72RS0013-01-2020-003821-82
Дело № 2а-3667/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 20 июля 2020 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиофиксации, административное дело по административному иску Прокурора Калининского АО г.Тюмени, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского АО г.Тюмени, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки о нарушении законодательства в области распространении информации, путем мониторинга размещенной в сети Интернет выявлены интернет-страницы с адресом: <адрес><адрес><адрес><адрес> о продаже документов об образовании на территории Российской Федерации. Статьями 324, 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа. Учитывая изложенное, а также то, что идентифицировать интернет-страницы невозможно, правообладатель не установлен, прокурор просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах с адресом: <адрес><адрес><адрес><адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацией (л.д.3-6).
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Калининского АО г.Тюмени ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, согласно которого просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что WEB-страница https://attestat.store является активной, в Единый реестр информационный ресурс не включен. На страницы сайтов <адрес><адрес><адрес>, доступ ограничен на основании решений Валдайского районного суда Новгородской области от 29.05.2020 года и от 05.06.2020 года, Овюрского районного суда Республики Тыва от 28.05.2020 года, Селивановского районного суда Владимирской области от 16.06.2020 года. Интернет-ресурсы включены в Единый реестр (л.д.60-61).
Согласно статьям 150 (часть 2) неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайтах с электронными адресами: <адрес><адрес><адрес><адрес> имеется информация, о продаже дипломов об образовании с указанием стоимости, что подтверждается скриншотами интернет-страниц (л.д.9-10, 13-18, 21-28, 31-34).
Наличие указанной информации на сайте выявлено в ходе прокурорской проверки.
Согласно сведениям, полученным из Роскомнадзора интернет-страницы: <адрес><адрес><адрес><адрес> не включены в автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (л.д.7-8, 11-12, 19-20, 29-30).
В силу ч.1 ст.10 Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.5 ст.15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с п.6 ст.10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов друг лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.3 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
На основании ч.4 ст.60 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
В силу ч.16 ст. 60 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Статьей 324 УК РФ, за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
Статьей 327 УК РФ за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков также предусмотрена уголовная ответственность в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что распространение выявленной Прокурором Калининского АО г.Тюмени информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению правонарушений и является распространением запрещенной в Российской Федерации информацией.
Согласно ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 5 данной статьи, является, помимо прочего, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как указано в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО WEB-страница https://attestat.store является активной, в Единый реестр информационный ресурс не включен. На страницы сайтов <адрес><адрес><адрес>, доступ ограничен на основании решений Валдайского районного суда Новгородской области от 29.05.2020 года и от 05.06.2020 года, Овюрского районного суда Республики Тыва от 28.05.2020 года, Селивановского районного суда Владимирской области от 16.06.2020 года. Интернет-ресурсы включены в Единый реестр (л.д.60-61)
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения административного иска Прокурора Калининского АО г.Тюмени, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В части требований прокурора в отношении страниц сайтов <адрес><адрес><адрес> надлежит отказать.
Частично удовлетворяя указанный административный иск, суд также исходит из того, что интернет-страница по указанному адресу в автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не значится, является активной при этом досудебный порядок действующим законодательством не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь Уголовным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации" ст.ст.11, 59, 68, 70, 175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Прокурора Калининского АО г.Тюмени, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице с адресом <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В остальной части иска отказать.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В.Лобанов