УИД 22RS0065-02-2021-003606-60
Дело №2а-3677/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года г.Барнаул
Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Серковой Е.А.,
при секретаре Захарченко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по пене,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края с исковым заявлением к ФИО1 взыскании недоимки по транспортному налогу: пеня в размере 71 423 рубля 72 копейки.
В обоснование иска указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в МИФНС №14 по Алтайскому краю. Согласно сведениям, полученным МИФНС России № 14 по Алтайскому краю от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, административный ответчик является собственником транспортных средств: ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом в соответствии со ст.ст. 357,358 НК РФ, Законом Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС ФИО1 исчислен транспортный налог, подлежащий уплате. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года (налоговое уведомление № *** от ДД.ММ.ГГГГ) составила 163 935 рублей. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год (налоговое уведомление № *** от ДД.ММ.ГГГГ) составила 182 234 рубля. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год (налоговое уведомление № *** от ДД.ММ.ГГГГ) составила 186 959 рублей. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год (налоговое уведомление № *** от ДД.ММ.ГГГГ) составила 1 500 рублей. Сумма транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год (налоговое уведомление № *** от ДД.ММ.ГГГГ) составила 1 500 рублей. В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налога, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ № *** об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ № *** об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ год, от ДД.ММ.ГГГГ № *** об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ год, от ДД.ММ.ГГГГ № *** об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ года. В установленный срок направленные ответчику требования оставлены без удовлетворения. В связи с возникновением недоимки по налогу начислена пеня в размере 54 919 рублей 84 копейки за ДД.ММ.ГГГГ года, в размере 8 367 рублей 57 копеек - за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере 8 043 рубля 57 копеек и 48 рублей 03 копейки за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере 48 рублей 03 копейки - за ДД.ММ.ГГГГ год. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №7 Индустриального района г.Барнаула вынесен судебный приказ №*** о взыскании указанной задолженности с ФИО1, который определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими возражениями ответчика. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, в иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, согласно телефонограммы, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившегося представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п.3 ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, регламентируемые законодательством сроки и процедура направления уведомления и требования являются гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности.
При рассмотрении дела судом установлено, и ответчиком не оспорено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат транспортные средства: ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, **** государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, ****, государственный регистрационный знак ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается также ответом ГИБДД.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 163 935 рублей, в котором произведен расчет и установлен срок оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
В связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год налоговый орган направил ответчику требование № *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога в размере 163 935 рублей, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 182 234 рубля, в котором произведен расчет и установлен срок оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
В связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год налоговый орган направил ответчику требование № *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оплате транспортного налога в размере 182 234 рубля, пени по налогу в размере 4 434 рубля 36 копеек, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 186 959 рублей, в котором произведен расчет и установлен срок оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
В связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год налоговый орган направил ответчику требование № *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога в размере 186 959 рублей, пени по налогу в размере 3 527 рублей 29 копеек, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
Административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 196 959 рублей, в котором произведен расчет и установлен срок оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
В связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года налоговый орган направил ответчику требование № *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога в размере 196 959 рублей, пени по налогу в размере 842 рубля 00 копеек, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
Согласно ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
В связи с тем, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов изменилась после направления требования, в адрес ФИО1 направлено требование № *** об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок до 03.07.2020 (л.д.38). Согласно названного требования начислена пеня в размере 6 307 рублей 60 копеек.
Также, в адрес ФИО1 направлено требование № *** об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38). Согласно названного требования начислена пеня в размере 71 367 рублей 72 копейки.
Факт направления налоговых уведомлений и требований об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ года административному ответчику Почтой России подтверждается списками заказных писем (л.д. 17,20).
Налоговые уведомления и требования об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ года размещены в личном кабинете налогоплательщика.
Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых платежей по требованию №***, №*** истекал ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 14 обратилась к мировому судье судебного участка № 7 Индустриального района г. Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1, в том числе, пени по транспортному налогу в размере 77 675 рублей 32 копейки, что подтверждается датой, указанной на штампе судебного участка.
Таким образом, административным истцом был соблюден шестимесячный срок для обращения с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № *** о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю, в том числе, пени по транспортному налогу в размере 77 675 рублей 32 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка № 7 Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями отменен (л.д. 11).
После чего административный истец с соблюдением предусмотренного законом шестимесячного срока (истекал ДД.ММ.ГГГГ), а именно ДД.ММ.ГГГГ, обратился в Индустриальный районный суд г. Барнаула с иском к административному ответчику ФИО1 (л.д. 2-8,52).
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ч.1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. - 10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 20 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 25 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 60 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 120 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).
Учитывая указанные положения НК РФ ответчик, обязан уплачивать транспортный налог.
В соответствии с ч.2 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствие со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.176 КАС РФ).
В силу ч.4 ст.288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и Определении от 04 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О, названные законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Как следует из административного искового заявления, за ФИО1 числится задолженность по пене по транспортному налогу: в размере 54 916 рублей 52 копейки за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере 8 367 рублей 57 копеек - за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере 8 043 рубля 57 копеек и 48 рублей 03 копейки за ДД.ММ.ГГГГ год, в размере 48 рублей 03 копейки - за 2017 год.
Представленный судом расчет пени судом проверен, является верным, административным ответчиком не оспорен.
В силу п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №7 Индустриального района г.Барнаула с ФИО1 взыскан транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 121 065 рублей 08 копеек.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскан транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 182 234 рубля.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскан транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 114 684 рубля.
Установлено, что недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, на которую истец начисляет пени в размере 8 043 рубля 57 копеек и 48 рублей 03 копейки не взыскивалась в судебном порядке, ответчиком не оплачена, о чем истец указывает в административном иске, таким образом, отсутствие основного обязательства по уплате недоимки по транспортному налогу влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
В силу п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно информации, предоставленной МИФНС №16 по Алтайскому краю задолженность по транспортному налогу за 2016 год не была взыскана налоговым органом в установленном законом порядке. Сведения о судебном приказе №2а-1900/2018 от 01.10.2018 внесены ошибочно.
Иных мер принудительного взыскания транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год истцом суду не представлено, как не представлено доказательств соблюдения порядка и сроков принудительного взыскания.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, задолженность ФИО1 по пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год образовалась за пределами трех лет, а истцом меры взыскания по ст. ст. 46, 47 НК РФ на задолженность свыше трех лет, а также на задолженность по налогам, на которую начислены пени, не применялась. Следовательно, решения налогового органа по взысканию налога в порядке ст. ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ не выносились.
Непринятие налоговым органом мер к принудительному взысканию недоимки по налогу, на которую начислены пени, препятствует их взысканию с налогоплательщика.
Учитывая, что доказательств принятия мер к взысканию с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год налоговый орган не представил, в течение более трех лет не принимались меры по взысканию указанной задолженности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени в размере 8 091 рубль 60 копеек за пропуском срока давности взыскания.
В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию пеня по транспортному налогу в размере 63 332 рубля 12 копеек.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу положений п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ (часть вторая) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Поскольку требования удовлетворены полностью с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 099 рублей 96 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административный иск удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (ИНН ***), зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю пени по транспортному налогу в размере 63 332 рубля 12 копеек.
Взыскать с ФИО1 (ИНН ***), зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в размере 2 099 рублей 96 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края.
Судья: Е.А.Серкова
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2021
Верно, судья: Е.А.Серкова
Секретарь с/з.: Е.С.Захарченко
По состоянию на 13.10.2021 решение не вступило в законную силу
Подлинный документ находится в материалах дела №2а-3677/2021
Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края.
Секретарь с/з.: Е.С.Захарченко