Дело №2а-3661/2022 (12RS0003-02-2022-003539-30)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 12 сентября 2022 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.В.,
с участием административного ответчика Кириенко О.А.,
представителя административного ответчика Чубаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Кириенко Ольге Александровне о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Эл (далее – УФНС России по РМЭ) обратилось в суд с административным иском к ФИО2, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило взыскать с нее задолженность по налогам и пени по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц за 2018-2021 годы в общем размере 16607 рублей 74 копеек.
В обоснование иска указано, что ФИО2 была зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего с по , что подтверждается сведениями о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В установленные законом сроки ФИО2 не выполнила обязанность по уплате налогов и страховых взносов. Согласно иску задолженность административного ответчика состоит из:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по требованию от пени за 2017 год в размере 5814 рублей 36 копеек, начисленные за период с по (основная сумма налога оплачена); пени за 2018 год в размере 2257 рублей 02 копеек, начисленные за период с по (основная сумма налога оплачена); налог за 2020 год в размере 6565 рублей 42 копеек по сроку уплаты (основная сумма налога частично оплачена в размере 25882 рублей 58 копеек).
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по требованию от пени за 2017 год в размере 1252 рублей 66 копеек, начисленные за период с по (основная сумма налога оплачена); пени за 2018 год в размере 484 рублей 70 копеек, начисленные за период с по (основная сумма налога оплачена); пени за 2019 год в размере 12 рублей 41 копейки, начисленные за период с по (основная сумма налога оплачена); налог за 2020 год в размере (218 рублей 45 копеек по сроку уплаты (основная сумма налога частично оплачена в размере 8207 рублей 55 копеек).
- налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (по требованию от пени за 2018 год в размере 2 рублей 72 копеек, начисленные за период с по (налог за 2018 год в сумме 750 рублей оплачен).
Сведения о том, что ФИО2 являлась арбитражным управляющим с по , поступили в налоговый орган . На основании данных сведений налоговый орган исчислил (выявил) задолженность по страховым взносам и направил требование от .
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом не явился, ранее представитель административного истца ФИО4 уточненный административный иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в нем. Пояснила, что уплаченные ФИО2 налоги перераспределены налоговым органом на погашение задолженностей по налогам за предыдущие периоды, поскольку в назначении платежей отсутствовала привязка к периодам, за которые поступили платежи.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что ей уплачены страховые взносы по требованию от по QR-кодам за периоды, срок налоговых обязательств по которым на момент получения ею требования не истек, за периоды, срок уплаты налогов по которым истек, она не платила. Ежегодно она представляла в налоговые органы декларации, в которых указывала код категории налогоплательщика 750, что согласно приложению к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденному приказом ФНС России от № ЕД-7-11/903@, является кодом арбитражного управляющего.
Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с указанными требованиями. ФИО2 уплатила налоги, по которым не истек срок, налоговый орган самовольно зачел отплату за более ранние периоды. Оплачивая налоги и взносы по QR-кодам, ФИО2 опередила назначение платежей именно за те периоды, которые указаны в требовании под теми QR-кодами, по которым произведены платежи.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года, в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (пункт 2).
Судом установлено, и не отрицается стороной административного ответчика, что ФИО2 с по была зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего.
налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, указаны суммы недоимок и пеней, срок уплаты, приложена информация, необходимая для перечисления налога (QR-коды по каждому платежу, всего 12 платежей).
ФИО2 представлены чеки по операциям Сбербанк Онлайн об оплате 8-ми из 12-ти платежей и .
Так, ей произведена оплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со сроком уплаты в размере 26545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты в размере 5840 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со сроком уплаты в размере 29354 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты в размере 6884 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со сроком уплаты в размере 32448 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты в размере 8426 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со сроком уплаты в размере 16834 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование со сроком уплаты в размере 4371 рубля 55 копеек.
Таким образом, административным ответчиком исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
При этом ФИО2 не уплатила страховые взносы за периоды со сроком исполнения до января 2018 года.
В соответствии со статьей 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с настоящим Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
Довод административного истца о том, что произведенная ФИО2 оплата в вышеуказанном размере была зачтена в счет оплаты задолженности ответчика за более ранние периоды, в связи с чем задолженность по страховым взносам за периоды, указанные в исковом заявлении, осталась непогашенной, основаны на неправильном применении норм права.
Пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, которая производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. При этом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Поскольку налоговый орган имеет право производить зачет только суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки, при этом оснований предполагать, что у ФИО2 имеется переплата страховых взносов за какой-либо налоговый период не имеется, материалами дела указанное обстоятельство не подтверждается, суд приходит к выводу, что у УФНС по Эл отсутствовали основания для принятия самостоятельного решения о зачете уплаченных налогоплательщиком сумм в счет имеющихся у ФИО2 недоимки по предыдущим налоговым периодам.
Довод административного истца о том, что ответчик не указал в платежных документах период, за который вносил указанные денежные средства, не может быть признан состоятельным, поскольку внесенные 12 октября и денежные средства в вышеуказанном размере (8 платежей) соответствовали суммам, указанным в требовании об уплате налогов.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок подачи административного иска с учетом того, что судом отклонен довод административного истца о зачете уплаченных налогоплательщиком сумм в счет имеющихся у ФИО2 недоимки по предыдущим налоговым периодам, пропущен.
Несоблюдение налоговым органом срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью 1 статьи 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Налоговым органом в административном иске указано, что сведения о том, что ФИО2 являлась арбитражным управляющим с по поступили в налоговый орган .
ФИО2 суду представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 – 2019 годы, в которых указан код категории налогоплательщика 750, что согласно приложению к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденному приказом ФНС России от № ЕД-7-11/903@, является кодом арбитражного управляющего.
Таким образом, административному истцу должно было быть известно о том, что ФИО2 являлась арбитражным управляющим в указанный в иске период.
В связи с вышеизложенным административный иск в части взыскания с ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, удовлетворению не подлежит.
Кроме того, налоговым органом заявлено требование о взыскании с ФИО2 налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (по требованию от пени за 2018 год в размере 2 рублей 72 копеек, начисленные за период с по (налог за 2018 год в сумме 750 рублей оплачен).
Согласно статье 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната.
Согласно статье 403 ГК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных приведенной статьей.
Согласно пункту 3 статьи 403 ГК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
В городском округе «» налог на имущество физических лиц установлен решением Собрания депутатов городского округа «» от -VI «Об установлении налога на имущество физических лиц», согласно которому Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости.
Пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ установлено, что налогоплательщики налога на имущество физических лиц уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено, что ФИО2 является плательщиком налога на имущество, поскольку являлась собственником имущества – квартиры по адресу: , кадастровый , площадью 76,4 кв.м, дата регистрации права , дата утраты права ; квартиры по адресу: , кадастровый , площадью 36,2 кв.м., дата регистрации права .
ФИО2 оплачена задолженность в размере 2 рублей 72 копеек , о чем представлен чек по операции, совершенной посредством мобильного приложения Сбербанк Онлайн.
Таким образом, в данной части между сторонами отсутствует спор, в связи с чем административный иск в данной части также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Эл к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Ибрагимова
Мотивированное решение
составлено
Решение03.10.2022