ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-367/18 от 01.04.2019 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-48/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2019 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд Алтайского края, в составе председательствующего судьи Омелько Л.В.,

при секретаре Астаховой Г.Е.,

с участием административного истца прокурора Стешиной О.А., Кучина Р.Б., представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Белокурихи к Белокурихинскому городскому Совету депутатов Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Белокурихи, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к Белокурихинскому городскому Совету депутатов Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, ссылался на то, что из системного анализа толкования норм права следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами. В случае несоблюдения таковых требований, последствием является досрочное прекращение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности.

В результате проведенной проверки, установлено, что депутатами Белокурихинского городского Совета депутатов ФИО2 и ФИО3 представлены неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, а именно: ФИО2 – не указан остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2017г. на расчетном счете, открытом в ПАО «Сбербанк России» 19.06.2017г., в сведениях о доходах супруги ФИО4 не отражен доход от продажи транспортного средства <данные изъяты> на сумму 120000 рублей; ФИО3 – не отражены сведения о наличии транспортного средства <данные изъяты>, 1998 года выпуска, в сведениях о доходах не отражена сумма дохода в виде перечисленных процентов в размере 66,39 рублей, не отражена информация об открытом 13.09.2000г. в отделении ПАО «Сбербанк России» расчетном счете и наличии на данном счете денежных средств.

В связи с выявленными нарушениями прокурором города Белокурихи 19.10.2018г. в адрес Белокурихинского городского Совета депутатов вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указано на необходимость досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО3 и ФИО2 Представление рассмотрено 21.12.2019г., депутатам указано на недопустимость нарушения порядка и полноты представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако принято решение об отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий названных депутатов.

Административный истец просил суд, признать незаконным бездействие Белокурихинского городского Совета депутатов, выразившееся в не выполнении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов ФИО2 и ФИО3, возложить на Белокурихинский городской Совет депутатов Алтайского края обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов ФИО2 и ФИО3 на ближайшем заседании указанного представительного органа после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора города Белокурихи Стешина О.А., а в предыдущем судебном заседании помощник прокурора города Белокурихи Кучин Р.Б., просили суд удовлетворить административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО1 требования административного истца не признала, суду пояснила, что вопрос о прекращении полномочий депутатов относится к компетенции Белокурихинского городского Совета депутатов и внесенное представление не является обязанностью Совета депутатов на безусловное прекращение полномочий депутатов. Рассмотрев представление прокурора города Совет депутатов не нашел оснований для прекращения полномочий депутатов ФИО2 и ФИО3, поскольку нарушения хотя и имели место, однако они малозначительные. Советом депутатов не установлено фактов заведомого сокрытия доходов, незаконности получения этого дохода, получения дохода в связи с исполнением полномочий депутатов. Так депутатов супруга депутата ФИО2 продала автомобиль в 2016 году и получила денежные средства также в 2016 году, перерегистрация учета транспортного средства состоялась в 2017 году. Из объяснений депутата ФИО3 следует, что автомобиль <данные изъяты> премио, 1998 года выпуска, фактически находится в пользовании и собственности ее подруги, поэтому сведения о нем она не указала.

Кроме того, полномочия по проверке достоверности и полноты сведений в отношении депутатов прямо отнесены к компетенции Губернатора Алтайского края. Прокурором города Белокурихи нарушена процедура проведения проверки. Фактически проверка не проводилась, информация и документа не запрашивались, уведомления проверяемому органу о необходимости представления сведений не направлялись.

Заинтересованные лица по делу ФИО2, ФИО3, ПАО «Сбербанк России», ГИ БДД МО МВД России «Белокурихинский», ВТИ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Об отложении разбирательства по делу суд не просили.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд признает требования административного истца обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса Административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 12.1 ФЗ № 273-ФЗ).

В силу статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что заинтересованные лица по делу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются депутатами Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края седьмого созыва по итогам выборов от ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и правомочность Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края седьмого созыва признаны решением Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГг. .

ФИО2 является депутатом Белокурихинского городского Совета депутатов впервые.

