ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3651/2017 от 16.01.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-465/2018 16 января 2018 года

в г. Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца – ст.помощника Тосненского городского прокурора Барышниковой Л.Н.,

представителя административного ответчика ФИО1,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тосненского городского прокурора к администрации Нурминского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

установил:

Тосненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной Тосненской городской прокуратуры проверки установлено, что в Нурминском сельском поселении отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления ритуальных услуг и организацию похоронного дела, не создана специализированная служба в сфере похоронного дела, иным образом вопросы, связанные с организацией работы по предоставлению населению гарантированного перечня ритуальных услуг на территории поселения, администрацией муниципального образования не решены. Хозяйственную деятельность в сфере похоронного дела на территории Нурминского сельского поселения осуществляет ИП ФИО2 в соответствии с договором на право хозяйственной деятельности в сфере ритуальных услуг от 05.01.2015.

Тосненской городской прокуратурой на имя главы администрации Нурминского сельского поселения ранее вносилось представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства от 26.05.2016. В представлении указывалось на необходимость принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления ритуальных услуг и организацию похоронного дела; создании в поселении специализированной службы в сфере похоронного дела; необходимость постановки на кадастровый учёт земельных участков, на которых расположены кладбища; необходимость соблюдения требований антимонопольного законодательства при заключении договоров с хозяйствующими субъектами в сфере оказания ритуальных услуг. Из ответа администрации Нурминского сельского поселения от 29.06.2016 следует, что представление рассмотрено и признано обоснованным; виновные должностные лица администрации поселения привлечены к дисциплинарной ответственности, ответственным должностным лицам администрации указано на необходимость устранения выявленных нарушений. Однако до настоящего времени специализированная служба по оказанию ритуальных услуг в Нурминском сельском поселении не создана. Наличие в поселении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ритуальные услуги на коммерческой основе, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела для предоставления населению гарантированного перечня ритуальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Бездействием администрации Нурминского сельского поселения, выразившимся в самоустранении от предусмотренной законом обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушаются гарантированные законом права неопределенного круга лиц, права родственников и близких умершего на безвозмездное получение гарантированных услуг по погребению, поскольку такая специализированная служба осуществляет функции исполнителя волеизъявления умершего, оказывает гарантированные законом услуги по погребению лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена, и иные функции, предусмотренные статьями 6, 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (л.д.2-5).

В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил административный иск требованием о признании незаконным бездействия администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области в части непринятия мер по созданию в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела (л.д.63).

В судебном заседании представитель административного истца Барышникова Л.Н. поддержала административный иск, пояснила, что необходимо, чтобы населению оказывался гарантированный перечень услуг, который предусмотрен законом. Возможен вариант заключения контрактов со специализированными организациями. Поскольку ни одной специализированной службы не создано, контракты не заключены, население не получает гарантированный перечень услуг.

Администрация Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что специализированная служба по вопросам похоронного дела ею не создавалась. Создание такой службы в виде самостоятельного хозяйствующего субъекта законодательством не предусмотрено. В соответствии с практикой применения законодательства создание специализированной службы в виде самостоятельного хозяйствующего субъекта нарушает права неопределенного круга лиц, а также хозяйствующих субъектов в сфере похоронного дела. Преимущественным является размещение муниципального заказа в соответствии с законодательством о муниципальном заказе. Права граждан на получение услуг по гарантированному перечню реализуются путем заключения договора с хозяйствующим субъектом, в рамках действующего законодательства о муниципальном заказе при необходимости. За последние три года никто в администрацию по вопросам, относящимся к компетенции специализированной службы в области похоронного дела – оказания гарантированного перечня услуг по захоронению, не обращался, жалобы в прокуратуру не направлялись. Возмещение затрат на гарантированный перечень услуг не относится к расходной части бюджета сельского поселения. Порядок выбора специализированной организации на конкурсной основе не установлен действующим законодательством. Расходы на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела не относятся к бюджетным обязательствам органов местного самоуправления поселений, не обусловлены полномочиями, возложенными на органы местного самоуправления поселений Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия по вопросу создания специализированной службы администрации не передавались, финансирование за счёт средств федерального бюджета также не осуществляется. То, что это не является полномочием органов местного самоуправления, подтверждается также и тем, что компенсация услуг по оказанию гарантированного перечня в области похоронного дела не осуществляется за счёт средств местных бюджетов. На сегодняшний день Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ, на что указано в разъяснении Федеральной антимонопольной службы от 30.09.2009 №АК/34001.

Представитель административного ответчика ФИО1 административный иск не признала, пояснила, что создание специализированной организации в области похоронного дела не относится к организации похоронных услуг.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Согласно ст.25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п.1 ст.29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п.4 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).

Из положений ст.29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Из Положения о погребении и похоронном деле в Нурминском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области, утвержденном постановлением администрации данного муниципального образования от 02.10.2017 №136, следует, что погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой. Специализированная служба создаётся администрацией поселения в виде муниципального предприятия или учреждения, либо выбирается администрацией поселения на конкурсной основе путём размещения муниципального заказа из числа хозяйствующих субъектов любой организационно-правовой формы, оказывающих ритуальные услуги. Услуги по погребению, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываются супругу(е), близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службой на безвозмездной основе (п.п.3.1 и 3.2 – л.д.19, 21-22).

