платежей - удовлетворить.

Взыскать с Этманова Валентина Александровича в соответствующий бюджет задолженность в сумме 10190 руб. 75 коп., из которых налог на доходы физических лиц 5181 руб. 00 коп., пени по налогу на доходы физических лиц - 987 руб. 62 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС до 01.01.2017, - 3 796 руб. 85 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС до 01.01.2017, - 225 руб. 28 коп.

Взыскать с Этманова Валентина Александровича государственную пошлину в размере 407 руб. 63 коп. в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Медногорский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Медногорского городского суда подпись Н.А. Романенко

Справка: решение в окончательной форме составлено 15.09.2018.

Судья Медногорского городского суда подпись Н.А. Романенко

.