ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3687/20 от 25.08.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-3687/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 25 августа 2020 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при помощнике судьи Нурмухаметовой Р.Р.,

с участием старшего помощника прокурора г. Йошкар-Олы Пузыревой Н.А.,

с участием административного истца Покровского Л.К., представителя административного истца на основании ордера Владимирова А.В., представителя административного ответчика Пухова Р.Н., представителя административного ответчика Фатыхова Ф.Х., представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Газизова М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Покровского Льва Константиновича к Избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Покровский Л.К. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, указанным выше, просил отменить постановление избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12 августа 2020 года № 83/532 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5 Покровского Льва Константиновича», обязать восстановить его избирательные права путем возложения обязанности на административного ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12 августа 2020 года № 83/532 ему отказано в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5 на основании пп. «ж» п. 31 ст. 40 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл». Полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а именно: при проведении проверки подписных листов и подписей избирателей ответчиком привлечен эксперт ЭКЦ МВД по РМЭ <данные изъяты> в результате исследования составлена справка об исследовании от 9 августа 2020 года, не соответствующая требованиям п. 10 ст. 40 Закона Республики Марий Эл «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл», экспертом не было установлено недостоверных и (или) недействительных сведений, содержащихся в подписных листах, сведения об избирателях и их подписях. Ответчиком нарушено его право присутствовать при проведении подписных листов, грубо нарушены основания и процедура принятия решения об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты, вывод о недействительности 7 подписей, содержащихся в подписных листах, является надуманным, исправлений первоначального содержания не выявлено.

В судебном заседании административный истец Покровский Л.К. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного истца на основании ордера Владимиров А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным выше, указав, что состав рабочей группы избирательной комиссии был иной, чем указано в оспариваемом постановлении, председательствовало на заседании рабочей группы иное лицо, не Фатыхов, заседание заняло по времени 18 минут, а в протоколе указано время 17.42, справка об исследовании не содержит сведений, подтверждающих указание на научность исследования, выявленные дорисовки не влияют на восприятие содержания, просил учесть, что дополнительные штрихи связаны с пожилым возрастом избирателей, написаны дрожащей рукой, их оценка не требует специальных познаний, исправлений в сведениях об избирателях не имеется.

Представитель административного ответчика председатель избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» Пухов Р.Н. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражении на административный иск.

Представитель административного ответчика на основании доверенности Фатыхов Ф.Х. с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на иск, пояснил, что в ведомости проверки подписных листов стоит подпись четырех членов рабочей группы, которые в действительности принимали участие в заседании, в ходе просмотра документов у членов рабочей группы появились сомнения, в связи с чем было принято решение привлечь специалиста.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл по доверенности Газизов М.Р. с заявленными требованиями не согласился, представив возражения на административный иск, указав, что кандидат предупреждался, что проверка поданных им документов проводится в течение 10 дней, у него имелась возможность зачеркнуть эти подписи или оговорить исправления.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в п. 2 ст. 32 закрепляет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным Законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 1 ст. 1).

Согласно п. 3 ст. 1 данного Федерального Закона федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Порядок проверки соблюдения процедуры сбора подписей избирателей, оформления подписных листов в поддержку кандидата в депутаты органа местного самоуправления, достоверности сведений об избирателях и их подписей определен нормами ст. 40 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл».

Согласно п. 10 ст. 40 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл», избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Республики Марий Эл, военных комиссариатов, учреждений юстиции, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. В соответствии с Федеральным законом заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. В заключении эксперта указываются: дата, время и место производства экспертизы, основание производства экспертизы, фамилия, имя, отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследования и материалы, представленные для производства экспертизы, данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, содержание и результаты исследований с указанием примененных методик, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование. В соответствии с Федеральным законом на период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для принятия избирательной комиссией решения, но по поводу которых не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа муниципального района, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума; для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа поселения по решению Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

К числу оснований для отказа в регистрации кандидата п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ относит недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» в п. 31 ст. 40 также содержит перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.

Согласно п.п. «ж» п. 31 ст. 40 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Как установлено в судебном заседании, Покровский Л.К. 3 августа 2020 года представил в избирательную комиссию городского округа «Город Йошкар-Ола» подписные листы.

