ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3678/2017 от 25.12.2017 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Красновой Н.С.,

при секретаре Филипповой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3678/2017 по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области к Иркутскому региональному общественному Фонду поддержки Муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат № 1 г. Иркутска «Содействие» о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области обратилось в суд с иском, в обоснование указав, что Иркутский региональный общественный фонд поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области <дата> за основным государственным регистрационным номером <номер>

Место нахождения организации: <адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от <дата>.

Руководителем организации является ФИО1, зарегистрированная по адресу<адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от <дата>, копией паспорта.

<дата> в Управление поступило письмо руководителя организации ФИО1, согласно которому организация не осуществляет свою деятельность более двух лет.

<дата> Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что, в нарушении п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация не представила в Управление отчеты о своей деятельности за 2014-2016 года или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Таким образом, организация неоднократно, с 2015 года до настоящего времени не исполняла обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является основанием обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации.

На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать Иркутский региональный общественный фонд поддержки Муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном административном исковом заявлении, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика Иркутский региональный общественный фонд поддержки Муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, заинтересованное лицо <ФИО>2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Согласно п.4. ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, находит требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу ст. 32 п. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В соответствии с п. 3.1 указанной статьи некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно ст. 32 п. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно п.п.65, п.п.74 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 года № 26 Министерства юстиции РФ, Управление Минюста РФ по Иркутской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В силу пп. 3 п.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Поскольку Управление является государственным органом, действующим в целях защиты государственных интересов, уполномоченным в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту, осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ и обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, суд приходи к выводу, что административный истец наделен полномочиями на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Судом установлено, что Иркутский региональный общественный фонд поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области <дата>.

Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Управлением ФНС по Иркутской области от <дата> за основным государственным регистрационным номером <номер>

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п. 3 ст. 32 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 10 статьи 32 указанного закона видно, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В материалах административного дела имеется письмо от президента Иркутского регионального общественного фонда поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» ФИО1 <номер> от <дата>, в котором указано, что фонд не осуществляет свою деятельность более двух лет, в связи с чем, просила ликвидировать организацию и исключить из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, в ходе изучения материалов учетного дела, истцом установлено, что ответчиком не представлены отчеты о своей деятельности за 2014-2016 года или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной информацией об организации.

Анализ информации из Автоматизированной информационной системы «Учет некоммерческих и религиозных организаций» показывает, что сведения о предоставлении деятельности Иркутского регионального общественного фонда поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» в базе данных Управления Минюста России по Иркутской области отсутствуют.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что Иркутский региональный общественный фонда поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» неоднократно нарушала требования, указанные в подпункте «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», части 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что, по мнению суда, является основанием для удовлетворения исковых требований о ее ликвидации.

В соответствии со ст. 114 ч. 1 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Иркутскому региональному общественному фонду поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Иркутский региональный общественный фонд поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие», ОГРН <номер>, исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Иркутского регионального общественного фонда поддержки муниципального общеобразовательного учреждения лицей-интернат №1 г. Иркутска «Содействие» в доход бюджета г. Иркутска государственную пошлину в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца с даты составления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий: Н.С. Краснова