Дело 2а-365/2021
УИД 03RS0049-01-2021-0000545-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2021 года с. Николо-Березовка РБ
Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гареевой А.У., при секретаре Васильевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к ФИО1о взыскании обязательных платежей и санкций, по встречному административному исковому заявлению ФИО1к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности и освобождении от уплаты страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 29 по РБ обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в обоснование иска указав, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхованием в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 29354 рублей за 2019 год; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 122,31 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6884 рублей за 2019 год; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 28,68 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; недоимка по транспортному налогу в размере 955,53 рублей за 2017, 2018 год; пени по транспортному налогу в размере 14,46 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 78,35 рублей за 2018 год; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,58 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; недоимка по земельному налогу в размере 565 рублей за 2017, 2018 год; пени по земельному налогу в размере 7,02 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по земельному налогу в размере 0.17 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, за ФИО1 числится задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 38010,10 рублей. Административный истец просил взыскать с ФИО1 вышеназванные суммы недоимок и санкций.
В последующем административный истец уточнил исковые требования в части взыскания с административного ответчика транспортного налога, указав, что недоимка по транспортному налогу составила 205,53 рублей за 2017 год; пени по транспортному налогу в размере 10,94 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма задолженности составила 37256,58 рублей.
ФИО1 подан встречный иск к Межрайонной ИФНС России № по РБ об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности и освобождении от страховых взносов. В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательская деятельность ею не велась с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается налоговой декларацией за 2015, 2016, 2017, 2018 годы. ДД.ММ.ГГГГ она родила ребенка и обратилась в УПФР с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов на период по уходу за ребенком до трех лет. УПФР <адрес> вынесено решение об освобождении последней от уплаты страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в освобождении от уплаты страховых взносов отказано, по причине отсутствия оснований (возраст ребенка превышает 1,5 года). ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился второй ребенок, она обратилась в ИФНС № по РБ с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что получила освобождение на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Считает, что она должна быть освобождена от уплаты страховых взносов до достижения ребенком трех лет, поскольку иное ставит ее в неравное положение по сравнению с другими страхователями и застрахованными лицами, влечет дискриминацию женщин, самостоятельно обеспечивающих себя работой, находящихся в предусмотренном законом отпуске, не имеющих доходов в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности. Просила установить факт неосуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ИФНС № 29 по РБ освободить ее от уплаты страховых взносов за указанные периоды.
Представитель административного истца, административного ответчика по встречному иску Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ, ФИО5, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, показала, что С-ных была освобождена от уплаты страховых взносов до достижения ребенком полутора лет, после ответчик должна была оплачивать взносы, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя предполагает принятие им определенных обязанностей и рисков, транспортный налог рассчитывался по ставке 10% за 2017 год, на основании закона РБ № 365-з С-ных представлена льгота за 2018-2019 годы, налог на имущество за 2018 год рассчитан в соответствии со ст. 403 НК РФ, льгота предоставлена с 2020 года по решению совета сельского поселения, по земельному налогу льгота также предоставлена с 2020 года по решению совета сельского поселения, в удовлетворении встречных требований просила отказать, представила возражения.
Административный ответчик, административный истец по встречному иску ФИО1 в судебном заседании исковые требования МРИФНС России № 29 по РБ не признала, суду показала, что она как индивидуальный предприниматель должна быть освобождена от уплаты страховых взносов, не претендует на зачисление указанных периодов в страховой стаж, согласно закону РБ № 27-з от 24.12.2018 года многодетные семьи освобождаются от уплаты транспортного налога, также имеются льготы по земельному налогу и налогу на имущество, поддержала встречные исковые требования, просила в иске отказать, поскольку истекли сроки обращения административного истца в суд.
Представитель заинтересованного лица ГУ - Управления Пенсионного фонда России в Краснокамском районе на судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен, просил рассмотреть дело без участия представителя.
На основании ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена п.1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.
В соответствии с п.4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течении восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ч.6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ч. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
До 01.01.2017 года отношения по уплате страховых взносов были урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ».
С 01.01.2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование перешло от Пенсионного фонда в ведение Федеральной налоговой службы в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно ст.432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно п.5 ст.430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность, а потому являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами административного дела подтверждается, что ФИО1 имеет личный кабинет налогоплательщика, и посредством данного информационного ресурса поставлена в известность о необходимости уплаты налога, погашения налоговой задолженности, о чем ей были направлены требования. Указанные обстоятельства подтверждаются копией скриншота личного кабинета налогоплательщика ФИО1, из которого следует, что требование, на основании которого ей выставлена недоимка, взыскиваемая в рамках настоящего дела, просмотрена.
Судом установлено, что за ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 29354 рублей за 2019 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 6884 рублей за 2019 год.