ФИО3 избрана депутатом Белокурихинского городского Совета депутатов во второй раз, ранее являлась депутатом Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края шестого созыва (ДД.ММ.ГГГГ-18.09.2016г).

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (ч. 2 ст. 1, ст.ст. 70-72).\

В соответствии со ст. 33 Устава Муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, городской Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального образования.

Городской Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Срок полномочий городского Совета депутатов исчисляется со дня его первого правомочного заседания. Полномочия городского Совета депутатов прекращаются с момента начала работы первого правомочного заседания городского Совета депутатов нового созыва, за исключением случае досрочного прекращения полномочий.

Согласно ст. 38 Устава Муниципального образования город Белокуриха Алтайского края (далее по тексту - Устав) Депутатом городского Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и имеющий право участвовать в выборах в городской Совет депутатов. Депутат является полномочным представителем избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа.

В соответствии со ст. 77 Устава, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города, государством, физическим и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 10 ч. 10 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ).

В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).

Как следует из предписаний статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).

Из материалов дела следует, что 28.03.2018г., депутатом ФИО3 подана справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, а депутатом ФИО2 – 16.04.2018г.

Согласно справки помощника прокурора города Белокурихи Асташенко Д.А. от 19.10.2018г., во исполнение распоряжения прокурора края от 20.122016г. р «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» на основании решения прокурора города от 18.07.2018г. проведена проверка соблюдения депутатами Белокурихинского городского Совета депутатов обязанности представлять сведения о доходах, по результатам которой установлено, что депутатами ФИО2, ФИО3 представлены неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, ФИО2 в справке, представленной на супругу ФИО4 указан остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2017г. на расчетном счете открытом в ПАО «Сбербанк России» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями ПАО «Сбербанк».

Кроме того, в сведениях о доходах супруги ФИО4 не отражен доход от продажи транспортного средства <данные изъяты> на сумму 120000 рублей, что подтверждается карточкой учета транспортного средства.

Из объяснений ФИО2 следует, что отчуждение транспортного средства ВТИ совершено в августе 2016 года.

В ходе проверки установлено, что договор между ФИО4 и ВТИ заключен ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, на учет ВТИ транспортное средство поставлено 17.03.2017г.

Регистрационные действия с автомобилем произведены в 2017 году, вместе с тем, ни в разделе 1, ни в разделе 3 ФИО2 сведения о транспортном средстве не отразил, чем нарушил требования действующего законодательства.

В соответствии с карточкой учета транспортных средств, на праве собственности ФИО3 принадлежат следующие автомобили: <данные изъяты> 2007 года выпуска, регистрация 08.06.2011г.; <данные изъяты><данные изъяты>, 1998 года выпуска, регистрация 24.09.2011г.

В представленных ФИО3 сведениях об имуществе отражено наличие на праве собственности только транспортного средства <данные изъяты>, 1998 года выпуска.

ФИО3 в сведениях о доходах не отражена сумма дохода в в иде перечисленных процентов в размере 66,39 рублей, что подтверждается сведениями ПАО «Сбербанк России».

Кроме того, в сведениях о счетах в банках и иных кредитных организациях ФИО3 не отражена информация об открытом 13.09.2000г. в отделении ПАО «Сбербанк России» расчетном счета, на котором имелся остаток денежных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями ПАО «Сбербанк России».

Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей справки в 2018 году (за отчетный 2017 год) (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 18-2/10/В-10452) изданными во исполнение пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" даны разъяснения по вопросам предоставления указанных сведений по основанию замещения гражданином должности на отчетную дату.

Эти рекомендации подлежат применению и к депутатам представительных органов местного самоуправления, поскольку под служащим (работником) данные методические рекомендации понимают лиц, замещающих муниципальные должности, к которым, как уже указано выше, в силу статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ относятся и депутаты представительного органа муниципального образования.

