ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-366/2023 от 26.07.2023 Сергачского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2А-366/2023

УИД: 77RS0018-02-2023-001030-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сергач 26 июля 2023 года

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Черновской Л.Н.,

с участием административного ответчика Субботиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Разживиной И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России № 29 по г. Москве к Субботиной Светлане Александровне о взыскании задолженности по торговому сбору, пени

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России №29 по г. Москве обратилась в суд с административным иском к Субботиной С.А. о взыскании задолженности по торговому сбору, пени.

В обоснование заявленного требования истцом указано, что согласно ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Субботина С.А. (далее - налогоплательщик, административный ответчик) является плательщиком торгового сбора.

В соответствии со статьей 417 и 417.1 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 39 600 руб. и пени в размере 852,55 руб.

В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика направлено требование: № 67699 от 25.03.2020 со сроком уплаты до 20.05.2020.

02.11.2020 мировым судьей судебного участка №2 Сергачского судебного района Нижегородской области вынесен судебный приказ по заявлению МРИФНС №12 по Нижегородской области о взыскании с Субботиной С.А. недоимки по торговому сбору и пени.

26.07.2022 определением того же мирового судьи судебный приказ отменен. Разъяснено право взыскателя обратиться в суд в порядке искового производства.

На дату составления настоящего заявления задолженность по торговому сбору в размере 39600 руб., пени в размере 852,55 руб. в бюджет не уплачены. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ в случае отмены судебного приказа требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового судопроизводства.

Определением Никулинского районного суда г. Москвы от 28.02.2023 иск с приложенными документами направлен в Сергачский районный суд Нижегородской области по подсудности.

Определением Сергачского районного суда от 05 июня 2023 года удовлетворено ходатайство административного истца и привлечена к участию в деле в качестве соистца Межрайонная инспекция ФНС России №18 по Нижегородской области.

Административные истцы судом надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, явка представителя не обеспечена, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

Административный ответчик Субботина С.А. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Такая же обязанность установлена пунктом 1 статьи 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона города Москвы от 17 декабря 2014 года N 62 "О торговом сборе" с 1 июля 2015 на территории города Москвы предусмотрено введение торгового сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 410 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 411 НК РФ предусмотрено, что плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Согласно пункту 1 статьи 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В силу пункта 1 статьи 413 НК РФ сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (пункт 2).

Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подпункт 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ).

Согласно статье 414 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор является обязательным ежеквартальным платежом и подлежит уплате, даже если объект осуществления торговли использовался хотя бы один раз в квартал.

На основании пункта 5 статьи 415 Кодекса площадь торгового зала определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 Кодекса.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 Кодекса установлено, что площадь торгового зала - часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии со статьей 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 416 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор, плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 418 НК РФ).

Законом города Москвы от 17 декабря 2014 года N 62 "О торговом сборе" урегулированы вопросы установления торгового сбора, ставки торгового сбора, льгот по торговому сбору и определен орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.

В соответствии с пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 года N 210-ПП, указанный Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Ставки торгового сбора в части применяемых к административному ответчику установлены в статье 2 Закона города Москвы N 62.

В судебном заседании установлено, что Субботина С.А. осуществляла предпринимательскую деятельность на территории г. Москва и являлась плательщиком торгового сбора на основании Актов о выявлении нового объекта обложения торговым сбором №12423 и №12414 от 12.05.2017. На основании этих актов состояла на учете в качестве плательщика торгового сбора в ИФНС России №33 по г. Москве.

12.05.2017 зам. начальника Управления бюджетной и налоговой политики Департамента экономической политики и развития города Москвы Ионовой Е.А. составлен Акт №12423 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, в сведениях о лице, ведущем деятельность/ управляющей компании рынка указана Субботина С.А., дата возникновения объекта обложения сбором 17.10.2016, количество кварталов использования объекта обложения – 3, код вида торговой деятельности 03- торговля через объекты, стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, код объекта осуществления торговли- 01 магазин, площадь торгового зала/ розничного рынка – 26,9 кв.м., адрес объекта – *, кадастровый номер здания *, здание не является нестационарным торговым объектом, ставка сбора на объект осуществления торговли - 21000 руб., сумма сбора за период, включающий квартал возникновения объекта обложения, по квартал, в котором составлен акт, включительно 63000 руб. (л.д.84-86).

12.05.2017 зам. начальника Управления бюджетной и налоговой политики Департамента экономической политики и развития города Москвы Ионовой Е.А. составлен Акт №12414 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, в сведениях о лице, ведущем деятельность/ управляющей компании рынка указана Субботина С.А., дата возникновения объекта обложения сбором 14.10.2016, количество кварталов использования объекта обложения – 3, код вида торговой деятельности 03- торговля через объекты, стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, код объекта осуществления торговли- 01 магазин, площадь торгового зала/ розничного рынка – 68 кв.м., адрес объекта – *, кадастровый номер здания *, здание не является нестационарным торговым объектом, ставка сбора, установленная в кв.м. – 322,06 руб., исчисленная сумма сбора за квартал – 21900 руб., сумма сбора за период, включающий квартал возникновения объекта обложения, по квартал, в котором составлен акт, включительно 65 700 руб. (л.д.87-88).