Постановлением избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12 августа 2020 года № 38/532 Покровскому Л.К. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5 в связи с тем, что количество достоверных подписей является недостаточным для регистрации кандидата (п.п. «ж» п. 31 ст. 40 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл»).

Как следует из ведомости проверки подписных листов, представленных избирательной комиссии, Покровским Л.К. собрано 33 подписи избирателей, из которых 7 подписей признано недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений (код нарушения 13).

Проверка подписных листов избирательной комиссией городского округа «Город Йошкар-Ола» проводилась в соответствии с п. 10 ст. 40 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» с привлечением эксперта отдела ЭКЦ МВД по Республике Марий Эл ФИО5

Экспертом проведено исследование, по результатам которого составлена справка от 9 августа 2020 года. Представленная справка об исследовании содержит сведения о дате ее составления, личности эксперта, сведения о проверяемых подписных листах кандидата в депутаты Покровского Л.К.

Эксперт отдела по обслуживанию территории г. Йошкар-Ола ЭКЦ МВД про РМЭ ФИО5 к проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Покровского Л.К., была привлечена в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Из представленных в материалы дела документов следует, что эксперт имеет необходимые специальные знания, квалификацию и опыт работы.

В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

В силу п.п. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Выявление в подписном листе № 3 в сроке № 2 столбце «Фамилия, имя, отчество» в рукописной записи «Владимир» путем дорисовки буквы «л», выраженная в наличии дополнительного вертикального штриха; в подписном листе № 4 в строке № 2 столбце «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» в рукописной записи «8813» путем дорисовки в цифре 8, выраженная в наличии дополнительных штрихов в верхнем овальном элементе слева; в подписном листе № 4 в строке № 5 в столбце «Адрес места жительства» в рукописной записи «кв.» путем дорисовки дополнительного штриха в верхней части буквы «к», в листе № 7 в строке № 1 в столбце «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» в рукописной записи « 521930» путем дорисовки в виде изменения цифры «3» на «5»; в листе № 8 в строке № 1 в столбце «год рождения (в возрасте 18 лет-дополнительно число и месяц рождения)» в рукописной записи «1969» путем дорисовки в цифре «9» путем дорисовки дополнительного штриха; в листе № 9 в строке № 1 в столбце «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» в рукописной записи № «515511» путем дорисовки имеется повторение движений в наклонном элементе цифре «1», в листе 11 в строке № 2 в столбце «Адрес места жительство» в рукописной записи г. Йошкар-Ола» путем дорисовки в букве «г», выраженная в наличии дополнительных штрихов в верхней части явились основаниями для признания недействительными данных подписей. Согласно заключению эксперта ЭКЦ МВД по Республике Марий Эл, выявленные дорисовки являются изменением первоначального содержания.

Как указано в п. 7 раздела 3.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 года № 128/986-6, не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.

Избирательная комиссия не наделена правом устанавливать, влияет ли наличие помарки или исправления на однозначность восприятия информации, либо восполнять имеющуюся неоднозначность путем опроса кандидата. Более того, кандидат даже не включен законом в число лиц, имеющих право оговорить имеющиеся исправления или помарки ни в сведениях об избирателях (за исключением случая, если кандидат самостоятельно осуществляет сбор подписей избирателей), ни в датах внесения ими своих подписей в подписной лист.

В данном случае в подписных листах № 3 в сроке № 2, № 4 в строке № 2, № 4 в строке № 5, № 7 в строе № 1, № 8 в строке № 1, № 9 в строке № 1, № 11 в строке № 2 допущены не помарки, а неоговоренные исправления путем дорисовки штриха в указании имени избирателя, номера паспорта, даты рождения, что является основанием для признания подписей недействительными.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о соблюдении административным ответчиком порядка проверки подписей избирателей в подписных листах в указанной части.

Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись.

Суд относится критически к ссылке избирательной комиссии на внесение неоговоренного исправления в сведения об избирателе в подписном листе 4 в строке № 5 в части наименования адреса места жительства избирателя и недействительности данной подписи, а также наименование записи г. Йошкар-Ола в листе 11 в строке № 2 путем дорисовки в букве «г.».

