Дело № 2а-365/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Невельский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Асмадяровой Е.Л.,
при секретаре – Панченко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Невельского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Невельский городской округ», муниципальному унитарному предприятию «Невельские районные электрические сети» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести ремонт ветхой линии электропередачи,
у с т а н о в и л :
20.04.2023 Невельский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Невельский городской суд Сахалинской области с настоящим административным иском к администрации МО «Невельский городской округ», МУП «Невельские районные электрические сети» (далее – МУП «НРЭС»), указывая, что с 06.12.2019 в собственности МО «Невельский городской округ» находится ветхая воздушная линия электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> км., расположенная по адресу: <адрес>. 10.12.2019 эта линия электропередачи передана МО «Невельский городской округ» в хозяйственное ведение МУП «НРЭС». Несмотря на ветхое состояние, капитальный ремонт данной воздушной линии электропередачи до настоящего времени (в течение 3,5 лет) ответчиками (органом местного самоуправления МО «Невельский городской округ» и муниципальным унитарным предприятием МО «Невельский городской округ») не проведен.
В связи с этим в административном исковом заявлении Невельский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, поставил требования о признании незаконным бездействия администрации МО «Невельский городской округ» и МУП «НРЭС» по не проведению ремонта ветхой линии электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> км., расположенной по <адрес>; возложении на администрацию МО «Невельский городской округ» и МУП «НРЭС» обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт ветхой линии электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> км., расположенной по <адрес>.
В судебном заседании административный истец – Невельский городской прокурор в лице помощника прокурора Ким Е.В. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске фактическим и правовым основаниям, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представители административных ответчиков администрации МО «Невельский городской округ» – ФИО1, МУП «НРЭС» – ФИО2, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями Невельского городского прокурора не согласились, просили отказать в их удовлетворении. В обоснование своих возражений относительно иска указали, что ответчики не допускали незаконного бездействия при эксплуатации указанной выше ветхой воздушной линии электропередачи и организации проведения ее капитального ремонта, с декабря 2019 года принимали и принимают все возможные меры для поддержания этого объекта в техническом состоянии, пригодном для безопасной, непрерывной эксплуатации, а также для получения целевых денежных средств (в значительном размере) из бюджета Сахалинской области, необходимых и достаточных для проведения капитального ремонта данного объекта. Капитальный ремонт этой ветхой воздушной линии электропередачи не был своевременно проведен исключительно в связи с отсутствием соответствующего финансирования из регионального бюджета.
Представители заинтересованных лиц – министерства энергетики Сахалинской области, отдела по управлению имуществом и землепользованию администрации МО «Невельский городской округ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела заинтересованные лица извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовали. Поэтому суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон спора, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном, пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (статья 294 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют или будут функционировать в составе электроэнергетической системы, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений, надежность и устойчивость электроэнергетической системы и качество электрической энергии, и поддерживать соответствие указанных технических характеристик и параметров данным требованиям в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики являются обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее – Правила ТЭЭСС), действовавшие по 05.03.2023.
Согласно пунктам 5.7.1, 5.7.5, 5.7.17, 5.7.18 Правил ТЭЭСС при эксплуатации воздушных линий электропередач должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. При техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа. При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии. Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ. Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ. Капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами – не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами – не реже 1 раза в 6 лет.
Аналогичные положения содержат действующие с 06.03.2023 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления администрации Невельского городского округа от 06.12.2019 № «О включении имущества в реестр муниципальной собственности МО «Невельский городской округ» включена воздушная линия электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> км., расположенная по <адрес> (ранее – <адрес>) (далее – спорная ВЛ-10кВ, ВЛЭ).
Во исполнение дополнительного соглашения от 10.12.2019 № к договору от 01.01.2013 № о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Невельского городского округа, спорная ВЛ-10кВ передана МО «Невельский городской округ» в лице своего органа местного самоуправления в хозяйственное ведение МУП «НРЭС».
Согласно пункту 3.1 договора от 01.01.2013 № о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Невельского городского округа, предприятие, в отношении закрепленного за ним имущества обязуется, в том числе, осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств предприятия.
При этом ни данным договором, ни иными соглашениями между МО «Невельский городской округ» в лице его органов местного самоуправления и МУП «НРЭС» обязанность по проведению капитального ремонта спорной ВЛ-10кВ за счет собственных средств на МУП «НРЭС» не возложена. В утвержденные РЭК Сахалинской области для МУП «НРЭС» тарифы на передачу электроэнергии затраты на капитальный ремонт спорной ВЛ-10кВ не включены.
