к делу № 2а-377/2021
УИД 23RS0003-01-2020-007393-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
15 февраля 2021 года г-к Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кашкарова С.В.,
при секретаре Саркисян А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по г-к Анапа к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г-к Анапа обратилась в суд с административным иском к налогоплательщику ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и сборам, просила суд: взыскать с ФИО1 ИНН: <***>, в пользу ИФНС России по городу-курорту Анапа недоимки по:
- - земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за период 2016, 2018 в размере 47 790 руб., пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 224,22 рубля;
- налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за период 2015, 2016, 2018 в размере 1 391 рубль, пени за период с 02.12.2016 года по 02.04.2017 года в размере 8,57 рублей, пени за период с 02.12.2017 года по 22.06.2018 года в размере 12,46 рублей, пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 4,38 рубля;
- транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 123 936 рублей, пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 581,47 рубль;
- доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, в размере 1 000 рублей, всего на общую сумму 174 948,10 рублей.
В обоснование административного иска указала, что в собственности административного ответчика в разные периоды зарегистрировано налогооблагаемое имущество (транспортные средства, земельный участок, квартира) в связи с чем он обязан уплатить налог на имущество, земельный налог, а также транспортный налог. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления, требования о добровольном погашении задолженности по налогу и пеням. Однако в установленный законом срок требования не исполнены, задолженность в полном объеме не погашена.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного истца, в котором представитель административного истца требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом по адресу последнего известного места жительства (<адрес>), о причинах своей неявки суду не сообщил, доказательств уважительности этих причин не представил, с учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия административного ответчика.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в том числе на праве собственности.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статьи 52 и 363 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Из содержания ч. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты его направления заказным письмом и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст. 75 НК РФ).
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ч. 1 ст. 48 НК РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество и земельного налога, поскольку ему в разные периоды принадлежали на праве собственности налогооблагаемые объекты, а именно:
- земельный участок, площадью 1760 кв.м., с кадастровым №, по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым №, по адресу: <адрес>;
- транспортное средство ММВ33112, государственный регистрационный знак №;
- транспортное средство КАМАЗ 55111, государственный регистрационный знак №;
- транспортное средство PETERBILT 387, государственный регистрационный знак №;
- транспортное средство FREIGHTLINER CL120064SТ, государственный регистрационный знак №;
- транспортное средство КАМАЗ 5511, государственный регистрационный знак №;
- транспортное средство ФРЕЙТЛАЙНЕР СЕИТ1ЖУ, государственный регистрационный знак №
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
В соответствии с положениями ст. 93.1 НК РФ на основании поручения от 16.01.2019 года № 115 об истребовании документов (информации) Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю в адрес ФИО1 было направленно требование от 16.01.2019 года № 36 о предоставлении документов (информации) по взаимоотношениям с ООО «Содействие Плюс» ИНН <***> при проведении выездной налоговой проверки ООО «Спецресурс» ИНН <***>.
В соответствии с абзацем вторым п.4 и п. 5 ст. 31 НК РФ данное требование было направленно налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Согласно квитанции о получении, данное требование было получено 06.02.2019 года.
Согласно положениям п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Установленный п. 5 ст. 93.1 НК РФ 5-дневный срок представления документов (информации) истек 13.02.2019 года. Налогоплательщиком уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) представлено не было.
По истечении срока истребуемые документы ФИО1 представлены не были без указания причин.
Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
Налоговым органом было принято решение № 11-29/83 от 07.06.2019 года, о привлечение ФИО1 к налоговой ответственности по п. 2 статьи 126 НК РФ и взыскании штрафа в размере 1 000 рублей.
Судом установлено, что налоговым органом в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ было сформированы и направлены в адрес административного ответчика требования № 3102 от 03.04.2017 года, № 10195 от 23.06.2018 года, № 46870 от 16.07.2019 года, № 61681 от 25.12.2019 года, об уплате налога и пени на общую сумму 174 948,10 руб. которыми налогоплательщику в добровольном порядке предлагалось оплатить сумму задолженности, однако до настоящего времени налогоплательщик свою обязанность не исполнил.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с наличием задолженности у ФИО1 по требованиям № 3102 от 03.04.2017 года, № 10195 от 23.06.2018 года, № 46870 от 16.07.2019 года, № 61681 от 25.12.2019 года налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 174 948,10 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Анапа Краснодарского края от 13.07.2020 года судебный приказ, вынесенный 12.02.2020 года по делу № 2а-376/2020 в отношении ФИО1, отменен на основании заявления должника.
В настоящее время остаток задолженности (недоимки) по уплате налога и пени составляет 174 948,10 рублей из расчета: недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за период 2016, 2018 в размере 47 790 руб., пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 224,22 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за период 2015, 2016, 2018 в размере 1 391 рубль, пени за период с 02.12.2016 года по 02.04.2017 года в размере 8,57 рублей, пени за период с 02.12.2017 года по 22.06.2018 года в размере 12,46 рублей, пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 4,38 рубля; недоимка по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 123 936 рублей, пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 581,47 рубль; недоимка по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, в размере 1 000 рублей.
Из материалов дела следует, что с административным иском налоговая служба обратилась 15.12.2020 года, т.е. не позднее шести месяцев со дня вынесения определения мирового судьи судебного участка № 2 г. Анапа Краснодарского края от 13.07.2020 года об отмене судебного приказа, в установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ, с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ. В связи с вышесказанным, суд приходит к выводу об обращении налогового органа в предусмотренный законодательством срок.
Доказательств исполнения налогоплательщиком ФИО1 обязанности по уплате налогов в деле не имеется, следовательно, установленную законом обязанность ФИО1 не исполнил.
На основании пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговый орган вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке. Порядок взыскания налогов производится в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, разрешая спор, суд, руководствуясь ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 45, 48, 57, 75 части первой Налогового кодекса РФ, главой 31 части второй Налогового кодекса РФ, пришел к выводу об удовлетворении требований и исходит при этом из того, что у налогоплательщика ФИО1 установлена испрашиваемая ко взысканию в судебном порядке налоговая задолженность, ее расчет проверен и признан математически правильным, порядок обращения в суд налоговым органом не нарушен, процедура уведомления налогоплательщика об уплате налога, погашения задолженности, предшествующая обращению в суд, соблюдена.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования город-курорт Анапа, исходя из общей суммы взыскания 174 948,10 рублей - 4 698,96рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180-181, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по г-к Анапа к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и сборам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН: <***>, в пользу ИФНС России по городу-курорту Анапа задолженность (недоимку) по уплате налога и пени в размере 174 948,10 рублей из расчета: недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за период 2016, 2018 в размере 47 790 руб., пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 224,22 рубля; недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за период 2015, 2016, 2018 в размере 1 391 рубль, пени за период с 02.12.2016 года по 02.04.2017 года в размере 8,57 рублей, пени за период с 02.12.2017 года по 22.06.2018 года в размере 12,46 рублей, пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 4,38 рубля; недоимка по транспортному налогу с физических лиц за период 2018 года в размере 123 936 рублей, пени за период с 03.12.2019 года по 24.12.2019 года в размере 581,47 рубль; недоимка по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, в размере 1 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город-курорт Анапа государственную пошлину в размере 4 698,96рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>