Дело № 2а-3656/2021
44RS0001-01-2021-007018-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к УФССП по Костромской области, судебному приставу -исполнителю МОСП по ОВИП ФИО5, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Костромы обратилась в суд с иском, просят освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5 об исполнительском сборе от 21.01.2021 года, принятому к исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП, в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Свои требования мотивируют следующим.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы, действующего в интересах неопределенного круга лиц. На Администрацию города Костромы возложена обязанность в течение ... со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги от дома № до дома № по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». <дата> постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 возбуждено исполнительное производство №КИП. Определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> Администрации города Костромы была предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу №, сроком до <дата>. Определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> Администрации города Костромы предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу №, сроком до <дата>. Постановлением ведущего старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5 от <дата> исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. <дата> в адрес Администрации города Костромы поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО5 от <дата> о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрация города Костромы считает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа по следующим основаниям. Реализация вопросов местного значения в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является муниципальной нуждой и должна реализовываться посредством проведения процедуры торгов. Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, а также по строительству стационарных объектов может осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), что является длительной процедурой и включает в себя время, необходимое на сбор и подготовку аукционной документации, а также неоднократное проведение самих электронных аукционов, направленных на определение поставщика услуг и времени, необходимого для заключения контрактов. Процедура подготовки аукционной документации, сроки ее размещения на электронных площадках, а также сроки рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах и дальнейшее заключение муниципальных контрактов строго предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ. Таким образом, порядок, установленный данным Федеральным законом, а также процесс строительства объектов исключает возможность исполнить Администрацией города Костромы решение суда в установленные судом сроки. <дата> на официальном сайте государственных закупок (...) размещено извещение о проведении электронного аукциона № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей наружного освещения по <адрес> от дома № до дома №. Дата окончания принятия заявок - <дата>. Дата проведения аукциона в электронной форме <дата>. <дата> года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы и ООО «...» был заключен муниципальный контракт № (далее - Контракт) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей наружного освещения по <адрес> В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Контракта результат работ принят Управлением <дата>, что подтверждается актом от <дата>№. <дата> между МКУ города Костромы «СМ3 по ЖКХ» и ООО «...» был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по строительству сетей наружного освещения по <адрес> от дома № до дома № Работы по строительству стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от дома № до дома № по <адрес> выполнены <дата>, что подтверждается актом о приемки выполненных работ от <дата> и актом о приемки в эксплуатацию приемочной комиссии законченного объекта, утвержденного директором МКУ города Костромы «СМ3 по ЖКХ» ФИО4 от <дата>. Учитывая изложенное, решение суда исполнено Администрацией города Костромы в полном объеме в период предоставленной определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> отсрочки его исполнения, сроком до <дата>.
В судебном заседании административный истец не участвует, извещались, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, иск поддерживают, просят требования административного истца удовлетворить.
Административный ответчик – судебный пристав – исполнитель МОСП по ОВИП ФИО5 в судебном заседании не участвует, извещалась судом, причины неявки не сообщила.
Административный ответчик УФССП России по Костромской области своего представителя в суд не направили, извещались, причины неявки не сообщили, ходатайств не заявили.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судом по материалам дела и из пояснений сторон установлены следующие обстоятельства.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы, действующего в интересах неопределенного круга лиц. На Администрацию города Костромы возложена обязанность в течение ... со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги от дома № до дома № по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО3 возбуждено исполнительное производство №КИП.
Определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> Администрации города Костромы была предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу №, сроком до <дата>.
Определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> Администрации города Костромы предоставлена отсрочка исполнения решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата> по гражданскому делу №, сроком до <дата>.
Постановлением ведущего старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5 от <дата> исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
<дата> в адрес Администрации города Костромы поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области ФИО5 от <дата> о взыскании с Администрации города Костромы исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Суд считает, что в действиях должника в данном случае отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требования исполнительного документа по следующим основаниям.
Реализация вопросов местного значения в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является муниципальной нуждой и должна реализовываться посредством проведения процедуры торгов.
Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, а также по строительству стационарных объектов может осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), что является длительной процедурой и включает в себя время, необходимое на сбор и подготовку аукционной документации, а также неоднократное проведение самих электронных аукционов, направленных на определение поставщика услуг и времени, необходимого для заключения контрактов.
Процедура подготовки аукционной документации, сроки ее размещения на электронных площадках, а также сроки рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах и дальнейшее заключение муниципальных контрактов строго предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ.
Таким образом, порядок, установленный данным Федеральным законом, а также процесс строительства объектов исключает возможность исполнить Администрацией <адрес> решение суда в установленные судом сроки.
<дата> на официальном сайте государственных закупок (...) размещено извещение о проведении электронного аукциона № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей наружного освещения <адрес> от дома № до дома № Дата окончания принятия заявок - <дата>. Дата проведения аукциона в электронной форме <дата>.
<дата> между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> и ООО «...» был заключен муниципальный контракт № (далее - Контракт) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство сетей наружного освещения по <адрес> от дома № до дома №.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Контракта результат работ принят Управлением <дата>, что подтверждается актом от <дата>№. <дата> между МКУ города Костромы «СМ3 по ЖКХ» и ООО «...» был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по строительству сетей наружного освещения по <адрес> от дома № до дома №
Работы по строительству стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от дома № до дома № по <адрес> выполнены <дата>, что подтверждается актом о приемки выполненных работ от <дата> и актом о приемки в эксплуатацию приемочной комиссии законченного объекта, утвержденного директором МКУ города Костромы «СМ3 по ЖКХ» ФИО4 от <дата>.
Учитывая изложенное, решение суда исполнено Администрацией города Костромы в полном объеме в период предоставленной определением Свердловского районного суда города Костромы от <дата> отсрочки его исполнения, сроком до <дата>.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы Администрации г. Костромы о невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок и об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.
При этом, следует отметить, что Администрация г. Костромы является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится по статьям экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом.
Доказательств того, что требования исполнительного документа не исполнены в связи с недобросовестным поведением должника и при обстоятельствах, когда очевидно такое исполнение могло иметь место, суду не представлено.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При определении степени вины Администрации города Костромы в неисполнении решения суда в пятидневный срок, суд оценивает доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта, а также свидетельствующие о недостаточности средств местного бюджета города Костромы для незамедлительного исполнения судебного постановления.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы удовлетворить.
Освободить муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от <дата> судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО5 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья -
Полный текст решения изготовлен 26 октября 2021 года