ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3684/2020ГОДА от 04.12.2020 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№ 2а – 3684/2020 года ( публиковать).

УИД 18RS0002-01-2020-000944-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2020 года.

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Обуховой М.А.,

при секретаре Смирновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Прокуратуре Удмуртской Республики в лице Прокуратуры Первомайского района г. Ижевска о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в отказе предоставить истцу запрошенные копии жалоб от <дата> и <дата>.

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, и просит признать незаконным бездействие Прокуратуры УР (Первомайского района г. Ижевска), выраженное в отказе предоставить истцу запрошенные копии жалоб от <дата> и <дата>, основывая требования тем, что непредставление информации незаконно и тем самым нарушает права истца на защиту от правонарушений, а также на получение запрошенной информации и адекватного ответа на запросы, поставленные им в обращении.

В ходе рассмотрения дела истец в письменных пояснениях от <дата>, принятых судом указывает, что административный ответчик отказался предоставить административному истцу запрошенные копии жалоб от <дата> и <дата>, с отметкой о регистрации. Названное бездействие нарушает право заявителя на получение запрошенной информации о деятельности административного ответчика, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ, поскольку законодательного запрета на получение такой информации нет, информация не только поступила административному ответчику, но и создана им т.к. содержит сведения о регистрации.

В ходе рассмотрения дела, истец в письменных пояснениях от <дата> принятых судом указывает, что отношения в сфере предоставления информации, регулируются ч.4 ст. 29 Конституции РФ и специальными законам, а именно ФЗ-149 и 8, которые не позволяют государственным органам отказывать направлять информацию, в случае отсутствия на то установленного законом запрета. Таким образом, несостоятельна ссылка административного ответчика на положения ст. 24 Конституции РФ и ФЗ -59 о праве административного истца на ознакомление с материалами по обращению, поскольку они отношения не регулируют, а названные выше нормы, являются специальными. Очевидно, что запрошенная истцом копии обращений, с отметкой о регистрации, являются информацией о деятельности административного ответчика, поскольку не только поступила в государственный орган, но и создана им, так как содержит отдельную информацию - сведения о регистрации. Названное бездействие нарушает право истца на получение запрошенной информации о деятельности административного ответчика.

В ходе рассмотрения дела, истец в письменных пояснениях от <дата>, <дата> и от <дата> принятых судом указывает, что поддерживает пояснения от <дата>, т.е. указанные выше. И поясняет, что отношения в сфере предоставления информации, регулируются ч.4 ст. 29 Конституции РФ и специальными законами, в том числе ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которые не позволяют отказывать в предоставлении запрошенной информации о деятельности государственного органа, в случае отсутствия на то законодательного запрета. Запрошенные административным истцом копии обращений, с отметкой о регистрации, являются информацией о деятельности административного ответчика, поскольку является не только информацией, поступившей в государственный орган, но и созданной, так как содержит отдельную информацию- сведения о регистрации. Ст.24 Конституции РФ и ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» о праве на ознакомление с материалами по обращению, отношения не регулируют, нормы в области предоставления запрошенной информации являются специальными. Бездействие нарушает право административного истца на получение запрошенной информации о деятельности административного ответчика.

В ходе рассмотрения данного дела административный истец, ранее участвуя в судебных заседаниях, указал что им ошибочно в первоначальном исковом заявлении от <дата> указано, что ему не предоставлена копия запрошенной жалобы от «17» января 2020 года, и ее следует верной считать как от <дата>, поскольку интернет – приемной зарегистрирована внутренним номером № В91591.

Определением суда от <дата> к участию в деле в силу ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованных лиц привлечены заместитель прокурора Первомайского района г. Ижевска - Аксенов Е.И. и прокурор Первомайского района г. Ижевска – Курбатов А.В.

Определением суда от <дата> производство по административному делу по административному иску ФИО1 к Прокуратуре Удмуртской Республики в лице Прокуратуры Первомайского района г. Ижевска о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в отказе предоставить истцу запрошенные копии жалоб от <дата> и <дата>, с отметкой о регистрации, - прекращено.

Апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от <дата> определение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от <дата> о прекращении производства по делу в части требований ФИО1 об оспаривании отказа прокурора предоставить копии поданных ФИО1 жалоб отменено.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд соответствующее заявление от <дата>.

Представитель административных ответчиков Прокуратуры Первомайского района г. Ижевска, а также Прокуратуры Удмуртской Республики - ФИО2, действующая в суде по доверенности, против удовлетворения административного иска возражала полагая, что нарушение прав административного истца отсутствует. Указывая, что требования административного истца обязать предоставить копии жалоб с отметкой о регистрации, ничем не регламентировано и не предусмотрено законодательством. Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры регулируется федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.
А также Положением о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Прокуратуре Удмуртской Республики, утвержденной Приказом прокурора УР от <дата>. А потому и говорить о несоответствии оспариваемых решений, действий ( бездействий) нормативным правовым актам, как то предусмотрено положениям ст. 227 КАС РФ, не имеется.

В соответствии с приказом прокурора УР от <дата>-Ж - Аксенов Е.И. назначен на должность заместителя прокурора Первомайского района г. Ижевска. Приказом Генерального прокурора РФ от 19.06.2015г Курбатов А.В. назначен на должность прокурор Первомайского района г. Ижевска. Приказом Генерального прокурора РФ от <дата>Курбатов А.В. назначен на должность начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры УР. Обращения ФИО1 рассмотрено в соответствии Приказом Генерального прокурора РФ от <дата> « Об утверждении и введении в действие инструкции о прядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ». В соответствии с п.5.1. Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры УР, утвержденного приказом Прокурора УР от 04.08.2017г указано, что в ответе в обязательном порядке указываются содержание обращения, дата его подписания заявителем, исходящий номер при наличии, либо сведения о регистрации обращения ( дата, номер). В ответах данных ФИО1<дата>ж-19 указано, что прокуратурой Первомайского района г. Ижевска Ваше обращение от <дата>, поступившее из прокуратуры УР в прокуратуру Первомайского района <дата>, с доводами о нарушении должностными лицами Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР в порядке рассмотрения обращений, рассмотрено т.е. ФИО1 сообщено когда прокуратурой района зарегистрирована его обращение. Так же <дата> и <дата>ФИО1 давались ответы за ж -19 в которых также указано, что прокуратурой Первомайского г. Ижевска обращение ФИО1 от <дата> поступившее из прокуратуру УР в <адрес>ную прокуратуру г.Ижевска <дата> с доводами о не согласии с процессуальным решением заместителя прокурора Первомайского района г. Ижевска Аксенов Е.И., и <дата> в ответе указано, что прокуратура Первомайского района г. Ижевска от <дата> поступившей из прокуратуры УР в прокуратуру Первомайского района г. Ижевска <дата> с доводами о не согласии с процессуальным решением заместителя прокурора Первомайского района г. Ижевска Аксенов Е.И. т.е. ФИО1 во всех ответах данных прокуратурой Первомайского района г. Ижевска сообщалось, когда зарегистрирована в прокуратуре района обращения ФИО1. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется т.к. доводы административного истца не основаны на законе.

Учитывая, что явка административного истца и заинтересованных лиц в судебное заседание обязательной не признана, сведения о причинах неявки административным истцом предоставлены и они оценены судом, суд на основании пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ /далее – КАС РФ/ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, и заинтересованных лиц, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.


Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры регулируется федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Пункт 1 статьи 12 данного закона устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, <дата>ФИО1 обратился в прокуратуру УР посредством интернет - приемной с жалобой ( вх № В 91536 ) о нарушении должностными лицами Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР сроков рассмотрения обращения.

<дата> (исх. ) обращение ФИО1 от <дата> в части доводов об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей территориального отдела УФССП России по Удмуртской Республике, направлено для рассмотрения по подведомственности в УФССП по УР; обращение в части доводов о нарушении территориальным отделом УФССП по УР требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан направлено прокурору Первомайского района г. Ижевска.

<дата> заместителем прокурора Первомайского района г.Ижевска Аксенов Е.И. на обращение ФИО1 от <дата> в части доводов о нарушении территориальным отделом УФССП по УР требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ.

