ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-365/2022 от 31.01.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-365/2022

УИД 75RS0001-02-2021-009411-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года г.Чита

Судья Центрального районного суда города Читы Шестаков Д.А. рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю к Вишнякову Д.В о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, транспортному налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в лице представителя по доверенности Пахалуевой В.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующее. Административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов. Административным истцом в отношении административного ответчика выставлялись требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам, транспортному налогу, пени. В связи с тем, что в установленные в требованиях сроки административным ответчиком соответствующая задолженность уплачена не была, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 560,73руб, пени по нему в размере 4248,05руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018-2019 гг. в размере 11885,35руб., пени по нему в размере 387,07руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018-2019гг. в размере 77344,42руб., пени по нему в размере 1973,23руб., по транспортному налогу в размере 2800руб., пени по налогу в размере 75,45руб.

Протокольным определением произведена замена административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю.

Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял.

Административный ответчик Вишняков Д.В. в суд не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном порядке, просил рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного производства по правилам гл.33 Кодекса административного производства РФ.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с п.1 ст.423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год.

Статьей 425 Налогового кодекса РФ установлены тарифы страховых взносов.

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подп.подп. 1 и 3 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8AE185447728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B"п.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8AE185447728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B" 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8AE185447728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B"ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8AE185447728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B" 45 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8FE0864374759E468FF5B21507FAB74B7867638E49XEj6B" 2 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8FE0864374759E468FF5B21507FAB74B7867638E49XEj6B"ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8FE0864374759E468FF5B21507FAB74B7867638E49XEj6B" 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8CE6844D7728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B" 1 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8CE6844D7728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B"ст.HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=659FF56C814D13F781BBE562CD1DC9D625C5A4AC7F3A587A291E53AA8C55D13616387C8CE6844D7728C4568BBCE71C19FEAB55787960X8j7B" 70 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

При нарушении сроков уплаты налога, согласно ч. 1 - 3 ст.75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.

В силу п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Из материалов дела следует, что Вишняков Д.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и являлся плательщиком страховых взносов.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, пени ему выставлены требования S01170026362 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым у него имелась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, транспортному налогу, пени по ним.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика мировым судьей судебного участка №2 Центрального судебного района г. Читы вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по страховым взносам, задолженность по транспортному налогу и пени по нему, который по заявлению Вишнякова Д.В. отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Сроки исполнения требований указаны до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В данном случае в порядке приказного судопроизводства налоговая инспекция должна была обратиться в течение шести месяцев со дня истечения указанных сроков, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Вместе с тем, в порядке приказного производства налоговая инспекция обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском штампа учета входящей корреспонденции судебного участка №2 Центрального района г. Читы, то есть с пропуском срока.

Требование о взыскании транспортного налога за 2018 год и пени по нему не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ должна была быть исполнена Вишняковым Д.В. не позднее ДД.ММ.ГГГГг., днем выявления недоимки следует считать ДД.ММ.ГГГГг., то есть следующий день после наступления срока уплаты транспортного налога. Требование об уплате транспортного налога должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, требование об уплате транспортного налога, пени было направлено налоговым органом в адрес Вишнякова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ.

При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

Данный вывод следует из разъяснений Конституционного Суда РФ в Определении от 22 апреля 2014 г. N 822-0, согласно которым нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.) также разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4,6 статьи 69, пунктами 1-2 статьи 70, статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате налогов, страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48,69,70 Налогового кодекса РФ.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате налогов, страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48,69,70 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).

Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию задолженности по транспортному налогу за 2018 и пени, к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (22 марта 2021 г.) истек.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в суде не приведено.

При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.

При этом суд принимает во внимание, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и подачи его в суд в указанный срок.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 15 дней со дня его получения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.

Решение может быть отменено судом, принявшим решение, по ходатайству заинтересованного лица, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлечённого к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судья Шестаков Д.А.