34RS0002-01-2022-004932-60
дело № 2а-3689/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Волгоград 21 июля 2022 года
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора Дзержинского района г. Волгограда ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Волгограда, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л :
Прокурор Дзержинского района г. Волгограда, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.
В ходе мониторинга выявлена интернет-страница /, содержащая текст, а также ссылку на скачивание текста в формате «WORD» государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования». Согласно справке Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, сверка скаченного с интернет-страницы файла государственного стандарта произведена в АО «Федеральный научный производственный центр «Титан-Баррикады» с текстом ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования», имеющимся в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады». Сопоставление скаченного с сайта / текста государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 с текстом документа, имеющегося в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание текста идентично, кроме инвентарного номера и наличия номера экземпляра на титульном листе. На титульном листе государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования», имеющегося в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» значится гриф «Для служебного пользования», экз.№0611, инвентарный номер 4211 (учтен 21.06.2013).
Таким образом, интернет-страница / содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.
В связи с чем, прокурор просил признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», размещенную по URL-адресу /, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дзержинского района г.Волгограда ФИО2 требования административного иска поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, будучи извещенными о месте, дате и времени рассмотрения административного иска в судебное заседание своего представителя не направили. Представили отзыв на административное исковое заявление, в котором просили рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие своего представителя.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07. 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В указанный реестр согласно п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологии и связи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен, в ходе которой выявлена интернет-страница , содержащая текст, а также ссылку на скачивание текста в формате «WORD» государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования», о чем составлен соответствующий акт от 01 июня 2022 года.
Скаченный файл в формате «WORD» с текстом вышеуказанного государственного стандарта на бумажном носителе 1 июня 2022 гнеда направлен в Волгоградскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах для проведения сверки.
Согласно справке Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о сверке документов, произведена сверка файла государственного стандарта произведена в АО «Федеральный научный производственный центр «Титан-Баррикады», с текстом ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования», имеющимся в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады».
АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» в соответствии с приказом Минпромторга России от 3 ноября 2020 года №3786 включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса на основании п.6 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 года №96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» и имеет бессрочную лицензию на разработку вооружения военной техники, производство и реализацию вооружения и военной техники.
АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» использует в хозяйственной деятельности государственные военные стандарты Российской Федерации, в том числе ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования».
Сопоставление скаченного с сайта / текста государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования» с текстом документа, имеющегося в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание текста идентично, кроме инвентарного номера и наличия номера экземпляра на титульном листе.
На титульном листе государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки на производство военное техники. Системы менеджмента качества. Общие требования», имеющегося в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» значится гриф «Для служебного пользования», экз.№0611, инвентарный номер 4211 (учтен 21 июня 2013 года).
Указатель страницы сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, сведения о доменном имени указанного Интернет - сайта в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты а информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (http://еаis.rkn.gov.ru), отсутствуют.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст.7 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утв. указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года №1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее - Положение №1233) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).
В соответствии с п.1.2 Положения №1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.3 Положения №1233).
Доступность информации о документах по стандартизации сучетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №162-ФЗ).
На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года №1567 (далее - Положение № 1567).
Согласно подл, «ж» и «ч» и.2 раздела I Положения №1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.
Из положений подп. «л» п.2 раздела I и п.34 раздела VII Положения №1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.
Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ.
В силу ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, информация, содержащаяся по ссылке, размещенной на интернет-странице /, распространение которой запрещено, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Анализ материалов, размещенных по указному выше URL-адресу, которая на день рассмотрения настоящего дела не удалена, не заблокирована, а также наличие этой информации в свободном доступе может привести к совершению преступлений и административных правонарушений, в связи с чем применительно к приведённым нормам, имеются основания для удовлетворения нестоящего административного искового заявления.
На основании решения суда о запрете к распространению посредством сети «Интернет» информации на территории Российской Федерации федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр сайтов, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации (п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012года №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»).
При таких обстоятельствах, учитывая наличие правовых оснований к признанию информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Дзержинского района г.Волгограда исковых требований, которые направлены на защиту интересов государства и прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 188 и ч.4 ст. 265.5 КАС РФ настоящее решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной - подлежит немедленному исполнению - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в порядке, установленном п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181, 188, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Дзержинского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по URL-адресу: - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательно форме принято 21 июля 2022 года.
Судья подпись Е.А. Абакумова
Копия верна:
Судья Е.А. Абакумова