В силу ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п.4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течении восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно положениям ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым органом за несвоевременную уплату страховых взносов ответчику исчислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 122,31 рублей за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 28,68 рублей за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчиком не уплачены, доказательств иного, как того требует ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.
Разрешая встречные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и освобождении от страховых взносов, суд приходит к следующему.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
В соответствии с п. 7 ст. 430 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Данная норма содержит отсылку к положениям статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающим зачет в страховой стаж отдельных периодов (при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, осуществляя которую гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию).
Таким образом, индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Период нахождения индивидуальных предпринимателей в отпуске по уходу за ребенком с полуторагодовалого возраста до достижения им возраста трех лет в упомянутый перечень статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ не включен.
Судом установлено, что в период осуществления предпринимательской деятельности у ФИО1 родились дети, а именно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ГУ Управления Пенсионного фонда в <адрес>, ФИО1 была освобождена от уплаты страховых взносов в ПФР до достижения ребенком 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик также была освобождена от уплаты страховых взносов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 28.12.2013 года № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» до достижения ребенком 1,5 лет.
Следовательно, ФИО1 была освобождена от уплаты страховых взносов на каждого ребенка до полутора лет.
Таким образом, учитывая, что период нахождения индивидуальных предпринимателей в отпуске по уходу за ребенком с полуторагодовалого возраста до достижения им возраста трех лет не поименован в пункте 7 статьи 430 Налогового кодекса, и то, что факт временного нахождения индивидуального предпринимателя в декретном отпуске сам по себе не свидетельствует об отсутствии у него возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе через представителей, поэтому данные плательщики не освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы за себя в указанный период.
Требования ФИО1 об освобождении ее от уплаты страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ до рождения первого ребенка, то есть период беременности - в течение 70 календарных дней до родов, суд считает не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности п. 7 ст. 430 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки ФИО3» в перечень периодов, за которые возможно освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, не включен период беременности - в течение 70 календарных дней до родов. При этом данный период в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть зачтен в страховой стаж в случае получения пособия по обязательному социальному страхованию на основании листка временной нетрудоспособности.
Однако право на получение страхового обеспечения в виде пособия по беременности и родам предоставлено только застрахованным лицам, т.е. лицам, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, лица, работающие по трудовым договорам, государственные и муниципальные служащие и некоторые другие категории граждан (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Учитывая особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей, отличающие их от лиц, работающих по трудовому договору, федеральный законодатель предусмотрел для них возможность добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 3 статьи 2, статья 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Тем самым при вступлении в эти отношения и уплате страховых взносов они приобретают статус застрахованного лица и при наступлении страхового случая (в том числе беременности и родов) с соблюдением предусмотренных названным Федеральным законом условий могут претендовать на получение пособия по беременности и родам как вида страхового обеспечения (пункт 1 части 1 статьи 4.3, часть 5 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Право на пособие подтверждается листком нетрудоспособности, который может быть выдан только застрахованным лицам и, следовательно, индивидуальным предпринимателям выдается лишь в случае, если они добровольно вступили в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года N 624н).
Однако если для работающих по трудовому договору листок нетрудоспособности подтверждает не только факт наступления страхового случая и возникновения права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, но и право на освобождение от исполнения трудовых обязанностей - предоставление отпуска по беременности и родам установленной продолжительности, то для индивидуальных предпринимателей, добровольно участвующих в правоотношениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - с учетом особенностей их правового статуса - юридическое значение листка нетрудоспособности ограничивается лишь подтверждением права на пособие по обязательному социальному страхованию, в частности на пособие по беременности и родам, и не порождает правовых последствий в виде презумпции прекращения на период получения пособия предпринимательской деятельности. В связи с этим освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в период беременности в течение 70 календарных дней до родов возможно лишь посредством государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах встречные исковые требования ФИО1 суд считает не подлежащими удовлетворению.
Далее.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за административным ответчиком зарегистрированы следующие объекты налогообложения, в том числе:
автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с ДД.ММ.ГГГГ,
земельный участок, кадастровый номер №, адрес<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ,
земельный участок, кадастровый номер № адрес: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ,
жилой дом, кадастровый номер №, адрес <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 имеет на иждивении четверых несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Положениями п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ ФИО1 начислен транспортный налог. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ год года с сообщением о необходимости уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
Требованием № от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога и числящейся за ним по состоянию на указанную дату задолженности в сумме 750 рублей и пени в сумме 10,98 рублей, налоговый орган потребовал погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2017 год с учетом частичной уплаты составила 250 рублей, пени по транспортному налогу в размере 10,94 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 2 ст. 3 Закона Республики Башкортостан «О транспортном налоге» № 365-з от 27.11.2002 года, от уплаты налога освобождаются один из родителей (усыновитель) либо опекун (попечитель) в семье, которая признается многодетной в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан", по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, а также по автобусам с мощностью двигателя до 125 лошадиных сил включительно - по выбору за одно транспортное средство каждого типа (абзац введен Законом РБ от 24.12.2018 N 27-з).
Семье ФИО1, как многодетной за 2018-2019 года предоставлена льгота по транспортному налогу.
В соответствии с п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч.1 ст. 389, ст. 390 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ ФИО1 также начислены земельный налог и налог на имущество. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с сообщением о необходимости уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ, а также налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с сообщением о необходимости уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ.
Требованием № от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога и числящейся за ним по состоянию на указанную дату задолженности в сумме 429 рублей и пени в сумме 6,38 рублей, налоговый орган потребовал погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, также требованием № от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате земельного налога и налога на имущество числящейся за ним по состоянию на указанную дату задолженности и пени, налоговый орган потребовал погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании п. 1 ст. 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 6.1 вышеназванной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Таким образом, задолженность по налогу на имущество за 2018 год с учетом вышеприведенных норм, общей федеральной льготы, предусмотренной ст. 403 Налогового кодекса РФ, а также частичной оплаты составила 78,35 рублей, пени в размере 0,58 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пп. 10 ч. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Таким образом, задолженность по земельному налогу за 2017 год с учетом вышеприведенных норм составила 429 рублей, за 2018 год – 136 рублей, пени в размере 7,02 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени в размере 0,17 рублей за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Касаемо доводов ФИО1 о действующих льготах на земельный налог и налог на имущество, начиная с налогового периода 2018 года, суд учитывает, что земельный налог и налог на имущество являются местными налогами, представительными органами муниципального образования дополнительные налоговые льготы по уплате налога на имущество и земельного налога гражданам имеющих трех и более детей в спорные периоды не установлены.
Решением Совета сельского поселения Николо-Березовский сельсовет муниципального района Краснокамский район РБ «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Николо-Березовский сельсовет муниципального района Краснокамский район РБ» № 31 от 25.11.2019 года, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц родители в многодетных семьях, имеющих трех и более детей (п.3) указанное решение вступает в силу после 01.01.2020 года.
Также Решением Совета сельского поселения Николо-Березовский сельсовет муниципального района Краснокамский район РБ «Об установлении земельного налога № 30 от 25.11.2019 года, освобождены от уплаты земельного налога родители в многодетных семьях, имеющих трех и более детей (п.3) указанное решение вступает в силу с 01.01.2020 года.
Уточненным уведомлением о предоставлении налоговой льготы Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ ФИО1 установлены налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ.
Размер взыскиваемых налоговым органом обязательных платежей рассчитан правильно, какие-либо доказательства, что административный ответчик надлежащим образом исполнил обязанность по уплате взыскиваемых налогов, отсутствуют.
Рассматривая доводы административного ответчика ФИО1 об истечении срока для взыскания налоговых платежей, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного истца превысила 3000 рублей после требования N 1500, срок исполнения которого - до 07 февраля 2020 года.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу и пени ДД.ММ.ГГГГ. Мировым судьей судебного участка по Краснокамскому району РБ выдан судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций в размере 38636 рублей.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от ФИО1
После отмены судебного приказа административный истец в обратился в Краснокамский межрайонный суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, установив, что в период шестимесячного срока исполнения требований налогового органа ответчик не исполнил обязательства, а необходимость обращения в суд с требованиями возникла уже после прекращения статуса ответчика как индивидуального предпринимателя, суд, приходит к выводу, что нарушений сроков, предусмотренных ст. 48 НК РФ на обращение в суд не установлено.
С учётом изложенного требования налогового органа, суд считает подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании изложенного суд взыскивает с административного ответчика ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1317,69 рублей, от уплаты которой при обращении в суд с настоящим иском административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к ФИО1о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан задолженность в сумме 37256, 58 рублей, в том числе по:
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 29354, 00 рублей за 2019 год;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 122,31 рублей за период с 01.01.2020 по 20.01.2020;
страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 6884, 00 рублей за 2019 год;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 28,68 рублей за период с 01.01.2020 по 20.01.2020;
недоимку по транспортному налогу в размере 205,53 рублей за 2017 год;
пени по транспортному налогу в размере 10,94 рублей за период с 04.12.2018 по 30.01.2019;
недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 78,35 рублей за 2018 год;
пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,58 рублей за период с 03.12.2019 по 24.12.2019;
недоимку по земельному налогу в размере 565,00 рублей за 2017,2018 год;
пени по земельному налогу в размере 7, 02 рублей за период с 04.12.2018 по 24.12.2019;
пени по земельному налогу в размере 0,17 рублей за период с 02.12.2019 по 24.12.2019.
Взыскать с ФИО1государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1317,69 рублей.
В удовлетворении встречного административного искового заявления ФИО1к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по РБ об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности и освобождении от уплаты страховых взносов, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом через Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2021 года.
Председательствующий судья: А.У. Гареева