Однако вышеуказанные пункты Положения не реализованы, специализированная служба в Нурминском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области не создана и не выбрана на конкурсной основе из числа хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги. Из сообщения главы администрации ФИО3 от 19.10.2017 следует, что ответственным должностным лицом администрации является ведущий специалист ФИО4 Торги в 2017 году в сфере оказания ритуальных услуг не проводились, деятельность в данной сфере осуществляет ИП ФИО2 на основании договора с 2008 года, данный договор действует до конца 2017 года, после чего будут проведены торги на заключение договора (л.д.35-36).

Постановлением администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 02.10.2017 №138 утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на захоронение и подзахоронение на общественных кладбищах Нурминского сельского поселения. Из этого Положения следует, что выдача таких разрешений осуществляется администрацией поселения (л.д.30-31).

По условиям муниципального контракта №5/17 от 09.01.2017, заключенного между администрацией Нурминского сельского поселения - заказчиком и МУП МО Тосненский район Ленинградской области «Центр Службы быта» – исполнителем, на исполнителя возложена обязанность по транспортированию в морг г.Тосно умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в соответствии с заявками правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, не имеющих моргов. Сроки оказания услуг с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д.15-16).

Из договора на право хозяйственной деятельности в сфере ритуальной службы от 26 декабря 2016 года, заключенного между администрацией Нурминского сельского поселения – заказчиком и индивидуальным предпринимателем ФИО2, следует, что подрядчик обязуется осуществлять хозяйственную деятельность на территории кладбища, расположенного в посёлке Нурма; обязан обеспечить систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора с территории кладбища; проведение работ по благоустройству и озеленению кладбища, соблюдение правил пожарной безопасности. Оплата хозяйственной деятельности подрядчика осуществляется за счёт средств, получаемых им от заказчиков (клиентов) за выполнение работ в сфере оказания ритуальных услуг населению по тарифам, согласованным с администрацией Нурминского сельского поселения. В перечень ритуальных услуг, оказываемых подрядчику населению, включены: услуги по транспортировке к месту захоронения; услуги по захоронению, изготовление гробов, траурных венков, искусственных цветов, гирлянд; заключение договора на организацию похорон и другие (л.д.13-14).

По сообщению муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тосненский район Ленинградской области «Центр Службы быта» от 19.12.2017 оно не наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела и не оказывает услуги по гарантированному перечню услуг по погребению согласно перечню услуг, утвержденному постановлением администрации МО Тосненский район Ленинградской области от 10.02.2017, в том числе захоронение на кладбищах г.Тосно и Тосненского района (л.д.51).

Из Устава данного предприятия следует, что помимо ритуальных услуг и подготовки (доработки) ритуальных принадлежностей для организации похорон, оно осуществляет другие виды деятельности, например, сбор заказов на ремонт и пошив обуви, сбор заказов на стирку белья, химчистку одежды. Оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению Уставом не предусмотрено (л.д.54-56).

Положения муниципального контракта №5/17 от 09.01.2017 не содержат условий, гарантирующих оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии со ст.9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".

В гарантированный перечень услуг по погребению входит:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Индивидуальный предприниматель ФИО2 оказывает перечисленные услуги населению за плату.

Поскольку в Нурминском сельском поселении Тосненского района Ленинградской области не создана специализированная служба по осуществлению погребения умерших и не выбрана на конкурсной основе из числа хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги; а также не имеется какой-либо организации, действующей на территории Тосненского района Ленинградской области, оказывающей на безвозмездной основе услуги по погребению; – администрация Нурминского сельского поселения не способна организовать обеспечение населения гарантированным перечнем услуг по погребению. Специалист администрации не может направить гражданина в какую-либо организацию за получением услуг из гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, либо сам связаться с такой организацией, ввиду отсутствия такой организации. Он может лишь направить гражданина в орган ЗАГС за оформлением свидетельства о смерти и выдать разрешение на захоронение либо подзахоронение на кладбищах Нурминского сельского поселения. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) такому гражданину не могут быть произведены на безвозмездной основе.

Отсутствие специализированной организации по вопросам похоронного дела, оказывающей услуги по погребению из гарантированного перечня на территории Нурминского сельского поселения, не позволяет гражданам сделать выбор в пользу такой организации, они вынуждены обращаться в организации, оказывающие услуги по погребению на коммерческой основе. Это нарушает права жителей поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе, и существующими хозяйствующими субъектами.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Требование создать специализированную службу по вопросам похоронного дела соответствует предписанию п.1 ст.29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и не является вмешательством в самостоятельное решение органом местного самоуправления вопросов местного значения. Понуждение административного ответчика к исполнению возложенной на него законом обязанности необходимо и соответствует интересам неопределенного круга лиц, не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.

Установление срока исполнения решения суда без учета особенностей порядка формирования статей бюджета, можно расценивать как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления по осуществлению установленных полномочий. Руководствуясь п.1 ч.3 ст.227 КАС Российской Федерации, суд считает наиболее правильным определить, что выявленное нарушение подлежит устранению в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать бездействие администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, заключающееся в непринятии мер по созданию в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела, не соответствующим нормам Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», нарушающим законные интересы неопределенного круга лиц, исковые требования Тосненского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области.

Установить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, Тосненскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (21 января 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись