ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3662/17 от 21.11.2017 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-3662/2017 21 ноября 2017 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

административного ответчиков ФИО3, ФИО4,

прокурора – помощника Тосненского городского прокурора Роенко В.В.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка №910, членам данной избирательной комиссии ФИО3, ФИО4 о признании незаконными бездействия, осуществления полномочий, признании бюллетеней неустановленной формы,

установил:

ФИО5 обратилась в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, участковой избирательной комиссии избирательного участка №910, членам данной избирательной комиссии ФИО3, ФИО4 о признании незаконным бездействия по не приостановлению со 02 августа 2017 года и до дня окончания избирательной компании по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва полномочий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 Ленинградской области с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4;

признании незаконным осуществления членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 Ленинградской области с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4 своих полномочий членов данной комиссии со 2 августа 2017 года и до окончания избирательной компании по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва;

признании неустановленной формы всех полученных участковой избирательной комиссией избирательного участка №910 Ленинградской области избирательных бюллетеней, на лицевой стороне в правом верхнем углу которых проставлены подписи члена данной комиссии ФИО3 и (или) члена данной комиссии ФИО4, на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва.

В обоснование административного иска указала, что она участвовала в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты в прошедших 10 сентября 2017 года выборах совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30. В указанных выборах в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты совета депутатов по вышеуказанному избирательному округу участвовала также ФИО6. Члены участковой избирательной комиссии (далее также УИК) с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4 находятся в непосредственном подчинении у ФИО6, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон №67) должно было бы повлечь за собой приостановление их полномочий до окончания избирательной компании по выборам депутатов совета депутатов четвертого созыва (подпункт «л» пункта 1, пункты 3 и 7 статьи 29). Полномочия членов УИК ФИО3 и ФИО4 приостановлены не были, они продолжали осуществлять свои полномочия членов УИК с правом решающего голоса и совершать избирательные действия, в частности, на лицевой стороне избирательных бюллетеней, полученных УИК, в правом верхнем углу ставили свои подписи во исполнение пункта 16 статьи 63 Федерального закона №67. Избирательные бюллетени, которые не заверены с соблюдением положений пункта 16 статьи 63 Федерального закона №67, являются бюллетенями неустановленной формы и не учитываются при непосредственном подсчёте голосов избирателей (пункт 11 статьи 68 Федерального закона №67).

Оспариваемыми бездействием по приостановлению полномочий членов УИК с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4 нарушена законность при осуществлении УИК избирательных действий, нарушено равенство (равенство перед законом, равенство прав), гарантированное Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19), в том числе равенство при реализации ею пассивного избирательного права (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона №67), так как созданы предпосылки для необъективности при совершении УИК и её отдельными членами избирательных действий (л.д.4-6).

ФИО5 извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.45).

В судебном заседании её представитель ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что решением №43/404 о временном возложении обязанностей председателя участковой избирательной комиссии на Заскалько территориальная комиссия, приостановив полномочия председателя, как должностного лица, не приостановила полномочия члена участковой избирательной комиссии, как того требует закон. В отношении Тепловой территориальная избирательная комиссия вообще никакого решения не приняла. Секретарь комиссии избирается участковой комиссией, и в отношении секретаря участковая комиссия приняла такое решение. Членов УИК назначал ТИК, поэтому именно территориальная комиссия в данном случае является соответствующей комиссией, которая уполномочена принимать те или иные решения в отношении приостановления полномочий членов комиссии. Из представленных решений следует, что соответствующие комиссии принимали решения в отношении должностных лиц, то есть председателя и секретаря. Истец полагает, что полномочия членов участковой избирательной комиссии ФИО3 и Тепловой до сих пор не приостановлены.

Как стало известно из объяснений Тепловой, избирательная комиссия не собиралась и не принимала решения о приостановлении их полномочий. Как видно из материалов дела, ТИК в ряде случае принимала решение не только об освобождении от исполнения обязанностей председателя, но также от исполнения обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса. Соответственно ТИК разделяет эти понятия, знает, что это разные вещи, и 10 сентября приняла решение только относительно полномочий должностного лица - председателя.

