ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2022 от 19.05.2022 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-366/2022

УИД 75RS0025-01-2022-000579-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гринько Д. Н. к администрации муниципального района «Читинский район» о признании действий незаконными, понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Гринько Д.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что 22.10.2021 подал заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в соответствие с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заявление и первичная схема расположения земельного участка были размещены в личном кабинете административного истца. 08.12.2021 предложенная схема размещения земельного участка была направлена в регистрирующий орган для осуществления кадастрового учета. В ходе правой экспертизы 15.12.2021 кадастровый учет земельного участка приостановлен в связи с выявлением пересечения, о чем направлено уведомление в адрес административного ответчика. 21.12.2021 административным истцом одобрен иной вариант схемы размещения испрашиваемого земельного участка, которым были устранены выявленные пересечения и причины приостановления. Вместе с тем, административным ответчиком в отсутствие обоснования невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка 25.01.2022 были направлены иные схемы размещения земельных участков, которые не представляли для заявителя интереса. С учетом уточненных требований, ссылаясь на то, что в настоящее время не представляется возможным обратиться к административному ответчику с уточненной схемой расположения земельного участка за вычетом занимаемой и необходимой для размещения и обслуживания саженцев, не представляется возможным, поскольку данная территория недоступна для формирования схемы расположения земельного участка, проси суд признать незаконным действие администрации муниципального района «Читинский район», выражающееся в отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в соответствии со схемой, приложенной к согласию на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка или с предоставлением земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование от 21.12.2021, обязать административного ответчика предоставить путем заключения договора безвозмездного пользования земельный участок в соответствии со схемой, приложенной к согласию на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка или с предоставлением земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование от 21.12.2021, без учета площади, необходимой для размещения и обслуживания саженцев.

В судебном заседании административный истец Гринько Д.Н. доводы административного искового заявления поддержал.

Представитель административного ответчика администрации муниципального район «Читинский район» Кузеева З.А. возражала против удовлетворения заявленного административного искового заявления, ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования.

Заинтересованное лицо администрация сельского поселения «Домнинское» извещена надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечила, не ходатайствовала об отложении дела слушанием по существу.

Суд считает возможным рассмотреть дело приданной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьями 1, 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на основании заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории, в том числе Забайкальского края, площадь которого не превышает одного гектара.

В соответствии с ч.5 ст.4 названного Федерального закона заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование подается или направляется в уполномоченный орган гражданином по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационной системы. Указанное заявление также может быть подано гражданином через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или орган регистрации прав.

Согласно положениям ч. 4.1. ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.

В частности, в силу п.22 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование если испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Если в течение тридцати дней со дня направления уполномоченным органом заявителю предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи вариантов схемы размещения земельного участка и перечня земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, от заявителя не поступило согласие ни с одним из предложенных вариантов схемы размещения земельного участка или согласие на предоставление одного из предложенных земельных участков, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (ч.4.3 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ).

Как следует из материалов дела, административный истец Гринько Д.Н. 22.10.2021 обратился в администрацию муниципального района «Читинский район» с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 9 974 м2, предоставив одновременно схему его размещения.

Согласно представленной схеме, земельный участок расположен в кадастровом квартале , установлены характерные точки участка.

15.12.2021 Управлением Росреестра по Забайкальскому краю до 15.03.2022 приостановлен кадастровый учет испрашиваемого земельного участка в связи с выявлением пересечения с иным земельным участком, сведения о котором содержатся в ЕГРН, площадь пересечения определена в размере 3,74 м2, также указано, что ранее административному истцу предоставлялся земельный участок в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, кроме того, отмечено, что испрашиваемый земельный участок не полностью входит в кадастровый квартал и пресекает кадастровый квартал .

21.12.2021 Гринько Д.Н. подано согласие на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка с приложением названной схемы, из которой усматривается, что площадь земельного участка была изменена и составила 9 152 м2.

При этом 25.01.2022 административным ответчиком направлены в адрес заявителя схемы расположения иных земельных участков, без предоставления мотивированного решения о приостановлении рассмотрения заявления и указания причин отклонения уточненной 21.12.2021 схемы испрашиваемого земельного участка.

В ходе рассмотрения дела судом административным ответчиком предоставлены в материалы дела решение без даты о приостановлении рассмотрения заявления Гринько Д.Н., со ссылкой на п.22 ст.7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, и решение от 04.03.2022 об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка на основании ч.4.3 ст.6 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Из доводов административного ответчика следует, что на испрашиваемом земельном участке администрацией сельского поселения «Домнинское» на основании экологической акции «Посади свое дерево» было проведено высаживание саженцев, в дальнейшем данная территория будет использована как аллея Победы, в обоснование своей позиции администрацией муниципального района представлена копия постановления администрации сельского поселения «Домнинское» №22 от 05.03.2019.

В силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).

Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что административным ответчиком положения Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ не соблюдены, процедура рассмотрения заявления Гринько Д.Н. не соответствует установленным названным законом нормам.

Административным ответчиком в установленные законом сроки заявитель не уведомлялся о принятом решении, в том числе о приостановлении рассмотрения заявления, при получении схем иных земельных участков, сведений о рассмотрении поданного административным истцом соглашения на изменение схемы размещения земельного участка не было предоставлено, кроме того, сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования или расположении в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на момент обращения Гринько Д.Н. с заявлением не имелось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части признания действий административного ответчика незаконными.

Вместе с тем в рамках рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства спор о границах земельных участков не может быть разрешен.

Согласно ч.2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ полномочия по предоставлению в безвозмездное пользование земельного участка возложены, в том числе на административного ответчика, в частности и по выявлению обстоятельств, установленных ст.ст. 6, 7 названного Федерального закона, и не могут быть реализованы судом, суд считает необходимым для восстановления прав истца возложить на администрацию муниципального района «Читинский район» обязанность повторно рассмотреть согласие заявителя от 21.12.2021 на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка или с предоставлением земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование.

С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным действие администрации муниципального района «Читинский район», выражающееся в отказе в предоставлении Гринько Д. Н. земельного участка в соответствии со схемой, приложенной к согласию на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка или с предоставлением земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование от 21.12.2021.

Возложить на Администрацию муниципального района «Читинский район» обязанность повторно рассмотреть согласие Гринько Д. Н. от 21.12.2021 на утверждение иного варианта схемы размещения земельного участка или с предоставлением земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование.

Взыскать с администрации муниципального района «Читинский район» в пользу Гринько Д. Н. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы, представления через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Галанова Д.И.

Мотивированное решение составлено 02.06.2022