ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-364/2021 от 12.07.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-364/2021

УИД 27RS0009-01-2021-000545-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Казановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Комсомольского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комсомольского района обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с указанным заявлением, ссылаясь на то, был проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района законодательства о представлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе, инвестиционной деятельности, в результате которого были выявлены нарушения ответчиком требований Федерального Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, выразившееся в необеспечении администрацией поселения возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронной виде. Распоряжением Администрации Ягодненского сельского поселения от 28.12.2018 г. № 39-р утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Ягодненского сельского поселения. Однако, мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе, инвестиционной деятельности, показал, что до настоящего времени муниципальные услуги административным ответчиком в электронной форме не оказываются. На Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения. На Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края также отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения. 09.09.2020 г. главе Ягодненского сельского поселения прокурором было внесено представление № 2-25-2020/235. По мнению ответчика, отсутствие в административных регламентах указания на предоставление муниципальной услуги в электронном виде, освобождает его от необходимости обеспечения гражданам доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также освобождает от обязанности обеспечить гражданам возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, включая инвестиционную деятельность, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного и муниципального служащего и заявителя, что исключить возможность установления коррупционных связей. Отсутствие у граждан возможности получения муниципальных услуг в электронной форме препятствует достижению целей национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019 г., который реализуется через соответствующий региональный проект в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 02.05.2012 № 139-пр. Кроме того, непринятие ответчиком мер по дистанционному оказанию муниципальных услуг в период функционирования режима повышенной готовности, введенного распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 г. № 120-рп «О введении режима повышенной готовности», в нарушение Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», создает угрозу жизни и здоровья людей. Просит незаконным бездействие Администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района, выразившееся в не ведении реестра муниципальных услуг; в не обеспечении доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; в не обеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а официального сайта администрации Ягодненского сельского поселения; возложить на администрацию Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района обязанность, в течение одного года со дня вступления в законную силу данного решения суда, обеспечить: - ведение реестра муниципальных услуг; - доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; - возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем: - размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; - обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; - обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); - обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Хабаровского края Казанова Ю.В., заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что административный ответчик - администрация Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных прокурором требований не представил, явка ответчика не признана судом обязательной, то имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п.1, 2 ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с п.2 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ч.4 ст. 29 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Из Приложения № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 г. № 1993-р следует, что в соответствии с этапом V, обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом, должно быть обеспечено до 1 января 2014 г.

В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что Распоряжением Администрации Ягодненского сельского поселения от 28.12.2018 г. № 39-р утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Ягодненского сельского поселения.

Прокуратурой Комсомольского района был проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района законодательства о представлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в результате которого были выявлены нарушения ответчиком требований Федерального Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в том, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует сведения о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения. На Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края также отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения. Муниципальные услуги в электронном виде с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала, не оказываются. Ответчиком не ведётся реестр муниципальных услуг.

Как следует из ответа администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского района на представление прокурора, ст. 10 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривает предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг Хабаровского края. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края предполагают возможность их предоставления за счет: - электронной почты администрации сельского поселения; СМЭВ-информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организация; - ССТУ.РФ общероссийский прием граждан; - через официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения имеется возможность отправления обращения, запроса документов в электронном виде. Перечень предоставления муниципальных услуг администрацией Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края размещен на официальном сайте администрации Ягодненского сельского поселение Комсомольского муниципального района Хабаровского края, что обеспечивает доступ к информации о предоставляемых муниципальных услугах Ягодненского сельского поселения. Кроме того, администрацией сельского поселения ведутся работы по размещению сведений о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения на Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края (услуги 27).

В соответствии с ч.1, 6,7 ст. 11 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Доводы административного ответчика о том, что администрацией Ягодненского сельского поселения обеспечена возможность представления всех муниципальных услуг за счет: - электронной почты администрации сельского поселения; СМЭВ-информационной системы; ССТУ.РФ - общероссийский прием граждан; официального сайта администрации Ягодненского сельского поселения, суд находит не состоятельными, поскольку такой способ предоставления услуг не позволяет в полной мере реализовать права граждан на получение государственных и муниципальных услуг способами, предусмотренными Федеральным Законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ требованиям.

Кроме того, на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также на Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края до настоящего времени отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Ягодненского сельского поселения.

Таким образом, за весь период действия Федерального Закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ административный ответчик не предпринимал мер к выполнению его положений, указанных выше, чем допустил незаконное бездействие.

Поскольку указанное бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о признании бездействия ответчика незаконным и о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд считает необходимым предоставить ответчику для выполнения требований об устранении выявленных прокурором нарушений законодательства, срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края (681087, Хабаровский край, Комсомольский район, п. Ягодный, ул. Школьная, д. 10, ОГРН 10227000758520, дата внесения сведений в ЕГРЮЛ 18.11.2002), выразившееся в не ведении реестра муниципальных услуг; в не обеспечении доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; в не обеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а официального сайта администрации Ягодненского сельского поселения.

Возложить на администрацию Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность, в течение одного года со дня вступления в законную силу данного решения суда, обеспечить: - ведение реестра муниципальных услуг; - доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Ягодненского сельского поселения; - возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем: - размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; - обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; - обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); - обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме - 16 июля 2021 г.

Судья