Из содержания справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее по тексту – Справка БК) ФИО3 на ДД.ММ.ГГГГ следует, что раздел 1 «Сведения о доходах» заполнен, отражены сведения о доходах по основному месту работы; в разделе 2 «Сведения о расходах» какие-либо отметки отсутствуют; Раздел 3 «Сведения об имуществе», подраздел 3.1. «Недвижимое имущество» имеются сведения о нежилом здании по <адрес>, в подразделе 3.2. «Транспортные средства» имеются сведения о наличии в собственности автомобиля легкового «<данные изъяты>», 1998 года выпуска; Раздел 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» заполнены сведения о трех счетах открытых в ПАО «Сбербанк России» с датой открытия <данные изъяты>. – остаток по счету <данные изъяты> рублей, 01.02.2017г. – остаток по счету <данные изъяты> рублей, 14.11.2014г. – остаток по счету <данные изъяты>; Раздел 5 «Сведения о ценных бумагах» Подраздел 5.1. «<данные изъяты>, в Разделах 6, 7 также имеются отметки об отсутствии.

Однако, согласно карточек учета транспортных средств, в собственности ФИО3 имеются автомобили: <данные изъяты>, 2007 года выпуска, дата постановки на учет 08.06.2011г., <данные изъяты>, 1998 года выпуска, дата постановки на учет 24.09.2011г. (л.д. 32), что не отражено в Справке БК.

Кроме того, согласно выписки по счету ПАО «Сбербанк России» доход по процентам, по данному счету, ФИО3 составил 66,37 рублей, и по счету – 0,02 рубля, а всего на сумму 66 рублей 39 копеек, что не отражено в Справке БК (л.д. 36).

Также, депутатом ФИО3 в Справке БК за 2017 год не отражен счет <данные изъяты>. в ПАО «Сбербанк России» с остатком по счету 14 рублей 52 копейки.

Согласно справки БК поданной депутатом ФИО2 в отношении доходов, расходов, имущества и обязательствах имущественного характера супруги депутата ФИО4 раздел 1 «Сведения о доходах» заполнен, отражены сведения о доходах по основному месту работы; в разделе 2 «Сведения о расходах» какие-либо отметки отсутствуют; Раздел 3 «Сведения об имуществе», подраздел 3.1. «Недвижимое имущество» имеются сведения об отсутствии имущества, в подразделе 3.2. «Транспортные средства» имеются сведения о наличии в собственности автомобиля легкового <данные изъяты>, 2014 года выпуска; 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» заполнены сведения о двух счетах открытых в ПАО «Сбербанк России» с датой открытия ДД.ММ.ГГГГ., с остатком 0,00 рублей, счета открытого 05.08.2015г. с остатком по счету <данные изъяты> рубля; Раздел 5 «Сведения о ценных бумагах» имеется отметка об отсутствии таковых, в Разделах 6, подраздел 6.1. «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» имеются сведения о безвозмездном пользовании квартирой в <адрес>; Раздел 7 имеются отметки об отсутствии.

Однако, согласно карточки учета транспортного средства, в собственности ФИО4 имелся автомобиль марки <данные изъяты>, 2006 года выпуска, дата постановки на учет 29.04.2016г., который 17.03.2017г. снят с учета в связи с его продажей.

Согласно копии договора купли-продажи от 18.08.2016г. автомобиль <данные изъяты> 2006 года выпуска ФИО4 продан ВТИ, сумма сделки 120000 рублей.

Вместе с тем, в Справке БК сведения о доходах за 2017 год, на сумму 120000 рублей не отражены.

При этом не имеет правового значения тот факт, что расчет по сделке производился в 2016 году, а снятие с учета имело место в 2017 году, поскольку из представленной Справки БК за 2016 год, поданной 27.03.2017г., также усматривается, что названная сумма не отражена в качестве дохода (л.д. 165-167).

Кроме того, не указан остаток по счету открытому в ПАО «Сбербанк России» открытому 19.06.2017г. на сумму 10,00 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности отраженных в Справках БК депутатами ФИО5 и ФИО2, т.е. лицами обладающими публичным статусом, недостоверных сведений за 2017 год.

Анализ приведенных правовых положений позволяет суду прийти к выводу о том, что обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, депутат обязан на основании вышеприведенных правовых положений представлять достоверные и полные сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).

Следовательно, внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют, как правильно констатировал суд апелляционной инстанции, об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, утверждения административного ответчика об отсутствии у прокурора права на оспаривание в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, бездействия представительного органа местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО2 и ФИО3, а также вывода о том, что постановка такого вопроса перед представительным органом местного самоуправления является прерогативой высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, является ошибочной.

Вопреки доводам административного ответчика о том, что проверка прокурором города Белокурихи не проводилась, материалы дела содержат решение прокурора города Белокурихи от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки Белокурихинского городского Совета депутатов. Цель проверки – исполнение требований законодательства о противодействии коррупции. При этом, ДД.ММ.ГГГГ. исх. , сообщение о проверки направлено Председателю Белокурихинского городского Совета депутатов.

Вышеперечисленные нарушения, выявленные по итогам проверки отражены в справке проверки от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 25-26).

ДД.ММ.ГГГГ, прокурором города Белокурихи, Председателю Белокурихинского городского Совета депутатов, направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержались требования о безотлагательном рассмотрении представления и принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов ФИО2 и ФИО3

Из выписки из протокола очередной двенадцатой сессии Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края седьмого созыва от 21.12.2018г. следует, что протест прокурора рассмотрен. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов обсужден, вынесен на голосование. Все присутствующие на сессии депутаты проголосовали «против». Одобрен ответ на представление прокурора города Белокурихи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151-154).

ДД.ММ.ГГГГ принято решение за подписью Председателя Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края КСК «О рассмотрении представления прокурора города» (л.д. 40).

Из ответа Белокурихинского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного прокурору города Белокурихи, следует, что по итогам рассмотрения представления, принято решение, указать депутатам городского Совета депутатов на недопустимость нарушения порядка и полноты предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Вопрос о возможности досрочного прекращения полномочий указанных в представлении депутатов был также рассмотрен на указанном заседании городского Совета депутатов 21.12.2018г. По данному вопросу депутаты проголосовали за отклонение решения в связи с отсутствием признаков заведомости и коррупционной составляющей в действиях депутатов. По мнению городского Совета депутатов, в данном конкретном случае, депутатами допущены несущественные и малозначительные нарушения, также ошибки, связанные с неправильным пониманием порядка заполнения справки о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера. Фактов заведомого сокрытия доходов, незаконности получения этого дохода, получения дохода в связи с исполнением полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, наличия какой-либо коррупционной составляющей не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление полных и достоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера о своих и супруги является императивной обязанностью депутата, которая депутатами ФИО2 и ФИО3 надлежащим образом не исполнена, а вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов отнесен к компетенции Белокурихинского городского Совета депутатов (ст. 36 Устава муниципального образования город Белокуриха Алтайского края), следовательно не принятие решения по вопросу досрочного прекращения полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов Алтайского края ФИО2, ФИО3 расценивается как бездействие.

При изложенным, суд признает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Разрешая спор по существу, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что представление прокурора не может свидетельствовать о безусловной необходимости применения в отношении названных лиц мер публично-правовой ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутатов.

Применение таких мер должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В рассматриваемом по настоящему делу случае имеет место невнесение сведений в Справку БК не только несущественных сведений, но и сведений о доходе на сумму 120000 рублей депутатом ФИО2 и наличие в собственности автомобиля <данные изъяты>, 1998 года выпуска депутатом ФИО3, что по мнению суда является существенным нарушением.

В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В силу части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Руководствуясь ст. ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Белокурихи удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Белокурихинского городского Совета депутатов, выразившееся в не выполнении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов ФИО2 и ФИО3.

Возложить на Белокурихинский городской Совет депутатов Алтайского края обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Белокурихинского городского Совета депутатов ФИО2 и ФИО3 на ближайшем заседании указанного представительного органа после вступления решения в законную силу.

Обязать Белокурихинский городской совет депутатов Алтайского края сообщить об исполнении решения по административному делу в Белокурихинский городской суд в течение двух месяцев (1 месяц - п. 9 ст. 227 КАС РФ и 30 дней – ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В. Омелько