В силу п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

В данном случае административный ответчик ссылается на наличие неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе в адресе места жительства - наименовании населенного пункта «г. Йошкар-Ола» в букве «г.», и адресе места жительства «кв.», исполненных в виде дополнительных штрихов.

Наименование населенного пункта является однозначно читаемым, сокращения «г.» и «кв.» при написании адреса места жительства являются общепринятыми, что суд расценивает как помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений о месте жительства избирателей с учетом места проведения избирательной компании.

Таким образом, данные подписи избирателей являются действительными и не подлежат исключению.

Довод административного истца о нарушении экспертом требований п. 10 ст. 40 Закона РМЭ «О выборах в органы местного самоуправления Республики Марий Эл, а также ст. 59 КАС РФ, несостоятелен.

В соответствии с положениями раздела 3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборы, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением. Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о выборах допускает оформление результатов исследования в виде справки и не содержит требований об указании методики, в соответствии с которой проводилось исследование.

Представленная справка об исследовании содержит сведения о дате ее составления, личности эксперта, сведения о проверяемых подписных листах кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу №5. Оснований не доверять проведенному экспертом исследованию у суда не имеется.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд признает верным вывод административного ответчика о признании недействительными 5 подписей избирателей в подписных листах, представленных Покровским Л.К.

В соответствии со статьей 39 Закона «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Поскольку для регистрации кандидата требовалось 29 подписей, из представленных 33 подписей 5 признаны недействительными, соответственно действительными являются - 28 подписей, что является недостаточным для регистрации в кандидаты в депутаты согласно положению пункта 2 статьи 39 Закона «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл»

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановлением избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12 августа 2020 года обоснованно отказано Покровскому Л.К. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5 на основании п.п. «ж» п. 31 ст. 40 Закона Республики Марий Эл № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл».

Нарушений процедуры принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты судом не установлено.

Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Довод административного истца о нарушении процедуры проведения и проверки подписных листов опровергается имеющимися доказательствами.

Так, из материалов дела и исследованных в ходе судебного разбирательства видеозаписей следует, что Покровский Л.К. присутствовал 10 августа 2020 года на заседании рабочей группы под председательством Фатыхова Ф.Х. при проведении проверки подписных листов и подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5, что свидетельствует об оповещении административного истца о проведении проверки соблюдения требований закона при оформлении подписных листов, по результатам которой составлен итоговый протокол 10 августа 2020 года.

Заседание проводилось в составе уполномоченных членов рабочей группы, указанных в итоговом протоколе, дата и время начала заседания, указанное в протоколе, совпадают с фактическими. При этом суд не принимает во внимание доводы административного истца о несоответствии времени окончания заседания, поскольку, как следует из видеозаписей, и не оспаривалось Покровским Л.К. в судебном заседании, кандидат в депутаты по своей инициативе вышел из служебного помещения, не дожидаясь итогового результата.

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ копия итогового протокола проверки подписных листов и ведомости проверки была вручена Покровскому Л.К. после его составления 10 августа 2020 года в 17 часов 42 минуты, о чем в оригинале протокола имеется его подпись.

Поступивший 11 августа 2020 года в избирательную комиссию протокол разногласий к итоговому протоколу проверки подписных листов от кандидата Покровского Л.К. был рассмотрен на заседании избирательной комиссии 12 августа 2020 года. В силу чего оснований полагать, что в данной части имело место нарушение процедуры, у суда также не имеется.

Само по себе присутствие на заседании рабочей группы председателя избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» Пухова Р.Н. не свидетельствует о незаконности и нелегитимности проведенной процедуры проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Покровским Л.К.

Согласно ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что постановление избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12 августа 2020 года № 83/532 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5 Покровского Л.К. является законным.

Оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, восстановлении нарушенного права не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174, 177, 224 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Покровского Льва Константиновича к Избирательной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты от 12 августа 2020 года № 83/532 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5, возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» седьмого созыва по Вашскому одномандатному избирательному округу № 5 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня принятия решения судом.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 26.08.2020 года.