В соответствии с уставом МУП «НРЭС», предприятие является организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения. Учредителем и собственником предприятия является МО «Невельский городской округ», полномочия учредителя и собственника предприятия выполняет орган местного самоуправления МО «Невельский городской округ» – отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации МО «Невельский городской округ» (ранее – комитет по управлению имуществом).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, в период со дня принятия спорной ВЛ-10кВ в собственность МО «Невельский городской округ» по день разрешения настоящего спора судом (в течение 3,5 лет) данная ВЛЭ находится в техническом состоянии, не обеспечивающем ее бесперебойную работу, является ветхой и нуждается в проведении капитального ремонта.
По состоянию на день разрешения настоящего спора судом капитальный ремонт спорной ВЛ-10кВ не проведен.
Анализируя изложенное, суд соглашается с доводами стороны истца о том, что эксплуатация спорной ВЛ-10кВ в отсутствие капитального ремонта, с учетом ее технического состояния (ветхости) создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе, являющихся потребителями электроснабжения, а также создает угрозу разрушения данного объекта, возникновения чрезвычайной ситуации.
Отсутствие необходимого и достаточного для выполнения спорной обязанности финансирования из регионального бюджета, сложность и длительность получения соответствующих субсидий не могут являться основаниями для нарушения органом местного самоуправления законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере электроэнергетики.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Невельского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по не проведению ремонта спорной ВЛ-10кВ – подлежащими удовлетворению в отношении администрации МО «Невельский городской округ» и не подлежащими удовлетворению в отношении МУП «НРЭС».
В судебном заседании также установлено, что Законом Сахалинской области от 26.12.2022 №-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», государственной программой Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 №, для МО «Невельский городской округ» в 2023 году предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты> тысяч рублей.
07.02.2023 между МО «Невельский городской округ» и министерством энергетики Сахалинской области заключено соглашение № о предоставлении субсидии бюджету МО «Невельский городской округ», дополнительным соглашением к которому от 02.05.2023 № предусмотрено предоставление МО «Невельский городской округ» в 2023 году субсидии в размере <данные изъяты> тысяч рублей на капитальный ремонт спорной ВЛ-10кВ.
12.05.2023 между МО «Невельский городской округ» (заказчик) и МУП «НРЭС» (подрядчик, победитель электронного аукциона) заключен муниципальный контракт на выполнение капитального ремонта спорной ВЛ-10кВ, срок выполнения всех работ – по 29.09.2023.
Поэтому суд полагает исковые требования Невельского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц исковые требования Невельского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности провести ремонт спорной ВЛ-10кВ на администрацию МО «Невельский городской округ», как собственника системы электроснабжения, и на МУП «НРЭС», как эксплуатирующее объект предприятие и подрядчика по указанному выше муниципальному контракту – подлежащими удовлетворению.
Учитывая объем деятельности, подлежащей осуществлению ответчиками при выполнении данной обязанности, объем потенциальных временных и финансовых затрат на ее осуществление, суд считает разумным и справедливым установить для исполнения ответчиками спорной обязанности заявленный стороной истца срок – в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему спору в законную силу. Именно данный срок суд полагает отвечающим требованиям соразмерности и пропорциональности, достаточным образом обеспечивающим баланс прав и законных интересов сторон спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Невельского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Невельский городской округ», муниципальному унитарному предприятию «Невельские районные электрические сети» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести ремонт ветхой линии электропередачи – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Невельский городской округ» по не проведению ремонта ветхой линии электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> километров, расположенной по <адрес>.
В удовлетворении административных исковых требований Невельского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Невельские районные электрические сети» о признании незаконным бездействия по не проведению ремонта ветхой линии электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> километров, расположенной по <адрес> – отказать.
Возложить на администрацию муниципального образования «Невельский городской округ» (ИНН <***>), муниципальное унитарное предприятие «Невельские районные электрические сети» (6505010820) в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт ветхой линии электропередачи ВЛ-10кВ (от опоры № до концевой опоры), протяженностью <данные изъяты> километров, расположенной по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17 июля 2023 года.
Председательствующий судья Е.Л. Асмадярова