ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-367/2023 от 24.11.2023 Щигровского районного суда (Курская область)

УИД 46RS0028-01-2023-000301-69

№ 2а-367/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 г. г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Артемовой Л.Н.,

с участием административного истца Щигровского межрайонного прокурора Курской области в лице помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Бугая Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить реконструкцию (замену) водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры Курской области,

У С Т А Н О В И Л:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению Администрация г. Щигры Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по капитальному ремонту (замене) водопроводной сети по ул. Комарова г. Щигры Курской области, возложении обязанности по обеспечению капитального ремонта (замене) водопроводной сети по ул. Комарова г. Щигры Курской области. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления прокурорского надзора исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении выявлены нарушения в деятельности Администрации города Щигры Курской области. Как указано в административном исковом заявлении, в рамках проведенной проверки установлено, что в 2022 году на ул. Комарова г. Щигры имело место 3 факта порыва водопроводной сети, которая находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, устранение порывов потребовало выполнение ремонтных работ. Системность данных фактов указывает на неэффективность мероприятий по текущему ремонту водопроводной сети и свидетельствует о необходимости капитального ремонта (замены) сети водоснабжения на указанной улице. Непринятие мер по капитальному ремонту (замене) сетей водоснабжения, расположенных на территории города Щигры, влечет нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг, угрожает здоровью населения. Однако до настоящего времени мер, направленных на устранение нарушений, административным ответчиком не принято. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на действующее законодательство, регламентирующее полномочия органов местного самоуправления по вопросам водоснабжения и водоотведения, с учетом уточнения исковых требований в части непринятия мер по капитальному ремонту (замене) водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры Курской области, на которой имело место 8 фактов порыва водопроводной сети, административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по реконструкции (замене) водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры Курской области, возложить на административного истца обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить реконструкцию (замену) водопроводной сети по ул. Свердлова г.Щигры Курской области.

Определением Щигровского районного суда Курской области от 03.07.2023 в качестве заинтересованного лица для участия в деле привлечено АО «Курскоблводоканал», ненадлежащий административный ответчик Администрация города Щигры Курской области заменена на надлежащего административного ответчика Администрацию Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области.

Определением Щигровского районного суда Курской области от 24.07.2023 в качестве заинтересованного лица для участия в деле привлечена Администрация Щигровского района Курской области, ненадлежащий административный ответчик Администрация Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области заменена на надлежащего административного ответчика Администрацию города Щигры Курской области.

Определением Щигровского районного суда Курской области от 27.09.2023 в качестве заинтересованного лица для участия в деле привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.

В судебном заседании помощник Щигровского межрайонного прокурора Курской области Бугай Д.Р. поддержал уточненные требования и просил признать незаконным бездействие Администрации города Щигры Курской области, выразившееся в непринятии мер по реконструкции (замене) водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры Курской области, возложить на административного истца обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить реконструкцию (замену) водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры Курской области.

Представитель административного ответчика Администрации г.Щигры Курской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела административный истец извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых указал, что заявленные требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Административным истцом не доказано, какую норму закона или нормативного правового акта действие (бездействие) органа местного самоуправления нарушает административный ответчик, в чем заключается его бездействие, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется орган и чем указанное уклонение подтверждается. В деле отсутствует информация, где, когда и в связи с чем произошли порывы водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры в 2022 году. Экспертиз и заключений о неудовлетворительном состоянии водопроводной сети и необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции) к исковому заявлению не приложено, полагают, что на основании только предположений истца считать, что водопроводные сети требуют капитального ремонта, оснований не имеется. В соответствии с техническим паспортом на наружные сети водопровода по ул. Свердлова процент износа сетей составляет от 40% до 80%.

Представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица АО «Курскоблводоканал» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, возражений не представил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил.

Заинтересованные лица Администрация Щигровского района Курской области, Администрация Пригородненского сельсовета Щигровского района Курской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в судебное заседание своих представителей, возражений не представили.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей участников процесса.

Выслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно положениям п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом указанные условия должны иметь место в совокупности.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Из вышеуказанных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию систем водоснабжения.

Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации закреплен ст. 3 Жилищного кодекса РФ, согласно которой никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с п. 1 приложения 1 к Правилам холодное водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

Судом установлено, что на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 1 от 07.10.2022 Администрацией города Щигры объекты водоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области, были переданы АО «Курскоблводоканал» с целью социального обеспечения населения города Щигры Курской области услугами водоснабжения (водоотведения).

Согласно п. 2.3.3 указанного договора ссудополучатель обязать поддерживать имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт с согласия ссудодателя.

В 2022 году Щигровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории г. Щигры Курской области, в ходе которой установлено в 2022 году на ул. Свердлова г. Щигры имели место 8 порывов водопроводной сети, в связи с чем устранение порывов потребовало выполнения текущих ремонтных работ.

Согласно информации от 01.11.2023, представленной АО «Курскоблводоканал», за 2022 год и истекший период 2023 года общество устранило 8 порывов по ул. Свердлова г.Щигры Курской области, такое количество порывов обусловлено ветхостью водопроводной сети. Все аварии и ход их устранения регистрируются в системе IC-ЖКХ, выгрузку из системы с перечнем ремонтных работ за 2022 год и истекший период 2023 года прилагаются. Собственником водопроводных сетей в г.Щигры Курской области является Администрация Щигровского района, техническая документация на водопроводные сети, расположенные по ул.Свердлова обществу не передавались.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства и системность порывов водопроводной сети указывают на ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своей обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации систем водоснабжения.

Постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 № 748-па утверждена государственная программа Курской области «Воспроизводство и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды в Курской области», в рамках которой реализуется подпрограмма «Экология и чистая вода в Курской области» и региональный проект «Чистая вода», предусматривающие строительство, модернизацию, реконструкцию объектов систем водоснабжения на территории Курской области.

Однако Администрация города Щигры Курской области не приняла мер к участию муниципального образования в региональной программе в целях получения софинансирования на указанные цели из бюджетов иных уровней и к обеспечению надлежащей эксплуатации систем водоснабжения.

Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своей обязанности и непринятие мер к реконструкции сетей водоснабжения, расположенных на территории города Щигры, в частности по ул. Свердлова, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг, угрожает здоровью населения.

До настоящего времени реконструкция водопроводной сети водоснабжения по ул. Свердлова г. Щигры Курской области Администрацией города Щигры не произведена.

Таким образом, вопреки положениям ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации города Щигры Курской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере надлежащей эксплуатации систем водоснабжения.

Доводы административного ответчика о том, что со стороны Администрации г. Щигры отсутствует незаконное бездействие, поскольку орган местного самоуправления выполняет свои обязанности по организации водоснабжения и водоотведения на территории г. Щигры в полном объеме, что надлежащие доказательства, подтверждающие заявленные административные исковые требования не представлены, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами, оснований не доверять расчету процента износа сетей водоснабжения, произведенному АО «Курскоблводоканал», у суда не имеется.

Проанализировав представленные доказательства, суд считает, что непринятие мер к реконструкции сетей водоснабжения, расположенных на территории города Щигры, влечет нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг, угрожает здоровью населения, в связи чем административные исковые требования подлежат удовлетворению. Также суд, принимая во внимание, что срок для исполнения решения суда должен быть разумным и достаточным, значимость разрешенного судом вопроса в сфере водоснабжения на территории города Щигры, приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований о возложении на Администрацию города Щигры Курской области обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить реконструкцию водопроводной сети по ул. Свердлова города Щигры Курской области.

В силу положений ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрация г. Щигры Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить реконструкцию (замену) водопроводной сети по ул. Свердлова г. Щигры Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Щигры Курской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению реконструкции водопроводной сети по ул. Свердлова города Щигры Курской области.

Возложить на Администрацию города Щигры Курской области обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить реконструкцию водопроводной сети по ул. Свердлова города Щигры Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 8 декабря 2023 г.

Председательствующий С.Н. Зуборев