Указанные акты административным ответчиком в судебном порядке не обжаловались.

ИФНС №33 по г. Москве Субботиной С.А. выставлено требование №67669 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 25.03.2020 с предложением уплатить задолженность в виде торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения в размере 39 600 рублей и пени (за период с 10.02.2020 по 24.03.2020) в размере 852,55 руб. в срок до 20 мая 2020 года (л.д.15-19).

Требование в добровольном порядке исполнено не было.

В соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы №62 от 17.12.2014 ИП Субботиной С.А. применены следующие ставки для расчета торгового сбора: торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв.м. (включительно), расположенные в районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и КосиноУхтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, НовоПеределкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; ставка торгового сбора 18900 руб.;

2) свыше 50 кв. м. до 150 кв.м. (включительно), расположенные в районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и КосиноУхтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, НовоПеределкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; за 1 кв.м. площади торгового зала – 378 рублей за каждый кв.м. площади торгового зала, не превышающей 50 кв.м., и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв.м. площади торгового зала свыше 50 кв.м.

Расчет заявленного к взысканию торгового сбора на объект по адресу г. * г. основан на действующем законодательстве, административным ответчиком указанный расчет не оспаривается, свой расчет не представлен.

ИФНС России №33 по г. Москве в отношении Субботиной С.А. передана в МИФНС России №12 по Нижегородской области задолженность по уплате торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения в размере 39 600 руб. и пени в размере 852 руб. 55 коп.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом (п.6 ст. 45 НК РФ (ред. от 28.01.2020)).

В силу п.1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ред. от 28.01.2020).

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ред. от 28.01.2020). В силу п. 6 ст. 75 НК Российской Федерации к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Согласно ст. 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании. В указанный в требовании срок оно не было исполнено налогоплательщиком.

В силу положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ред. от 28.01.2020).

Судебный приказ на взыскание с административного ответчика заявленных к взысканию налогов, пеней был выдан 02.11.2020.

Таким образом, срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа фактически был восстановлен мировым судьей при выдаче судебного приказа, поскольку заявление о выдаче судебного приказа не было возвращено налоговому органу на основании статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку судебный приказ от 02.11.2020 о взыскании с административного ответчика торгового сбора, пеней был отменен определением мирового судьи судебного участка №2 Сергачского судебного района Нижегородской области от 26 июля 2022 года, именно с указанной даты должен исчисляться срок на обращении налогового органа с административным иском в суд. Соответственно, административный иск должен был быть подан в суд не позднее 26 января 2023 года.

Административный иск подан в суд 26 января 2023 года, то есть в установленный законом срок.

Судом установлено, что 13.11.2015 Субботина С.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом деятельности, как указано в выписке из ЕГРИП от 20.01.2023, являлось аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код 68.20.2). 11.02.2020 деятельность Субботиной С.А. в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена (л.д.10-14).

По данным, представленным Департаментом экономической политики и развития г. Москвы в соответствии с п.7 порядка сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 30 июня 2015г. №401-ПП, Субботина С.А. являлась плательщиком торгового сбора, так как имела объекты обложения торговым сбором по адресам: *, дата возникновения объектов 14.10.2016 и 17.10.2016.

Субботина С.А. с целью исполнения обязанности, предусмотренной п.п.2 п.1 ст. 23 НК РФ, обязана была представить в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Субботина С.А. уведомление, предусмотренное п.2 ст. 416 НК РФ не представила. Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора осуществлена на основании актов Департамента экономической политики и развития г. Москвы №12423 и №12414 от 12.05.2017. Сведений об отмене (обжаловании) указанных актов Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве и налоговые органы не поступали.

Учитывая, что процедура исчисления налога, пени и извещения ответчика об уплате налога и пени налоговым органом соблюдена, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций не нарушены, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется ч. 1 ст. 114 КАС РФ, согласно которой государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, судебные расходы по оплате государственной пошлины в доход муниципального образования Сергачский район подлежат взысканию с административного ответчика.

Отсрочка или рассрочка исполнения решения может быть предоставлена в порядке ст.189 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 289-290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы №29 по г. Москве и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №18 по Нижегородской области к Субботиной Светлане Александровне о взыскании задолженности по торговому сбору, пени - удовлетворить.

Взыскать с Субботиной Светланы Александровны *, проживающей по адресу: * в пользу Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом) ИНН 7727406020 КПП 770801001 счет № 03100643000000018500 КБК 18201061201010000510 Наименование банка: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула Корреспондентский счет№ 40102810445370000059 БИК: 017003983, торговый сбор и пени за 3, 4 квартал 2019 г. в сумме 40 452 (сорок тысяч четыреста пятьдесят два) руб. 55 копеек, из них: торговый сбор в размере 39 600 руб., пени в размере 852,55 руб.

Взыскать с Субботиной Светланы Александровны *, проживающей по адресу: * в доход муниципального образования Сергачский район государственную пошлину в размере 1413 (одна тысяча четыреста тринадцать) руб. 58 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сергачский районный суд.

Судья Л.Н. Черновская

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2023 г.