ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3665/19 от 22.07.2019 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело №2а-3665/19 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2019 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе судьи Пчелинцевой С.Н., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации городского поселения <адрес> в котором просит признать, что в квартире, в которой проживает ее семья высота комнат и кухни от пола до потолка менее 2,5м и не соответствует п.22 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. и обязать ответчика принять истца с семьей из трех человек на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ часть 1 п.3 по основаниям проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Из искового заявления усматривается, что истица обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее с семьей из трех человек (она, дочь ФИО4, сын ФИО5) на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ часть 1 пункт 3 (проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям). К заявлению приложила все необходимые документы. Администрация отказала ей по причине того, что <адрес>, в котором она проживает не является аварийным. Истец считает отказ незаконным, поскольку истица обратилась с заявлением, указав в качестве основания для постановки на учет проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а ответчик в своем отказе ссылается на то, что жилой дом не признан аварийным. В подтверждение тому, что жилое помещение, где проживает истец и ее дети не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, истец к своему заявлению приложила Акт проверки жилищных условий с отметкой высоты потолка и заключением комиссии о несоответствии высоты требованиям Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ раздел 2 пункт 22, где указано, что высота потолка в климатических районах 1А, 1Б, 1Г, 1Д и 4а должна быть не менее 2,7 метров, а в других климатических районах - не менее 2,5 метров. Считает, что при таких обстоятельствах она имеет право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и это не зависит от того, признано ли жилье аварийным. Поскольку из иска усматривается, что истец фактически оспаривает решение администрации <адрес> об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и просит поставить ее на учет, при этом прав на определенное жилое помещение ФИО2 не заявлено, суд счел, что требования ФИО2 вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, в связи с чем принял иск ФИО2 по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что она является собственником 1/3 доли в квартире по адресу: <адрес>, где проживает вместе со своими детьми. Собственниками других 2/3 доли квартиры являются ее сестра и мать. Она считает, что отказ администрации Хотьково в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истца с двумя детьми является незаконным, поскольку причиной отказа указано, что дом не признан аварийными, но она обращалась с заявление о постановке на учет не в связи с аварийностью дома, а в связи с тем, что помещение, где она проживает не отвечает установленным требованиям по высоте потолков, что подтверждается паспортом БТИ. Просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании части 6 статьи 226 КАС РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствии представителя административного ответчика, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> где собственниками других 2/3 долей квартиры являются ее мать ФИО6 и сестра ФИО6 (л.д.20-23). 29.03.2019г. ФИО2 обратилась в администрацию городского поселения Хотьково с заявлением по вопросу принятия ее семьи (истец ФИО2, ее дочь ФИО4, 2016г.р. и сын ФИО5, 2018 г.р.) на учет нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ - проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, с целью участия в реализации основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Московской области "Жилище" на 2017-2027 годы. Письмом администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области от 18.04.2019г. №М-74 ФИО2 отказано в постановке ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ (проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям) (л.д.11). В обоснование отказа указано, что основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ считается непригодность их жилья для проживания. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". Указано, что признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия этого помещения установленным в указанном Положении требованиям. Кроме того, учитываются требования СанПиН 2.1.2.2645-10. По тем основаниям, что решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу не принято, административному истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указывая на незаконность отказа, административный истец полагает, что она подтвердила тот факт, что помещение, в котором она проживает не отвечает установленным для жилых помещений требованиям Актом проверки жилищных условий от 29.03.2019г., составленным комиссией в составе мастера ЖЭУ, паспортиста и специалиста администрации <адрес>, которые произвели измерения и определили, что высота потолков жилых комнат составляет 2,44м., что не соответствует требованиям Постановления правительства РФ от 28.01.2006 года №47 (л.д.12).

Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании истец не оспаривала, что никаких решений межведомственная комиссия по ее вопросу не принимала.

Суд считает, что поскольку в соответствии с п. п. 7, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, вопрос несоответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его непригодности для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в соответствии с данным Положением, заключение межведомственной комиссии о соответствии или несоответствии спорного жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и его пригодности для проживания не принималось, суд не вправе самостоятельно делать вывод о нуждаемости ФИО2 в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о высоте потолков в квартире административного истца, так как суд не является органом, в чью компетенцию входит решение вопроса о непригодности жилого помещения для проживания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.Н. Пчелинцева