Данные решения приняты 10 сентября, то есть в день голосования, это когда избирательная компания шла полным ходом. В данном случае территориальная комиссия в силу добросовестности исполнения своих полномочий была обязана при регистрации кандидатов проверять нижестоящие комиссии на соответствие тем требованиям, которые предъявляются в отношении их членов Федеральным законом №67. 2 августа ТИК принимает решение о регистрации ФИО7 в качестве кандидата. Значит, в момент регистрации комиссии уже известно, что ФИО7 является директором школы. Они уже знают, что нижестоящей комиссией является комиссия №910 и что в составе участковой комиссии №910 имеются такие члены комиссии, как ФИО4 и ФИО3. Территориальная комиссия знает, где работают члены избирательной комиссии, потому что все документы подавались до назначения этих членов. В соответствии с п.7 ст.29 их полномочия должны быть приостановлены немедленно, как только стало известно ТИК. Однако члены избирательной комиссии ФИО3 и ФИО4 продолжали осуществлять избирательные действия: дежурили на досрочном голосовании, принимали и выдавали избирательную документацию, ставили свои подписи, принимали участие в заседании комиссии. Они всё это не имели права делать. Требование закона о приостановления полномочий говорит о том, что им запрещено выполнять избирательные действия. Все решения, которые должны быть приняты большинством голосов комиссии и в принятии которых принимали участие ФИО3 и ФИО4, являются незаконными.

Административные ответчики подтвердили осуществление избирательных действий, сказали, что являются опытными членами комиссии с правом решающего голоса, соответственно знали избирательное законодательство и знали ограничения, которые закон налагает на членов комиссии с правом решающего голоса. Когда они пишут согласие на назначение членом комиссии с правом решающего голоса, они указывают, что уведомлены об ограничениях и запретах, связанных с данным статусом.

ФИО3 узнала 25 августа о выдвижении ФИО7 кандидатом в депутаты, ФИО4 узнала 6 сентября. Зная, что они находятся в непосредственном подчинении ФИО7, не вынесли они на обсуждение комиссии такой вопрос, никакого сообщения от УИК не поступило в территориальную избирательную комиссию.

После выборов к истцу подходили люди, которые говорили, что приходили на досрочное голосование, однако, данные члены комиссии по той или иной причине не принимали их заявления. Для того, чтобы проголосовать досрочно, нужны уважительные причины, она говорила, что причина не уважительная, отправляла переписывать заявление. Люди разворачивались и уходили, не могли выразить своё волеизъявление. Этим было нарушено их право и право ФИО5 как кандидата избираться и быть избранным. Что касается результатов выборов, истец их не оспаривает.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области ФИО2 административный иск не признала, пояснила, что бюллетени на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области имеют установленную форму, так как они заверены печатью участковой комиссии №910 и двумя подписями членов УИК. Истцом не представлено доказательств того, что участвующие на выборах 10 сентября 2017 года на избирательном участке №910 бюллетени являлись поддельными. Истцом не указано, как перечисленные в административном исковом заявлении обстоятельства повлияли на реализацию его пассивного избирательного права и в чем выразилось необъективность УИК №910 и отдельных её членов при совершении избирательных действий. Не приведено доказательств тому, как действиями ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области и УИК №910 по не приостановлению со 2 августа по 10 сентября 2017 года полномочий членов УИК ФИО3 и ФИО4 нарушено его пассивное избирательное право. Считает, что истец в полной мере смог реализовать своё пассивное избирательное право в ходе избирательной компании по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района 4 созыва и перечисленные им обстоятельства не могли повлиять на итоги голосования на избирательном участке №910 (л.д.53-54). Решения были приняты 10 сентября, когда территориальной избирательной комиссии стало известно о подчиненности. До этого числа соответствующих обращений в территориальную комиссию не было. Поскольку председателя территориальной комиссии назначала территориальная комиссия, то решение в отношении председателя территориальная комиссия и принимала. Что касается секретаря, то эти полномочия приостановлены участковой избирательной комиссией. Представитель административного истца высказал, что решения, которыми приостановлены полномочия ФИО3 и Тепловой как председателя и секретаря не приостанавливают их полномочия как членов комиссии. Однако ни одно решение, после того как их полномочия были приостановлены, не было принято с их участием. С момента приостановления полномочий их на избирательном участке не было, и это всё исследовалось по другому делу. Представитель не смог пояснить, каким образом это могло нарушить пассивное избирательное право ФИО5 Работа в комиссии председателя и секретаря, которые находятся в непосредственном подчинении у ФИО7, не предоставило ей преимущества в избрании.

Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 ФИО8 извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.46).

ФИО3 административный иск не признала, пояснила, что в связи с выбывшим членом комиссии её назначили в 2016 году, и она стала председателем. Наверное, её вина состоит в том, что она плохо знает законодательство. Она не понимает, чем были нарушены права Надежды Ивановны. Своего директора она не видит неделями, так как всецело занята обучением детей. Избирательную документацию в территориальной избирательной комиссии она получила в день досрочного голосования, голосование началось в среду 6 сентября. Бюллетеней было 1670 или 1690. Все бюллетени были пересчитаны, подписаны членами комиссии Заскалько, Бужан, Тертунен, ею и Тепловой 6 числа. Сколько бюллетеней она подписала, сказать не может. Подписывала список избирателей. Все четыре дня досрочного голосования принимала участие в работе участковой избирательной комиссии, присутствовала на избирательном участке. Так как в заявлении на досрочное голосование должна быть четко прописана причина, она должна быть уважительной, может быть, кого-то и заставили переписать заявление, чтобы была уважительная причина. В день выборов она открыла участок, достала бюллетени из сейфа, передала членам комиссии, вскрыла конверты с проголосовавшими досрочно. Затем ей позвонили и сказали, что её полномочия приостановлены. Она передала документы Заскалько и покинула избирательный участок.

ФИО4 административный иск не признала, пояснила, что при досрочных голосованиях она участвовала в работе комиссии в первый день, в пятницу и субботу. Избирательные бюллетени до голосования все были подписаны и удостоверены печатью. Бюллетени подписывали она, ФИО3, ФИО15, ФИО16 и ФИО8. Ни одного письменного заявления, ни одного устного заявления с жалобами на то, что они не давали возможности проголосовать досрочно, не поступало в комиссию. Никаких замечаний от избирателей она не получала. Было много наблюдателей, и представитель ФИО5 – сын всегда присутствовал на досрочном голосовании. ФИО9 ни разу не зашла на избирательный участок. В день выборов она начала свою работу, ФИО3 раздала бюллетени членам комиссии, опечатала урну, потому что никто не видел в этом изъяна. И только в начале 9-го часа кто-то выяснил, что они не имеют права участвовать в работе комиссии. ФИО3 сообщила ей об этом. Сама она не предполагала, обучения по этому вопросу не было. Участковая избирательная комиссия без неё приняла решение о возложении обязанности секретаря на другого члена комиссии. Она покинула избирательный участок.

Избранные депутатами по избирательному округу №30 ФИО6, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебные заседания не явились (л.д.47-49).

Участвующий в деле прокурор Роенко В.В. полагал возможным признать незаконным бездействие ТИК по не приостановлению со 2 августа и до окончания избирательной компании полномочий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4 В остальной части административные требования полагал необходимым оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, административных ответчиков, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Согласно п.7 ст.28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель участковой комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной комиссии.

Пунктом 8 этой же статьи предусмотрено, что секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных подпунктами "ж", "к" и "л" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.

В силу подпункта «л» пункта 1 статьи 29 названного Федерального закона членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.

В силу п. 16 ст. 63 Федерального закона N 67-ФЗ на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии, что направлено на исключение факта использования поддельных бюллетеней. В соответствии с п. 11 ст. 68 этого же Закона не заверенные надлежащим образом участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Судом установлено, что решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 20 июня 2017 года №241 назначены выборы депутатов совета депутатов четвертого созыва на 10 сентября 2017 года. Выборы проводятся по трем многомандатным (пятимандатным) избирательным округам, образованных на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.9).

Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 от 28.07.2017 N 30/235 административный истец ФИО5 зарегистрирована кандидатом в депутаты совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 (л.д.20).

В Тельмановском пятимандатном избирательном округе №30 для проведения голосования образованы два избирательных участка №907 и №910.

Решением Территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 06 марта 2013 года №93 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №910 в количестве 6 членов комиссии с правом решающего голоса и назначен её состав (л.д.22-23).

В дальнейшем Территориальной избирательной комиссией Тосненского муниципального района Ленинградской области приняты решения о досрочном освобождении от исполнения полномочий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 с правом решающего голоса и назначении из резерва составов участковых комиссий членами этой комиссии.

