ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2022 от 23.09.2022 Виноградовского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-366/2022

УИД: 29RS0004-01-2022-000553-24

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Шенкурск 23 сентября 2022 года

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Наваленовой Е.Н.,

при секретаре Гуйда А.А.,

с участием административного истца прокурора Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии надлежащих мер по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых многодетным семьям и возложении обязанности совершить указанные действия,

установил:

Прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой установлено нарушение администрацией Шенкурского муниципального района и бездействие касающееся непринятия надлежащих мер по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых многодетным семьям. В ходе проверки было установлено отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Учет многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании п.п.6 ст.39.5 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в форме ведения реестра многодетных семей. В реестре многодетных семей, желающих бесплатно приобрести земельные участки на территории района состоят 140 многодетных семей, органом местного самоуправления сформировано лишь 10 земельных участков, поставленных на учет, что составляет 7 % от общего числа нуждающихся и является очевидно недостаточным. Отсутствие достаточного количества образованных земельных участков для предоставления многодетным семьям не позволяет последним в течение длительного времени реализовать право на получение земли для строительства жилья, не способствует достижению социально-благоприятных целей. Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем соблюдении администрацией Шенкурского муниципального района требований законодательства о землепользовании, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Шенкурского муниципального района выразившееся в непринятии надлежащих мер по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых многодетным семьям, обязать администрацию Шенкурского муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п.7 ст.2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании п.п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, не реализовавших право на получение земельного участка. В дальнейшем требования уточнил, дополнив: обеспечением финансирования мероприятий по образованию земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом изменений по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Шенкурского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве на исковое заявление выразил не согласие с заявленными требованиями, указав, что по состоянию на 01 января 2022 года на территории Шенкурского муниципального района Архангельской области имелось 10 сформированных земельных участков, предназначенных для предоставления в общую долевую собственность членов многодетной семьи, 8 из которых сняты с кадастрового учета в связи с отсутствием зарегистрированных прав. По состоянию на 01 июля 2022 года в реестр многодетных семей, имеющих право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов включена 141 семья. Кроме того, за период с 2019 года по истекший период 2022 года в соответствии со ст.22.1 закона Архангельской области от 05.12.2016 №496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей в Архангельской области» многодетным семьям, указанным в п.2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» денежную выплату за земельный участок получили 39 многодетных семей. Порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, предоставления участков, определен законами Архангельской области, федеральными законами срок совершения указанных действий не ограничен. Также на территории желаемых к получению земельных участков гражданами образование новых земельных участков невозможно в силу географических, техногенных, экологических условий.

Дело рассмотрено без участия надлежащим образом извещенных заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Архангельской области и Комитета по финансам и экономике администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области, извещенных надлежащим образом.

От Министерства имущественных отношений Архангельской области поступил отзыв, в котором они указывают, что предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образования Архангельской области, денежные средства на 2022 года на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в бюджете Архангельской области отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Подпункт 6 статьи 39.5 и пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют право однократного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Архангельской области принят закон Архангельской области от 7 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» с целью реализации гражданами указанного права.

Учет граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки, в силу пункта 4 статьи 2.3 названного областного закона органами местного самоуправления муниципальных районов ведется посредством реестров многодетных семей.

Предоставление земельных участков указанной категории граждан осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (пункт 6 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан»).

Пункты 7 и 8 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» предусматривают, что органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Согласно разъяснений Верховного Суда Российской Федерации содержащихся в пункте 62 постановления Пленума от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в жилищном строительстве.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 17 августа 2022 года 145 многодетных семей находится в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на территории МО «Шенкурский муниципальный район». Выплату взамен земельного участка за 2019 год получили 4 семьи, за 2020 год -17 семей, за 2021 год -13 семей, за истекший период 2022 года - 6 семей.

В настоящее время сформировано 2 земельных участка, 8 земельных участков сняты с кадастрового учета в связи с отсутствием зарегистрированных прав.

Административный ответчик ссылается помимо выбора семьями денежной компенсации вместо предоставления земельных участков на такие причины невозможности образования новых земельных участков как географические условия, техногенные условия, экологические условия.

Вместе с тем, доказательств того, что необходимая работа, направленная на надлежащее исполнение обязанности, связанной с реализацией права спорной категории граждан как по выдаче данной компенсации в полном объеме, так и связанной с образованием новых земельных участков суду не представлено.

Таким образом, принимаемые уполномоченным органом местного самоуправления меры являются явно недостаточными, неэффективными и не позволяют в полном объеме обеспечить граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также особой поддержке государства с учетом их статуса, земельными участками в полном объеме.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу положений ч.2 ст. 178 КАС РФ, учитывая обстоятельства дела, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии надлежащих мер по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых многодетным семьям и возложении обязанности совершить указанные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шенкурского муниципального района, выразившееся в непринятии надлежащих мер по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых многодетным семьям.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п.7 ст.2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании п.п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, не реализовавших право на получение земельного участка, обеспечив финансирование указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года.

Председательствующий Е.Н. Наваленова