ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3683/2021 от 09.03.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2а-430/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – ФИО4,

с участием представителя административного истца – ФИО5, на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, Управление охраны объектов культурного наследия <адрес>, о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ФИО2 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконным отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх.10489/21 и устранении нарушения путем выдачи распоряжения на размещение водовода на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ вх. № ГУ-10394/21.

Исковые требования мотивированы отсутствием законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешений на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» на прокладку уличного водовода длиной 1 121 м. в кадастровом квартале 91:01:001001 согласно рабочему проекту. Принимая во внимание, что в районе <адрес> строящийся жилой массив не обеспечен водоснабжением, отсутствие разрешения на размещение водовода ограничивает права истца на возможность использования земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 на основании договоров купли-продажи является собственником земельных участков: площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>, пер.Фонтанный, 53; площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>, пер.Фонтанный, 48; площадью 100 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 940 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 861 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 904 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 805 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 804 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 803 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 844 кв.м. по адресу: <адрес>; площадью 848 кв.м. по адресу: <адрес>; что подтверждается выписками из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 через МФЦ обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта (объектов) – прокладка инженерных сетей уличного водоснабжения (прокладка уличного подземного водовода длиной 1 121 м.) к строящемуся коттеджному комплексу, расположенному по адресу: <адрес>, согласно представленной схеме границ, номер кадастрового квартала 91:01:001001, предоставив следующие документы: схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; рабочий проект «Строительство коттеджного комплекса по адресу: <адрес>, Балаклава, район <адрес>, наружные сети водоснабжения и канализации»; письмо Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.2-27/02/19 о согласовании документации; внешний облик планируемого к размещению объекта.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> письмом за № ГУ-исх-10489/21 на основании подпункта 5 пункта 9 Порядка и условий размещения на территории <адрес> объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в связи с отрицательным заключением Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> о возможности размещения вышеуказанного объекта отказано.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности <адрес>.

Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени <адрес> управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности <адрес>, за исключением лесных участков (пункт 4.41 Положения).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РДЗ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшими на момент принятия оспариваемого решения) утвержден Административный регламент «Выдача разрешений на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Подпунктом 2.9. пункта 2 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:

1) земли или земельные участки, на использование которых испрашивается Разрешение, не находятся в государственной собственности <адрес>;

2) земли или земельные участки, на использование которых испрашивается Разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу;

3) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 4, подпунктами 1, 3, 4 пункта 5 настоящего Порядка;

4) заявление подано в отношении объектов, не указанных в Перечне (п. 2.5 Административного регламента);

5) размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации;

6) размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

7) в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

8) имеется принятое ранее даты подачи заявления решение о распоряжении земельным участком;

9) если земли или земельные участки, на использование которых испрашивается Разрешение, налагаются (полностью или частично) на земли или земельные участки, в отношении которых уже имеется действующее разрешение на размещение объектов.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП утвержден Порядок и условия размещения на территории <адрес> объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которые регламентируют процедуру и условия размещения объектов (далее - объекты), перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - перечень), на основании части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 9 указанного Порядка уполномоченный орган отказывает в предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов) в случае, если размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации.

Как следует из материалов дела, Департаментом архитектуры и градостроительства в рамках межведомственного взаимодействия дано заключение, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях улично-дорожной сети и территории общественного пользования, согласно постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. Режим использования: Р-3-3, участок Л-29, Р-4-3, участок МЗ-10 согласно приказу Минкультуры России от 12.08.12016 . В границах регламентного участка Р-3-3, Л-29 запрещено возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с требованиями указанного приказа. В выдаче разрешения на использование земельного участка отказано.

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в том числе: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1); осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Согласно пункту 12 статьи 1 указанного кодекса территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 названного кодекса). Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).

Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше норм следует, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Согласно представленной на запрос суда выкопировке из Генерального плана <адрес>, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в красных линиях улично-дорожной сети и территории общественного пользования в соответствии с документацией по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП.

Кроме того, приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – Достопримечательное место «Древний <адрес> и крепости Чембало и Каламита», расположенного в <адрес>.

Согласно подпункту 30.1 пункта 30 данного приказа в границах регламентного участка Р-3-3 запрещаются: земляные и мелиоративные работы, не связанные с исследованиями, сохранением, музеефикацией памятников и исторически ценного (культурного) ландшафта, использованием территорий в рекреационных целях, комплексным развитием территории участка Л-22 в границах кадастровых кварталов 91:02:006011, 91:02:003013, 91:02:003016 с учетом допустимого при реорганизации территории функционального назначения, и комплексным развитием территории в границах участков Л-34, Л-37 (часть территорий участка Л-37 в границах кадастрового квартала 91:01:012001).

С учетом изложенного, принимая во внимание приведенные нормы закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> в предоставлении ФИО2 государственной услуги «Выдача разрешений на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.

С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.