<дата>ФИО1 обратился в прокуратуру УР с жалобой ( вх № В 91591) о несогласии с вынесенным решением - определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>..

<дата> жалоба направлена для рассмотрения прокурору Первомайского района г.Ижевска, которая поступила в прокуратуру района <дата>.. <дата> прокурором Первомайского района г.Ижевска Курбатов А.В. жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения, решение направлено в адрес заявителя.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Согласно пп. 3.1 указанной Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с пп. 2.3 Инструкции поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, - в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры.

В силу п. 6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Судом также установлено, что Приказом прокурора УР от <дата>-Ж - Аксенов Е.И. назначен на должность заместителя прокурора Первомайского района г. Ижевска.

Приказом Генерального прокурора РФ от 19.06.2015г Курбатов А.В. назначен на должность прокурор Первомайского района г. Ижевска.

Приказом Генерального прокурора РФ от <дата>Курбатов А.В. назначен на должность начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры УР.

В соответствии с частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (ч.10 ст.226 КАС РФ).

При этом ч. 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина и юридических лиц, не были нарушены.

Таким образом для удовлетворения административного иска необходимо соблюдение двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий ( бездействий) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В части срока обращения в суд, суд учитывает, что административный обжалуется бездействие административного ответчика, то и оспариваемое бездействие является длящимся, поскольку имеет место и на дату предъявления административного искового заявления, в связи с чем, суд приходит к выводу, что процессуальный трехмесячный срок, с момента, когда истец узнал о нарушенном праве, и установленный для обращения в суд, административным истцом соблюден.

Оценивая требования административного истца о признании незаконным бездействие прокурора Первомайского района г. Ижевска, выразившееся в не направлении заявителю копий обращений с отметкой о регистрации, являются не состоятельными в связи с тем, что пунктом 3 статьи 5 Федерального закона №59-ФЗ предусмотрены права гражданина при рассмотрении обращения, право на получение сведений о регистрации его обращения, указанной нормой не предусмотрено. Не предусмотрена и не возложена данная обязанность на органы прокуратуры и выше указанным законодательством, регламентирующих данный порядок.

Таким образом, законодательством РФ не возложена обязанность на органы прокуратуры службу или судебных приставов по направлению заявителю копии жалобы (обращения) с отметкой о регистрации.

Следовательно, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействие прокурора Первомайского района г. Ижевска, выразившегося в не направлении копии обращения с отметкой о регистрации, не имеется.

А потому и говорить, что неправомерными бездействиями ответчика нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не приходится.

Довод же административного истца, что запрошенные административным истцом копии обращений, с отметкой о регистрации, являются информацией о деятельности административного ответчика, поскольку является не только информацией, поступившей в государственный орган, но и созданной им, так как содержит отдельную информацию - сведения о регистрации. И бездействие нарушает право административного истца на получение запрошенной информации о деятельности административного ответчика, не состоятельны в силу выше изложенного.

Кроме того, суд полагает, ошибочным вывод административного истца, что копии обращений, с отметкой о регистрации, являются информацией о деятельности административного ответчика.

Довод же административного истца, что ст.29 ч.4 Конституции РФ и ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не позволяют отказывать в предоставлении информации о деятельности государственного органа, также в силу выше изложенного, не состоятельны.

Кроме того, рассматривая вопрос нарушены или нет права административного истца, суд исходи из следующего, что несмотря на то, что предоставление истцу копии поданных жалоб с отметкой о регистрации, не предусмотрено ни законодательством, ни инструкциями и во всех ответах данных на имя истца, прокуратурой Первомайского района г. Ижевска сообщалось, когда зарегистрирована в прокуратуре района обращения ФИО1 Таким образом, правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется т.к. доводы административного истца не основаны на законе, и никоим образом не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.

А потому и требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Прокуратуре Удмуртской Республики в лице в лице Прокуратуры Первомайского района г. Ижевска о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в отказе предоставить истцу запрошенных копии жалоб ( от <дата> и <дата> ) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца (через Первомайский районный суд г. Ижевска) со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено: <дата>.

Судья : М.А. Обухова