ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/19 от 10.10.2019 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-366/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2019 года п.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игошевой О.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Устьянский муниципальный район», Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» об оспаривании бездействия, понуждении предъявить требование о сносе аварийного жилого дома,

установил:

Игошева О.С. обратилась в Устьянский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Устьянский муниципальный район» и Управления строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», которое выразилось в не предъявлении собственнику жилого помещения требования о сносе аварийного жилого дома и понуждении предъявить требование о сносе жилого дома.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... 20 декабря 2012 г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако административные ответчики не осуществляют действия по направлению собственнику жилых помещений требования о сносе аварийного дома. Обращения в 2018-2019 г.г. в администрации МО «Киземское», МО «Устьянский муниципальный район», в КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район», УСИИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» результатов не дали. В связи с этим административный истец просит признать бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Устьянский муниципальный район» и Управления строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, незаконным, обязать административных ответчиков в течение месяца с даты вступления решения в законную силу предъявить Игошевой О.С. требование о сносе многоквартирного дома № ..., расположенного по адресу: ....

Административный истец Игошева О.С. о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия, заявленные требования поддержала.

Административный ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Устьянский муниципальный район» (далее по тексту КУМИ) извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика Ивах Л.А. просила рассмотреть дело без ее участия, предоставила возражения на административный иск, просила в его удовлетворении отказать. Считает, что по данному делу надлежащим ответчиком является Управление строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», поскольку в соответствии административным регламентом предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования, осуществляется администрацией МО «Устьянский муниципальный район» в лице Управления строительства и инфраструктуры.

Административный ответчик Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» (далее по тексту УСИИ) извещен надлежащим образом. Начальник УСИИ Тарутин А.А. просил рассмотреть дело без их участия, предоставил отзыв на административный иск, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать, указав, что в адрес Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Архангельской области направлена информация о включении спорного дома в Программу по переселению граждан из аварийного жилья, требование о сносе многоквартирного дома не целесообразно.

Заинтересованное лицо администрация МО «Устьянский муниципальный район» извещено надлежащим образом. Глава администрации Хоробров А.А. просил рассмотреть дело без их участия, предоставил отзыв на административный иск, просил в его удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо администрация МО «Киземское» о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Игошева О.С. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: .... Право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО1, умершей ...г., признано за истцом вступившим в законную силу решением Устьянского районного суда от 16 октября 2017 г.

Игошева О.С. зарегистрирована в доме по месту жительства с 11 мая 2018 г.

В муниципальную собственность МО «Устьянский муниципальный район» указанный дом передан в 2016 г. на основании распоряжения Правительства Архангельской области от 29.03.2016 г. № 109-рп. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде числятся квартиры 1, 3 и 4 данного дома.

Из материалов дела усматривается, что дом, собственником жилого помещения в котором является административный истец, в установленном в законе порядке был признан аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из акта обследования помещения и заключения от 20 декабря 2012 г., межведомственная комиссия, назначенная главой администрации МО «Киземское» распоряжением № 34 от 01 ноября 2012 г., по результатам обследования жилого дома ... пришла к выводу о необходимости сноса дома, поскольку дом аварийный.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

При этом, как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (Вопрос 3), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009 г., решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для его обжалования гражданами в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что вышеуказанный многоквартирный не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда. По сведениям УСИИ в адрес Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области направлена информация о включении данного дома в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Обращения в 2018 г. Игошевой О.С. с заявлениями о выдаче требования о сносе аварийного дома в администрацию МО «Киземское», администрацию МО «Устьянский муниципальный район», в КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район», УСИИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» результатов не дали, в связи с чем Игошева О.С. обратилась в суд с иском, в котором просила признать бездействие администрации МО «Устьянский муниципальный район» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, незаконным, обязать административного ответчика предъявить Игошевой О.С. требование о сносе многоквартирного дома ..., расположенного по адресу: ....

Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 1 февраля 2019 г. исковые требования Игошевой О.С. были удовлетворены. Апелляционным определением Архангельского областного суда от 24 апреля 2019 г. решение Устьянского районного суда отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Игошевой О.С. отказано.

21 мая 2019 г. Игошева О.С. вновь обратилась в КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» с заявлением о выдаче требования о сносе аварийного дома (13-14), которое было перенаправлено в УСиИ администрации МО «Устьянский район» (л.д.15). По результатам рассмотрения данного заявления УСиИ был дан ответ от 19 июня 2019 года ... том, что вопрос о принятии решения о выдаче требования о сносе или реконструкции многоквартирного дома будет решен в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по результатам включения (не включения) дома в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (л.д. 20).

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 ЖК РФ, противоречит жилищному законодательств.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по данному административному спору, суд принимает во внимание следующее.

В силу пп.1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. ..., к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В соответствии с п.12 административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территориях сельских поселений, входящих в состав МО «Устьянский муниципальный район» Архангельской области, муниципальная услуга предоставляется администрацией МО «Устьянский муниципальный район» в лице УСиИ.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", - судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Таким образом, Жилищным Кодексом РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ установлены полномочия предъявления исков к собственникам жилых помещений органам, принявшим решение о сносе дома.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация на территориях сельских поселений района строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Решением Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 27 ноября 2015 г. ... утверждена структура администрации МО «Устьянский муниципальный район», в состав которой входит Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», наделенное правами юридического лица.

Согласно Положению об Управлении строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», утвержденному данным решением Собрания депутатов, Управление является отраслевым органом администрации МО «Устьянский муниципальный район», основными задачами УСиИ, в том числе является реализация жилищной политики на территории Устьянского муниципального района (п. 2.2).

В соответствии с п. 3.1 Положения УСиИ в соответствии с возложенными задачами осуществляет, в числе прочего, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организацию строительства объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры на территории района в соответствии с программами (п. 3); подготовку проектов муниципальных правовых актов по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п. 26); обеспечивает сохранность и содержание имущества казны, переданного на оперативный и технический учет Управлению (п. 36); пользование и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе земельными участками предназначенными для осуществления Управлением своей деятельности в пределах компетенции (п. 39).

Вместе с тем, на основании постановления администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 11 августа 2016 г. ... «О передаче муниципального имущества на оперативный и технический учет Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», акта приема – передачи муниципального имущества от 9 января 2018 г. жилой дом, расположенный по адресу: ..., передан УСиИ на оперативный и технический учет.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному административному спору является отраслевой орган администрации МО «Устьянский муниципальный район», наделенный полномочиями по реализации жилищной политики на территории Устьянского муниципального района.

В соответствии с Положением УСиИ имеет самостоятельный баланс, текущий и иные счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде при выполнении задач, решение которых относиться к компетенции Управления. Финансовое обеспечение деятельности УСиИ производиться за счет средств, предусмотренных в бюджете МО «Устьянский муниципальный район» для исполнения полномочий, которое осуществляется в соответствии с кассовым планом.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении иска к КУМИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» и удовлетворяет иск к Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».

Бездействие УСиИ администрации МО «Устьянский район» по несоблюдению процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ, является незаконным и существенно нарушает конституционное право административного истца на жилище.

В соответствии с ч. 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия ( бездействия ) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно представленным сведениям в настоящее время в муниципальном жилищном фонде числиться 3 квартиры спорного жилого дома, одна квартира принадлежит административному истцу, с которой не разрешен вопрос. Следовательно, на день рассмотрения данного административного дела в указанном многоквартирном доме фактически имеется только два собственника.

Таким образом, с целью устранения установленного при рассмотрении дела нарушения прав административного истца суд полагает, что необходимо возложить на административного ответчика УСиИ обязанность, с учётом разумности срока исполнения решения, а также общего состояния дома, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда направить собственнику жилого помещения- квартиры ... Игошевой О.С. требование о сносе аварийного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.

Чеком-ордером от 2 сентября 2019 г. подтверждается, что при подаче административного иска Игошевой О.С. была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

В связи с этим с УСиИ администрации МО «Устьянский муниципальный район» в пользу административного истца необходимо взыскать указанную сумму в счет возмещения понесенных расходов.

Руководствуясь ст. 175-181, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Игошевой О.С. к Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие Управления строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», выразившееся в ненаправлении собственнику жилого помещения требования о сносе аварийного дома ....

Обязать Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу предъявить Игошевой О.С. требование о сносе аварийного дома.

Взыскать с Управления строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в пользу Игошевой О.С. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Обязать Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» в течение одного месяца с даты окончания исполнения обязательства сообщить об исполнении решения суда в Устьянский районный суд Архангельской области.

В удовлетворении административного иска к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Устьянский муниципальный район» отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Шерягина С.Н.