ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2023 от 02.11.2023 Уватского районного суда (Тюменская область)

72RS0(Номер обезличен)-51

Дело № 2а-366/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Уват Тюменской области 02 ноября 2023 года Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Русакова К.А., при секретаре Двойниковой О.С.,

с участием помощника прокурора Уватского района Тюменской области Шоноховой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Алымского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по инвентаризации объектов благоустройства Алымского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, возложении обязанности провести инвентаризацию объектов благоустройства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованиями признать незаконным бездействие администрации Алымского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по инвентаризации объектов благоустройства данного сельского поселения, и обязать ответчика провести инвентаризацию объектов благоустройства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с действующим законодательством организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Законодательством определено, что органы местного самоуправления в рамках реализации полномочий по благоустройству территории муниципального образования до принятия соответствующей муниципальной программы должны осуществлять анализ текущего состояния территории муниципального образования путем проведения инвентаризации всех объектов благоустройства.

Полагает, что с учетом положений приказа Минстроя России от 18.03.2019 № 162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» орган местного самоуправления по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальном образовании, в том числе оценки состояния дворовых территорий, должен составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территории), который позволит оптимизировать как процесс ухода за территорией и ее содержания, так и дальнейшего развития территории (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки).

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки выявлено, что ответчиком мероприятия по инвентаризации всех объектов благоустройства сельского поселения не проводились, что, по мнению истца, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по благоустройству территории, не позволяет в полном объеме определить полный перечень всех объектов благоустройства муниципального образования, а также запланировать мероприятия по их содержанию и модернизации с учетом целесообразного и эффективного расходования бюджетных средств.

Полагает, что такое бездействие ведет к бесконтрольному состоянию объектов благоустройства, в том числе зеленых насаждений, что может привести к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования, нарушает право на благоприятную окружающую среду, а также может повлечь вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Прокурор в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика о времени и месте проведения судебного заседания извещен должным образом, в суд не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, на основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать полностью по следующим основаниям.

Ответчик является органом местного самоуправления.

Письмом от 13.02.2023 ответчик сообщает истцу, что паспорт благоустройства территории сельского поселения не разработан. Решением Думы Алымского сельского поселения от 29.09.2021 утверждены правила благоустройства сельского поселения, а Постановлением от 29.05.2020 № 9 утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории, формирование современной сельской среды на территории Алымского сельского поселения» на 2020-2024 годы.

Согласно решению Думы Алымского сельского поселения от 29.09.2021 утверждены правила благоустройства Алымского сельского поселения).

Административным ответчиком с возражениями представлены: копия муниципального контракта от 01.02.2023 на проведение работ по сбору статистических сведений и статистические сведения о численности населения на территории Алымского сельского поселения (237 человек); копия постановления от 29.05.2020 № 9 об утверждении муниципальной программы «Благоустройство территории, формирование современной сельской среды на территории Алымского сельского поселения» на 2020-2024 годы).

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 19 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории поселения в соответствии с правилами благоустройства отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования – это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 45.1 указанного Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования регулируют, среди прочего, вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.

Приказом Минстроя России от 18.03.2019 № 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», которыми предусмотрено, что в целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (далее – паспорт благоустройства территории), который позволит оптимизировать как процесс ухода за территорией и ее содержания, так и дальнейшего развития территории (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки) (пункты 5.2, 5.3).

Как следует из представленных сторонами и исследованных судом доказательств, решением Думы Алымского сельского поселения от 29.09.2021 утверждены правила благоустройства Алымского сельского поселения, издано постановление от 29.05.2020 № 9 об утверждении муниципальной программы «Благоустройство территории, формирование современной сельской среды на территории Алымского сельского поселения» на 2020-2024 годы, однако рекомендованные Приказом Минстроя России от 18.03.2019 № 162/пр мероприятия по инвентаризации объектов благоустройства Алымского сельского поселения не проведены и не подготовлен паспорт благоустройства территории.

Административный истец полагает, что данное бездействие ответчика, выразившееся в не проведении мероприятий по инвентаризации объектов благоустройства и отсутствие паспорта благоустройства территории сельского поселения, противоречит требованиям закона, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также может повлечь вред жизни и здоровью.

Вместе с тем, суд находит доводы административного истца ошибочными.

Как следует из Приказа Минстроя России от 18.03.2019 № 162/пр, на который ссылается административный истец в иске, данным приказом утверждены Методические рекомендации, в которых рекомендуется в целях организации процесса комплексного благоустройства провести инвентаризацию объектов благоустройства и составить паспорт благоустройства территории.

Указанные методические рекомендации, вопреки доводам искового заявления, нормативным правовым актом не являются, поскольку разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", на что указано в пункте 1 этих Методических рекомендаций.

Не совершение действий по инвентаризации объектов благоустройства и составлению паспорта благоустройства территории, рекомендованных этими Методическими рекомендациями, не может расцениваться как незаконное бездействие органа местного самоуправления.

Кроме того, как следует из содержания указанных Методических рекомендаций, они разработаны в целях оказания методологического содействия в реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", который утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3.

Как указано в разделе 2 данного федерального проекта целью этого проекта является кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.

В тоже время территория Алымского сельского поселения не является территорий города, а является сельским поселением.

Вопреки доводам искового заявления, доказательств бездействия административного ответчика в вопросах благоустройства сельского поселения, суду не представлено. Как указано выше административный ответчик утвердил и исполняет Правила благоустройства сельского поселения, тем самым не бездействует в вопросах благоустройства.

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств незаконного бездействия административного ответчика, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Алымского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по инвентаризации объектов благоустройства Алымского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, возложении обязанности провести инвентаризацию объектов благоустройства, отказать полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 08 ноября 2023 года в Уватском районном суде Тюменской области.

Судья К.А. Русаков

Решение не вступило в законную силу