Во время избирательной компании 2017 года членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 с правом решающего голоса являлись следующие граждане: ФИО5, ФИО14 на основании решения ТИК от 06.03.2013 №93 (л.д.22-23), ФИО15, ФИО16 на основании решения ТИК от 31.08.2015 №78/799 (л.д.26-27); ФИО8, ФИО3, ФИО4 на основании решения ТИК от 28.08.2016 №10/83 (л.д.31-33); ФИО17 на основании решения ТИК от 18.07.2017 №35/365 (л.д.35); ФИО18 на основании решения ТИК от 08.09.2017 №42/397 (л.д.37).

ФИО5 была досрочно освобождена от исполнения полномочий члена участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 с правом решающего голоса на основании решения ТИК от 08.09.2017 №42/396 (л.д.36).

Исходя из объяснений административных ответчиков ФИО3 и ФИО4, 6 сентября 2017 года членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 ФИО3 и ФИО8 в территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области была получена избирательная документация. В этот же день членами указанной комиссии ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО15, ФИО16 были заверены избирательные бюллетени путем проставления двух подписей и печати данной комиссии. Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 ФИО3 участвовала в работе комиссии при досрочном голосовании на избирательном участке №910 6, 7, 8, 9 сентября 2017 года, а секретарь этой комиссии ФИО4 6, 8, 9 сентября 2017 года. В эти дни они принимали от избирателей заявления о досрочном голосовании, выдавали им бюллетени, по окончании голосования вынимали из урны бюллетени, запечатывали в конверты и выполняли другие избирательные действия.

В день выборов 10 сентября 2017 года председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 ФИО3 открыла избирательный участок, опечатала урну для голосования, вскрыла конверты с бюллетенями, участвовавшими в досрочном голосовании, опустила их в урну, передала членам участковой избирательной комиссии бюллетени.

Решением ТИК от 10.09.2017 №43/403 в 8 часов 30 минут полномочия председателя участковой избирательной комиссии №910 ФИО3 были приостановлены, временное исполнение обязанностей председателя этой комиссии возложены на ФИО8 (л.д.55).

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 от 10.09.2017 №20 приостановлено исполнение полномочий секретаря участковой избирательной комиссии №910 ФИО4, полномочия секретаря этой комиссии возложены на ФИО15 (л.д.56).

Основанием приостановления полномочий председателя и секретаря УИК послужил факт работы ФИО3 и ФИО4 учителями в МКОУ «Войскоровская основная общеобразовательная школа», директором которого является ФИО6, зарегистрированный кандидат в депутаты по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30, что подтверждается ответом комитета образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 11.10.2017 на запрос суда (л.д.21, 40).

После поступления на избирательный участок вышеуказанного решения ТИК о приостановлении полномочий председателя УИК ФИО3 передала ФИО8 избирательную документацию. ФИО3 и ФИО4 покинули избирательный участок.

ФИО3, ФИО4 в установленном законом порядке были назначены членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №910, основания для приостановления их полномочий возникли с регистрацией кандидата в депутаты ФИО6 Приостановление полномочий осуществляется на основании решения соответствующей избирательной комиссии. На день заверения ими избирательных бюллетеней, в дни досрочного голосования, при открытии избирательного участка в день выборов полномочия ФИО3, ФИО4 не были приостановлены, соответственно их участие в работе участковой избирательной комиссии является законным, а заверенные ими бюллетени соответствуют положениям п.16 ст.63 Федерального закона №67. Избирательное законодательство формально, в Федеральном законе №67 отсутствует норма, которая бы признавала бюллетенями неустановленной формы бюллетени, заверенные членами избирательной комиссии, чьи полномочия подлежат приостановлению по основаниям, предусмотренным подпунктами "ж", "к" и "л" пункта 1 статьи 29 этого же Закона. Такого последствия этот Закон не предусматривает.

В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.06.2002 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда" отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Поэтому суд, решая вопрос об отмене итогов голосования результатов выборов, в силу ст.ст.3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принимавших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов.

Учитывая, что участковые избирательные комиссии формируются из широких народных масс, отдельные нарушения законов о выборах в их работе неизбежны. ФИО3, ФИО4 – не юристы. Одновременно в законах о выборах заложен механизм того, чтобы допущенные нарушения не приводили к искажению волеизъявления избирателей, а именно гласность в работе избирательных комиссий. Избирательные комиссии являются коллегиальными органами. Помимо членов комиссии с правом решающего голоса в работе участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 участвовали члены этой комиссии с правом совещательного голоса, работа велась при наблюдателях, представителях кандидатов в депутаты. Заверенные членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №910, в том числе ФИО3 и ФИО4 избирательные бюллетени свидетельствуют о том, что они были выданы именно на этом избирательном участке, что проверяется при подведении итогов голосования. Заверенные подписями ФИО3 и ФИО4 избирательные бюллетени не могли исказить волеизъявление избирателей. Требование административного истца о признании их бюллетенями неустановленной формы направлено на неадекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования, так как при подсчете голосов в таком случае исключаются бюллетени, заверенные подписями ФИО3 и ФИО4 Это нарушает права неопределенного круга лиц избирателей, участвовавших в выборах, поскольку голосование являлось тайным.

Другие избирательные действия, в которых участвовали ФИО3 и ФИО4, в частности выдача бюллетеней при досрочном голосовании и прием от избирателей заявлений о досрочном голосовании, происходили при наблюдателях, членах комиссии с правом совещательного голоса, представителях кандидатов в депутаты, не могли влиять на волеизъявление избирателей. Указания представителя административного истца на нарушения голосования сводятся к тому, что, некоторые избиратели будто бы не смогли досрочно проголосовать, поскольку ФИО3 и ФИО4 не принимали у них заявления о досрочном голосовании. Доказательств этому не представлено и ходатайств об истребовании суду не заявлено. Данное утверждение опровергается объяснениями административных ответчиков.

Учитывая, что территориальная избирательная комиссия Тосненского муниципального района, сформировавшая участковую избирательную комиссию избирательного участка №910, обладает полномочиями окружной избирательной комиссии по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу, приняла решение о регистрации кандидата в депутаты ФИО6, обладала сведениями о месте работы как кандидата, так и месте работы членов участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 (место работы которых указано в решении «10/83 от 28.08.2016 – л.д.31-32), в силу подпункта «а» пункта 9 статьи 26 Закона она осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; суд приходит к выводу о том, что эта комиссия должна была принять решение о приостановлении полномочий членов УИК ФИО3 и ФИО4, но не сделала этого, что свидетельствует о её бездействии. Аналогичные требования к УИК избирательного участка, членам УИК ФИО3 и ФИО4 удовлетворены быть не могут, так как не они принимали решение о её формировании.

Исходя из содержания п.1 ст.27 и п.7 ст.28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальными комиссиями принимаются решения о формировании участковый комиссии и о назначении её председателя, следовательно, решение о приостановлении полномочий председателя комиссии не означает приостановление его полномочий как члена участковый комиссии. То же самое относится к секретарю комиссии.

Так как по другому административному делу принято решение о пересчете голосов избирателей на данном избирательном участке, суд обязывает ТИК Тосненского муниципального района Ленинградской области принять решение о приостановлении полномочий членов участковой избирательной комиссии ФИО3 и ФИО4

Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца, его расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 111 КАС Российской Федерации подлежат возмещению с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО5 удовлетворить частично.

признать бездействие территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в не приостановлении со 02 августа 2017 года и до дня окончания избирательной компании по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва полномочий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 Ленинградской области с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4, не соответствующим нормам Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; нарушающим права и законные интересы ФИО5.

в удовлетворении данного требования к участковой избирательной комиссии избирательного участка №910, членам данной избирательной комиссии ФИО3, ФИО4 ФИО5 отказать.

Обязать территориальную избирательную комиссию Тосненского муниципального района Ленинградской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о приостановлении полномочий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 Ленинградской области с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4.

Административным ответчикам сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд и ФИО5 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

ФИО5 отказать в удовлетворении требований о признании незаконным осуществления членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №910 Ленинградской области с правом решающего голоса ФИО3 и ФИО4 своих полномочий членов данной комиссии со 2 августа 2017 года и до окончания избирательной компании по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва;

о признании неустановленной формы всех полученных участковой избирательной комиссией избирательного участка №910 Ленинградской области избирательных бюллетеней, на лицевой стороне в правом верхнем углу которых проставлены подписи члена данной комиссии ФИО3 и (или) члена данной комиссии ФИО4, на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва.

Взыскать с территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области в пользу ФИО5 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись