ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2016 от 29.03.2016 Ефремовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016 года г. Ефремов Тульская область

Судья Ефремовского районного суда Тульской области Хайирова С.И., рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Тульской области к Гаврилову Д.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к Гаврилову Д.В., в котором указала, что административный ответчик Гаврилов Д.В. ИНН является налогоплательщиком земельного налога. В соответствии с пунктом 1 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На основании указанных норм законодательства, Положения «О земельном налоге», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования Ясеновское Ефремовского района Тульской области от 15.08.(год не читается) №6-26 и сведений, представленных Росреестром, административному ответчику был начислен земельный налог за 2008 г. в сумме 510,25 руб. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога. В установленный законодательством срок налог административным ответчиком уплачен не был. Согласно ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога начисляются пени. Сумма пени по состоянию на 26.02.2012 г. составляет – 0,82 руб. Поскольку земельный налог не был уплачен административным ответчиком в полном объеме в установленные сроки, Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Тульской области административному ответчику было направлено требование от 29.02.2012 г. . Просила восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, взыскать с Гаврилова Д.В. налогов 510, 25 руб., пени 0,82 руб., всего 511,07 руб.

Административный истец Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Тульской области на рассмотрение дела своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик Гаврилов Д.В. на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал.

В соответствии со ст.291 КАС РФ судья счел возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании ст. ст. 391, 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. ст. 397, 58 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления.

В силу п. 2, 3 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Как усматривается из материалов дела с 11.06.2008г. по 28.11.2008г. Гаврилов Д.В. являлся собственником 1/25 долей земельного участка по адресу: <адрес>. Таким образом, в указанный период ответчик являлся плательщиком земельного налога.

Пунктом 8.4 Решения Собрания депутатов муниципального образования Ясеновское Ефремовского района от 15.08.2006г. № 6-26 «Об установлении земельного налога» предусматривалось, что налог (авансовые платежи по налогу) подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налогового уведомления не позднее 31 июля текущего налогового периода.

Таким образом, налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2008 год должно было быть направлено ответчику Инспекцией не позднее 30 июня 2009 года. Доказательств направления истцом ответчику в указанный срок налогового уведомления об уплате земельного налога за 2008 год материалы дела не содержат. Сведений о направлении Гаврилову Д.В. налогового уведомления об уплате земельного налога за 2008 год в срок до 20 февраля 2012 года административным истцом суду не представлено.

При этом, в связи с неисполнением налогового уведомления, административному ответчику 05 марта 2012 года направлено требование . Ввиду неисполнения требования 20 февраля 2016 года (согласно отметке на конверте) налоговый орган обратился в суд о взыскании с Гаврилова Д.В. недоимки по земельному налогу за 2008 год и пени.

В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествовавших календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абз. 1 п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце 2 данного пункта.

Однако, эти положения подлежат применению во взаимосвязи с иными нормами налогового законодательства, в том числе устанавливающими сроки направления налогового уведомления.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009г. № 283-ФЗ статья 4 данного закона, которой введен указанный выше абзац, вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.

До введения указанного абзаца Налоговый кодекс РФ не содержал норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а поскольку при отсутствии такого уведомления обязанность по уплате налога не могла возникнуть, взыскание недоимки за период, в котором налоговое уведомление не направлялось, было исключено.

В силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая изложенное, положения п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ обратной силы не имеют и не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку ухудшают положения административного ответчика Гаврилова Д.В. как плательщика земельного налога. При этом, суд отмечает, что каких-либо доказательств невозможности обнаружения недоимки по уплате налога в вышеупомянутые сроки истцом не представлено.

Поскольку сроки уплаты земельного налога за 2008 год истекли к моменту направления ответчику налогового уведомления в 2012 году, при этом ранее Налоговый кодекс РФ не предусматривал возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, несоблюдение налоговым органом сроков направления требования об уплате налога за 2008 год и обращения в суд, предусмотренных ст. 48, 70 Налогового кодекса РФ, является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании земельного налога за указанный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, судья

решил:

в удовлетворении административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Тульской области к Гаврилову Д.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Ефремовский районный суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья